Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Анисимовой ИВ гр721.docx

— 126.12 Кб (Скачать файл)

Придерживаясь концепции М.М. Манасеиной об «интеллектуальности человеческих ощущений». Е.И. Тихеева рассматривала развитие внешних чувств, интеллектуальной и эмоциональной сферы в практической деятельности ребенка в ограниченном единстве. Своеобразие методики Е.И. Тихеевой заключается в разнообразии активных видов детской деятельности, так как она считала, что представления приобретаемые не только чувственным путем, но и действенным, всегда более глубоки, отчетливы и развиваются практически – с помощью игр, трудовых поручений, в процессе творческих занятий.[29,54]

Е.И. Тихеева связывала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром, с природой. Разработанные ею дидактические материалы и игры направлены на различение цвета, величины, формы, фактуры предметов.

В 1966 году состоялась конференция по сенсорному воспитанию, на которой были заслушаны доклады по сенсорному воспитанию детей в процессе конструктивной деятельности (В.Г. Нечаева, З.В. Лишван), обучения детей звуковому анализу слов, труда в природе (В.Н. Аванесова, Н.П. Саккулиной), в дидактических играх. Особое внимание уделялась вопросу сенсорного воспитания в процессе изобразительной деятельности, который освещали Н.П. Поддъяков, Л.Е. Журова, Н.П. Саккулина. Они указывают на необходимость с первых шагов детей привлекать их впечатления, полученные из окружающего мира, их сенсорный опыт в процессе изобразительной деятельности.[37,42]

Вопросом организации зрительных и слуховых впечатлений ребенка и формирования предметного восприятия занимались Л. Павлова и Л.А. Венгер. [25,42]

Л.А. Венгер осветил проблему сенсорного развития детей второго и третьего года жизни при обучении предметным действиям. Большого внимания требует его книга «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Изложенная в ней система игр и упражнений направлена на ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы, величины и формирование действий по их использованию.

Проблемой освоения цвета детьми раннего возраста занималась Э.Г. Пилюгина. Она разработала систему дидактических игр и занятий, а в исследованиях, опубликованных в 1970 году, практическим путем доказала,  что детям раннего возраста доступно все богатство и разнообразие цветов и оттенков. Э.Г. Пилюгина отмечает, что ознакомление детей с цветом в различных видах деятельности – одно из условий формирования полноценного восприятия, которое в отличии от элементарного различения цветовых свойств, предполагает осознание предметного значения цвета, умение учитывать его при выполнении действий с предметами.[27,51]

Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием раскрыла в своих трудах Е. Ульянова.[29,25]

В настоящее время в дошкольной педагогике на основе новой в психологии теории восприятия (Л.С. Выгодский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) разработана комплексная программа сенсорного воспитания, над определением принципов, методов и содержания которой работал ряд исследователей (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина и др.).[26,4]

Новая система сенсорного воспитания основывается на современных дидактических принципах.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов. Но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д. Это первый отличительный признак новой системы сенсорного воспитания от систем, которые сложились ранее (теории Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой).

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решение важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение их «сигнального значения». Это тоже отличает новую систему сенсорного воспитания от классических систем.

Третьим принципом отечественной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.

 Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда задач. В этом заключается следующее отличие современной системы сенсорного воспитания от ранее сложившейся.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета. Овладевая системой эталонов, дети получают как бы набор мерок, с которыми они могут сопоставить любое, вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.[26,5] Это следующее отличие современной системы сенсорного воспитания от классических систем.

Таким образом, проблема сенсорного развития и воспитания детей в истории дошкольной педагогики и психологии на всех этапах развития этих наук занимает одно из центральных мест.

 

1.2. Сенсорное воспитание  и развитие детей раннего возраста.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий;
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте задачи сенсорного воспитания конкретизируются,  формируется определенное звено сенсорной культуры.[13,112]

В процессе сенсорного воспитания П.Г. Саморукова выделила ряд этапов.

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Воспитатель предлагает ребенку создать какой-то продукт, который должен быть сходным с образцом или удовлетворять определенным требованиям. Дети сразу начинают действовать. Они не анализируют, не обследуют образец или материал, предложенный для деятельности. Они ограничиваются общим, нерасчлененным восприятием и, естественно, ошибаются.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках являются целью второго этапа.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. Затем он предлагает детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать действие и то качество, которое выделено в результате.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Обследование предметов должно проводиться по-разному, в зависимости от его цели. Это может быть обследование зрительное или совершаться путем движения руки по предмету, ощупывание предмета. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности Н.Н. Поддъяков выделил общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

    1. Восприятие целостного облика предмета;
    2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, цвет, …);
    3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше – ниже, слева – справа, …)
    4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
    5. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах [27, 54-59].

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д. [2, 66].

Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества путем сравнения разнообразных предметов. Постепенно ребенок овладевает названиями эталонов.

Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном.

Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важна система знаний, требующих при выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений.

На этом этапе работы воспитатель широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Итак, чтобы сенсорное воспитание дало хорошие результаты, необходимо учитывать:

    1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня, недели, месяца всех режимных процессов.
    2. Постепенность и последовательность воспитания в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
    3. Обучение новому должно опираться на знания, умения, которые есть у ребенка.
    4. Методика воспитания должна учитывать индивидуальные особенности, и использоваться по мере усложнения программы воспитания.
    5. Учитывая возрастную познавательную активность и потребность ребенка, в обучении и воспитании ему следует давать разнообразный материал на развитие его сенсорных способностей.

На протяжении первых лет жизни ребенка, как отмечал А.В. Запорожец, происходит интенсивное сенсорное развитие, характеризующееся не только количественными, но и глубокими качественными изменениями содержания и структуры соответствующих процессов. Изучение этого развития имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, совершенствования практической деятельности, формирования различного рода способностей у ребенка.

Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. Начатое в более старшем возрасте развитие восприятия идет медленнее, труднее и становится качественно иным [26, 4].

Сенсорное развитие детей происходит в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Далее рассмотрим, с какими видами деятельности связано сенсорное воспитание.

1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Её основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения знаний. Это игра, но игра познавательная, влияющая на развитие любознательности, познавательных интересов и способностей дошкольников. Долгое время дидактическая игра в теории и практике рассматривалась лишь как прием обучения и входила в состав занятий. Сейчас же дидактическая игра используется как форма обучения детей.

Вопросы теории и практики дидактической игры рассматривались многими учеными. К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка. Он указывал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Задача дидактической игры – в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом [3,6]. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста