Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:48, курс лекций
Курс лекций по дисциплине «Теория и практика профильного обучения» содержит 11 лекций, литературу, рекомендованную по каждой теме, контрольные вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий. Материалы лекций могут быть использованы для самостоятельного изучения материала.
Предназначен для всех форм обучения
Введение………………………………….………..........................
4
Лекция 1. Профильное обучение за рубежом. Проблема профильного обучения в России в исторической ретроспективе................................................................................
5
Лекция 2. Концептуальные основы профильного обучения и нормативно-правовые основы профильного обучения………....
16
Лекция 3. Выбор профиля обучения (профильная ориентация). Профориентация в профильном обучении………………....…...
31
Лекция 4. Применение портфолио в предпрофильной подготовке и в профильном обучении……………...…..…....…..
52
Лекция 5. Базисный учебный план…………………………….…
61
Лекция 6. Индивидуальный учебный план………………..…..…
74
Лекция 7. Курсы по выбору. Элективные курсы………………..
87
Лекция 8. Муниципальная образовательная сеть профильного обучения............................................................................................
98
Лекция 9. Модульно-рейтинговая система обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений……………….
108
Лекция 10. Дистанционная поддержка профильного обучения.
115
Лекция 11. Продуктивное обучение как форма реализации моделей профильного обучения……….……………….....….…..
120
Глоссарий………………..……………………………………………….
132
Список использованной литературы………………………………..
141
6. Общие выводы о предпочтительном профиле обучения:__________
Вариант 2. «Карта выбора профиля для учащегося 9 класса»
1. О себе:
Фамилия ___________
Имя _______________
Класс ______________
2. Образовательный запрос:
Я ознакомился с «образовательной картой» территории и могу сделать вывод
______________________________
Мой образовательный запрос состоит в следующем, я готов изучать:
Предмет |
Где будет изучаться |
Когда |
3. Мой индивидуальный
маршрут образовательной
______________________________
4. Я принял участие в следующих видах диагностики и самодиагностики:
Диагностические процедуры |
Выводы |
Резюме. Данные самодиагностики свидетельствуют о моей предрасположенности к следующим направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения
______________________________
5. Мои основные ограничители (затруднения, проблемы) свободы выбора профиля обучения
______________________________
6. Результаты анализа
«пробы выбора профиля обучения
7. Результаты анализа работы с матрицей альтернативного выбора
______________________________
______________________________
______________________________
8. Уровень оценки личностных черт характера:
Качества характера |
Самооценка |
Взаимооценка |
1. Самостоятельность |
||
2. Ответственность |
||
3. Активность |
||
4. Честность |
||
5. Трудолюбие |
||
6. Коммуникабельность |
||
7. Доброжелательность |
||
8.Дисциплинированность |
||
9. Толерантность |
||
10. Порядочность |
||
11. Инициативность |
||
12. Креативность |
Качества характера, наиболее востребованные в будущей профессиональной деятельности |
1. |
2. |
3. |
9. Общие выводы о
предпочтительном профиле
2 Профориентация в профильном обучении
Сущность профориентации
В общем виде под профориентацией
понимается ориентация школьника на
те или иные профессии. Понятие профессиональная
ориентация развивается по мере того,
как меняется представление общества
о целях и задачах профориентац
Профессиональная ориентация трактуется как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации (см. схему 3).
Схема 3 – «Слагаемые профориентации»
Теоретические основы профориентации
Теоретической основой профориентации выступает теория продуктивного обучения. Продуктивное обучение – это обучение, при котором школьник учится в процессе производства своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целостного и завершенного индивидуального результата. В 1972 г. в Нью-Йорке появилось первое учебное заведение под названием «Город как школа», реализующее продуктивное обучение. Тогда же родился документ «Вперед – в XXI век». Инициаторами модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 г. государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен». Эта экспериментальная модель открытой школы выстраивается на основе «обучения путем эксперимента». Подростки, обучаясь в ней, проходят практику по индивидуальным образовательным программам, работая в самых различных уголках города.
Вводился специальный пакет документов (Learning Educational Activities Packet), который фактически становился договором между учителем и учеником. Результатом обучения становились отчеты, в которых учащиеся анализировали и протоколировали все, что было сделано на рабочем месте, какие завершенные виды деятельности об этом свидетельствовали, как именно это было связано с учебной программой. Переход из класса в класс стал нефиксированным, определяясь достижениями ученика по сумме зачетов и оценке проектов в течение года. Сегодня эта школа предлагает ученикам на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Среди них мастерские, студии, редакции газет, типографии, театры, кафе, бюро услуг, больницы, лаборатории, магазины и т. п. Это ресурсная сеть, места стажировок, которые в зависимости от проектов и интересов учащихся могут быть двухнедельными, а могут длиться и несколько месяцев. Основное время школьники заняты на рабочих местах в городе, возвращаяясь в школьное здание один-два раза в неделю для совместных обсуждений своего продвижения в проекте и решения необходимых вопросов, связанных с самостоятельный» изучением учебного материала, интегрированного в проект.
В чем же отличительные
особенности продуктивного
Организуемая таким образом продуктивность изменяет деятельность и учащегося (он перестает быть учащимся в полном смысле этого слова), и учителя (он уже не традиционный оракул). Показателями продуктивности для ученика являются индивидуальный интерес, кооперация и партнерство, самостоятельность и ответственность, а для педагога – консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, создание современной образовательной среды, обеспечение условий для продуктивной деятельности индивида и группы.
Таким образом, образовательная деятельность старшеклассника выстраивается на основе личного опыта и рефлексии над своими действиями и поступками либо над действиями и поступками окружающих людей. Основу подобного образовательного процесса составляет личный опыт и рефлексия, что приводит к трансформации представлений.
Для организации продуктивной образовательной деятельности старшеклассника в процессе профориентации необходимо обеспечение следующих условий:
– создание среды для
социально-профессионального
– проектирование образовательного пространства для развития способностей и достижение компетентности, необходимых для принятия решения о продолжении образования;
– оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в самоопределении средствами консультационной работы и диагностики.
Данные условия могут быть реализованы в нескольким направлениях профориентационной работы:
1) интеграция образовательных
областей и внеучебной деятельн
2) организация социального партнерства;
3) организация диагностики и консультирования;
4) обеспечение профильной
подготовки на основе вариативн
Этапы профориентации
Первый этап – пропедевтический – совпадает с этапом профильной ориентации в предпрофильной подготовке.
Второй этап – конструктивный – длится 1,5 года (10 – 11 классы) и включает в себя информационную работу, диагностику и профессиональные пробы, содержащие как моделирование будущей профессиональной деятельности, так и организацию социальной практики и широкого спектра видов образовательной деятельности – проектной, исследовательской, учебно-исследовательской и др.
Третий этап – заключительный, или рефлексивный, – содержит:
1) обучение способам принятия решений о выборе профессии;
2) определение готовности
к самостоятельному выбору
3) погружение в проблему выбора профессии.
Результатом профессиональной
ориентации выступает профессионально-
Содержание и средства профориентации
Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе профориентации направлено на решение следующих задач:
1) определение реальной
проблемы профессионального
2) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;
3) изучение индивидуально-
4) изучение обучающимися мира профессий;
5) определение психологической
готовности к
6) коррекция психологической готовности к профессиональному самоопределению;
7) коррекция выбора.
Для решения данных задач применяется широкий спектр методов, форм и технологий психолого-педагогического сопровождения старшеклассников (табл. 6).
Таблица 6 – Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассника в процессе профориентации
№ п/п п |
Задача |
Направление сопровождения |
Средства |
1 1 |
Выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора |
Выбор профессии и т. д. |
Проба выбора |
2 2 |
Определение реальной проблемы профессионального самоопределения |
Профессиональное самоопределен |
Беседа, интервью, сочинение, биография, составление Я- концепции и др. |
3 3 |
Изучение индивидуально- |
Педагогическая диагностика |
Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, склонностей, способностей и т. д. |
4 4 |
Изучение мира профессий |
Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии |
Игры, тренинги, кейсы |
5 5 |
Определение психологической готовности к профессиональному самоопределению |
Рефлексия процесса профессионального самоопределения |
Методики самопознания и самоанализа и т. д. |
б 6 |
Коррекция психологической готовности к профессиональному самоопределению |
Мотивация профессионального выбора, согласование идеального и реального образа профессии и др. |
Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа и т. д. |
7 7 |
Коррекция выбора |
Коррекция процесса профессионального самоопределения |
Составление планов, разыгрывание альтернативных сценариев и т. д. |
Традиционной формой является проведение профориентационных занятий. Проведение профориентационных занятий требует сегодня организации информационной поддержки, включая профориентационные сайты и другие источники информации.
Значительным педагогическим потенциалом обладают профессиональные пробы. Под профессиональными пробами понимаются профиспытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующие обоснованному выбору профессии.
На сегодняшний день существует две точки зрения в определении сущности профессиональной пробы. Так, ряд ученых считает, что профессиональная проба может осуществляться в моделируемой профессиональной деятельности, например в школе при проведении классных часов. Рассмотрим пример подобного задания.
Ситуация-проба «Представление о профессиях». В любой профессиональной деятельности необходимо представлять ее алгоритм – последовательность и связи действий в процессе изготовления продукта (достижения результата). Составьте алгоритм действий человека с предмете труда (от начального до конечного состояния объекта), области выбранной вами профессии: повар – винегрет, слесарь – установка крана, музыкант – настройка инструмента, столяр – изготовление шкафа.
Так же реальное «могу» в аспекте профориентации может представлять оценку сформированности тех или иных общеучебных умений, востребованных в старшей школе обязательно соотнесенных с избираемой спецификой профильного обучения и будущей профессией, например» журналиста. Можно также рассматривать в качестве критериев оценки реального «могу» способность к организации собственной деятельности в малой группе и наиболее актуальные коммуникативные способности. Для того чтобы эта процедура представляла собой пробу выбору дальнейшего направления обучения, необходимо ее достаточное ресурсное оснащение в виде некоторого «культурного материала» – объекта или продукта деятельности носителей тех профессий, с освоением которых соотносятся возможные пути профессионального становления при выборе того или иного профиля обучения. Следовательно, необходимо моделировать трудовую деятельность старшеклассников, направленную на получение конкретного результата: выпуск газеты, создание сайта, подготовку радиопередачи, выращивание цветов, изготовление того или иного изделия и т. д.
Исследовательской деятельности школьников принадлежит значительное место и при выполнении ими профессиональных проб, так как каждая из них предусматривает созидательный и творческий компоненты. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, на выбор материалов, деталей, на модернизацию какой-либо конструкции и т. п. К творческому компоненту можно отнести планирование работы: самостоятельное изучение литературных источников, конструирование новых изделий, использование новых методов решения поставленной задачи.