Теория и практика профильного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций

Описание работы

Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения

Содержание работы

Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................


5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....

16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...

31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..

52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................

98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….

108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..

120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141

Файлы: 1 файл

TPPO_Kurs_lekcii_1.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Система профильного  обучения в США отличается от европейской более ранней и более широкой ориентацией на подготовку учащихся к миру труда и профессий, а также развитыми механизмами социального партнерства и сетевого сотрудничества.

Принятая в США в 1990-е годы концепция «Образование для карьеры» заключается в том, что любая ступень системы образования является продолжением предыдущей, подготовкой к следующим и предполагает:

– во-первых, усиление взаимосвязи  между образованием и трудом, развитие индивида в сторону понимания этого взаимоотношения и извлечении из него личной пользы;

– во-вторых, создание необходимых  условий для осознания каждым индивидом значения труда для личного развития и соотнесения конкретной трудовой деятельности со своими способностями.

Одной из составляющих названной  концепции является трехнедельный опыт практической деятельности, в которую включаются школьники уже с V класса младшей средней школы. Она направлена на достижение следующих целей:

– мотивационной (выработка устойчивых мотивов овладения знаниями для их использования в практической деятельности);

– профориентационной;

– социально-педагогической (учебный труд как средство разрешения социальных проблем, в процессе которого школьник учится общаться со своими сверстниками и взрослыми, начинает осознавать себя как личность, понимать окружающих его людей, то есть речь идет о формировании такого результата образования, который в современной отечественной педагогике принято обозначать термином «ключевые компетенции»);

– трудовой («введение в профессию», согласно американской терминологии, или «трудовое воспитание» – в соответствии с отечественной. Речь идёт о том, что после прохождения производственной практики, как показывает опыт, молодые люди не оставляют работу из-за возникающих трудностей, так как они научились их преодолевать в процессе учебы в школе).

Во взаимодействии американской школы  и производства широкое распространение получило участие представителей предприятий и бизнеса в учебном процессе. Непосредственный контакт учителей и учащихся с ними позволяет школьникам получить более полное представление о современном производстве.

В рамках профильного обучения на базе 12-летней американской школы (три  последних года) различают три вида программ:

1. профессионального направления (подготовка к определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры);

2. общего направления (для тех, кто не стремится поступать в вуз, но и не намерен сразу после школы приступить к профессиональной деятельности);

3. академического направления (в рамках которых осуществляется подготовка для продолжения обучения в вузах).

Эти виды программ получили название профилей. При этом профессиональный профиль включает разные подпрофили: сельскохозяйственный, сфера услуг, торговый, промышленный и др. Обучение состоит из обязательных и элективных курсов, причем крупные школы предлагают более 200 таких курсов. Помощь в выборе профиля обучения оказывают советники по профориентации, задача которых – показать связь между учебой и будущей профессией, помочь школьникам раскрыть и развить свои способности и определиться в профессии (эти советники – во многом аналоги британских тьюторов).

Однако не все 12-летние общеобразовательные  школы в США располагают необходимой  материально-технической базой, оборудованием, кадровым потенциалом. Для решения данной проблемы создаются кооперативные профессиональные школы для учащихся нескольких 12-летних школ:

– в кооперативных школах первого  типа все программы Х1-ХП классов  изучаются полностью. Кроме лабораторных занятий и обучения в мастерских, проводятся аудиторные занятия по общеобразовательным предметам;

– в школах второго типа – общеобразовательные предметы изучаются в обычной школе, а для изучения специальных предметов учащихся ежедневно привозят в кооперативное учебное заведение.

Анализ зарубежного опыта позволяет  выделить общие черты в организации обучения на старшей ступени общего образования для всех вышеназванных стран:

1. Старшая ступень общего образования  во всех экономически развитых  странах является профильной.

2. Как правило, профильное обучение (включая предпрофильную подготовку) охватывает три, реже – два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих  обучение в профильной школе,  неуклонно увеличивается во всех странах.

4. Организация профильного  обучения различается по способу  формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности выбора из множества курсов, предлагаемых на весь период обучения (Англия, США и др.). Как правило, школьники должны освоить не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра.

5. Количество обязательных  учебных предметов (курсов) на  старшей ступени обучения в сравнении с основной существенно меньше (среди них естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура).

6. Как правило, старшая  профильная школа выделяется  как самостоятельный вид образовательного  учреждения: лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» средняя школа – в США.

7. Дипломы (свидетельства)  об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями.

8. Весь послевоенный  период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов. При этом все более отчетливо проявлялись влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования на всех этапах (проведение экзаменов, разработка национальных образовательных стандартов, регламентация учебников и др.).

2. Проблема профильного обучения в России

в исторической ретроспективе

Отечественное образование  развивает идею дифференциации обучения с 1864 года.

В 1864 г. по Указу Александра II на территории Российской Империи начали организовываться семиклассные гимназии двух типов: классическая, основная цель обучения в которой сводилась к подготовке в университет, и реальная, задачей которой стала подготовка воспитанников к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения. Помимо того, дифференциация обучения проводилась и по сословному признаку: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища -имели определенные ограничения в приеме всех желающих.

Дифференциация охватывала и содержание образовательных программ. В реальных и коммерческих училищах вместо латинского и греческого языков более глубоко изучались естественно-математические науки и некоторые прикладные дисциплины.

После Октябрьской революции 1917 года идея профилизации школы продолжилась. В 1925 году Наркомпрос принял решение о целесообразности введения дифференцированных профессиональных уклонов для учащихся старших классов средней школы, в соответствии с которым содержание образования должно было соответствовать специфике того или иного уклона. При этом ученик должен был освоить минимальный уровень знаний, необходимых для дальнейшего обучения в вузе. Широкое распространение профуклонов было обусловлено как социальными, так и педагогическими причинами. С одной стороны, трудности в экономической жизни страны, безработица требовали вооружения старшеклассников какой-либо профессией, с другой – курс на связь школы с жизнью, непосредственное участие школьников в производительном труде актуализировали задачу профессионализации школы. Так, учащиеся, окончившие школу с кооперативно-торговым уклоном, получали квалификацию счетно-бухгалтерских работников, товароведов; обучение в школе с культурно-просветительским уклоном давало право работать библиотекарем, заведующим избой-читальней.

В 30-е годы начался новый этап в истории отечественной школы и педагогики. Профессиональные уклоны были отменены и взят курс на единообразную школу: унифицированы программы, введены единые требования к учащимся практически во всех учебных заведениях.

Вновь вернулись к  проблеме дифференциации и индивидуализации образования на старшей ступени обучения только в 50-е годы в соответствии с прежней идеей об установлении связи школы с жизнью. В 1957 году Академия педагогических наук начала проводить эксперимент по дифференциации школьного образования по нескольким направлениям:

– физико-математическому,

– техническому,

– биолого-агрономическому,

– социально-экономическому

– гуманитарному.

Экспериментальные школы  должны были давать общее и политехническое образование, а также вооружать учащихся специальными знаниями и умениями для работы в одной из 18 отраслей народного хозяйства. Комплектование этих направлений должно было осуществляться, как указывалось в документах, только по интересам учащихся.

Образование в Сибири, одном из самых больших регионов страны, отличающемся от Центральной России природно-географическими, социально-экономическими и культурно-образовательными признаками, развивалось с учетом местных условий, традиций и опыта. Именно поэтому в 1962/1963 учебном году академик М. А. Лавретьев под свою личную ответственность, не дожидаясь правительственных решений, организовал в г. Новосибирске первую в СССР среднюю специализированную школу-интернат физико-математического и химико-биологического профилей.

В 1963/1964 учебном году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР были официально открыты специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профилей при Ленинградском, Московском и Новосибирском государственных университетах (и на Украине – при Киевском государственном университете). Формирование учебных планов и программ для них было поручено не Министерству просвещения, а Министерству высшего и среднего специального образования, которое перепоручило решение этой проблемы соответствующим государственным университетам. В результате каждый из них создал свою модель профилизации.

Так, в Новосибирской физматшколе в середине 1960-х годов важнейшую роль играли научные кружки, руководимые научными работниками, аспирантами, студентами. В выпускном классе много времени отводилось специализации в одной из отраслей будущей профессии. Один день в неделю школьник проводил в соответствующем НИИ Сибирского отделения АН СССР. Он работал лаборантом и сдавал зачет по результатам экспериментальной деятельности сотрудникам.

В разных городах стали  появляться физико-математические школы и классы, классы со специализацией по иностранным языкам (наиболее распространенная форма профилизации). Так, в г. Кемерово на базе средней школы № 1 были открыты первые физико-математические классы, а на базе средней школы № 21 – школа с углубленным изучением английского языка.

Сложившийся к концу 1960-х  годов институт спецшкол позволял готовить учащихся с высоким уровнем знаний по профильной специальности соответствующего вуза (математика, иностранный язык) и гарантировал их поступление в вуз. При этом основная программа оставалась практически неизменной, вводились лишь дополнительные часы по соответствующему профилю, что приводило к перегрузке учащихся.

Наиболее массовой формой дифференцированного обучения в 1960-1980-е годы стали факультативные курсы (введенные в 1966 году в У1П-Х классах), для которых было разработано достаточное количество программ (практически по всем учебным предметам). Основной задачей факультативных курсов считалась профессиональная ориентация, однако большей популярностью пользовались факультативы, предполагавшие углубленное изучение тех или иных разделов профильного предмета.

В 1990 году школы с углубленным изучением какого-либо предмета охватывали всего 1,5 – 2 % учащихся IX, X классов, при этом их число возрастало крайне незначительно.

В 1987 году Пленум ЦК КПСС принял решение о необходимости дифференциации обучения по всей стране. В результате на рубеже 1980-1990-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированных на углубленное изучение школьниками избираемых ими образовательных областей с целью подготовки к дальнейшему обучению в вузе. В Кемеровской области первая гимназия появилась в 1989 году. Сегодня в области работает 21 лицей, 33 гимназии, 8 школ с углубленным изучением учебных предметов, 53 школы имеют классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Опыт разработки и  практической апробации механизмов профильного обучения на старшей ступени общего образования составил основу современной концепции профильной школы.

Таким образом, к концу 1990-х годов на практике сложились основные предпосылки формирования современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, а именно:

– осмысление опыта дифференцированного  обучения в отечественной и зарубежной общеобразовательной школе;

– законодательное оформление перехода российской школы от унитарности к вариативности, одной из форм которой и является профильное обучение;

Информация о работе Теория и практика профильного обучения