Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Анисимовой ИВ гр721.docx

— 126.12 Кб (Скачать файл)

Данная работа была посвящена тому, могут ли дидактические игры влиять на сенсорное развитие детей раннего возраста. Она состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть была посвящена анализу литературы по исследуемой проблеме. В этой части раскрываются ключевые понятия, а именно сенсорного развития и воспитания, сенсорных эталонов, дидактических игр. Также были раскрыты этапы и принципы сенсорного воспитания, особенности игровой деятельности в раннем возрасте, функции дидактической игры и ее классификация.

Практическая часть включает само исследование, в ходе которого выдвинутая гипотеза подтвердилась. С помощью дидактических игр-занятий и метода анализа уголка по сенсорному развитию, а также карт нервно-психического развития было получено подтверждение, что дидактические игры-занятия оказывают влияние на этот психический процесс.

В заключении необходимо добавить, что данную проблему нужно изучать и далее. Изучение ее поможет педагогам подбирать дидактические игры и материал для этих игр, так чтобы способствовать сенсорному развитию детей, основы которого необходимы для дальнейшей жизни ребенка.

 

 

Список литературы:

1.  Бейлина А.  Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.

2.  Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства.  – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.

3. Васильева М.А., Гербовой  В.В., Комаровой Т.С. «Методические  рекомендации» (к программе воспитания  и обучения в детском саду) – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.

5.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

6.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

7.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

8. Волосова Е.Б. Развитие  ребенка раннего возраста (основные  показатели)/ Е.Б. Волосова. М – Линка-пресс, 1999.

9.  Выготский Л.С. Психология.  – М.:  ЭКСМО-Пресс, 2000.

10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

11. Глушкова, Г. Игра или упражнение //  Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.

12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

13. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

14.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович – СПб.:Детство-Пресс, 2014

15. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста //  Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.  – с. 21 – 26.

16. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

17.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - №4. - с 2-6.

18. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П.  -М.: Академия педагогических наук, 2003.   

19. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.

20. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.

21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.

22. Краснощёкова Н.В.  Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

23. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.  - М.: Академия, 2002.

24. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

25. Новоселова С. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни // Дошкольное воспитание №8, 2004

26. Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии // Дошкольное воспитание №4, 2002, стр.74

27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

28. Печора К., Ширванова О., Перунова В. Учим играть детей раннего возраста // Дошкольное воспитание №4, 2005, стр. 11

29. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение,  1996.

30. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы  построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева – М.: СПб.: Детство-Пресс, 2007

31. Поддъяков  Н.Н.  Сенсорное воспитание в детском саду//  Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков  Н.Н., Аванесова В.Н.  – М.: Просвещение, 2001.

32. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду,  -2007.  -№3. – с.4.

33. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. Издание пятое переработанное.

-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

34. Тихеева Е.И. Воспитатель  должен не только любить детей, но и знать их возрастные  особенности// Дошкольное воспитание, -2002.-№10.- С.90-93.

35. Удальцова Е. И.  Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.

36. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

37. Усова А.П.  Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.

38. Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2010.  

 

Приложение №1. Беседа с воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2. Дидактические игры, находящиеся в группе «Малышок».

Кубики «Собери картинку» - машинка, овощ, фрукт, сказки, цвет, форма.

Вкладыши – домашние животные, от маленького к большому, овощи, фрукты, геометрические фигуры, транспорт.

«Какого цвета не хватает?»

«Найди такой же цветочек»

«Один - много»

«Большой, поменьше, маленький»

«Покажи такую же»

«Найди матрешке ведерко»

«Вставь втулочку»

«Пирамидки» пластмассовые, деревянные (различных размеров и форм)

«Бусинки»

«Разложи предметы такого же цвета»

«Цветные дорожки»

«Грибы на полянке»

«Собираем шишки и грибочки»

«Чудесный мешочек»

«Лейся водичка»

«Разные водоемы»

«Разноцветные прищепки»

«Рисуем по гречке»

«Перебираем фасоль и горох». 

 

 

 

 

Приложение №3. Карты нервно-психического развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4. Анкета для родителей (изучение уровня сформированности сенсорных представлений у ребенка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5. Консультация для родителей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.

Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Вот некоторые примеры занятий с детьми.

«Что катится? »

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек».

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки».

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.

 

 

 

 

 

Приложение №6. Анализ полученных результатов после проведения дидактических игр (дети экспериментальной и контрольной группы).

Таблица 1) Величина.

«Большое и маленькое ведерко, стульчик (в натуральную величину и на картинке)»

Ф. И. р.

большой

маленький

Варя Б.

+

+

Артем Д.

+

+

Полина В.

+

+

Ксения Г.

+

+

Денис Д.

+

+

Ярослав Я.

+

+

Вероника К.

+

+

Вадим И.

+

+

Ольга Т.

-

+

Соня Б.

+

-


 

Оценка выполнения задания:

Показывает +

Не показывает -

Таблица 2) Цвет.

Цветные пластмассовые шары одинаковой величины.

Ф. И. р.

красный

синий

зеленый

желтый

голубой

Варя Б.

+

+

+

+

+

Артем Д.

+

+

+

+

+

Полина В.

+

+

+

+

+

Ксения Г.

+

+

+

+

+

Денис Д.

+

+

+

+

+

Ярослав Я.

+

+

+

+

+

Вероника К.

+

+

+

+

-

Вадим И.

+

+

+

+

-

Ольга Т.

+

+

+

+

-

Соня Б.

+

+

+

-

-

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста