Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста.
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательной и образовательной работы в ДОУ. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовывать программу всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляется в процессе предметной деятельности.
Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания. На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, кто еще не справился с заданием [26, 16-17].
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения [26, 17].
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т.д.
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания [26, 22].
Успех сенсорного воспитания обуславливается содержательной деятельностью детей, обучающим воздействием взрослого и созданной им развивающей средой.
Для осуществления сенсорного воспитания необходимо создать специальные условия. Они определяются задачами сенсорного воспитания на каждом возрастном этапе.
Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно вспомнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.
Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть прилежными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.
Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т.п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь.
Игра – любимая и единственная деятельность младших дошкольников – в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется [30, 43].
Разнообразные конструктивные и строительные наборы и легкий модульный материал, а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, - материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий ему возможность изменить и выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе.
Рекомендуется в группах раннего возраста отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники) [30, 44].
Из дидактических игр: типа лото и парных картинок. Мозаика (для 3-х летних детей – крупная пластиковая) и пазлы из 3-12 частей, и наборы кубиков из 4-9 штук, и развивающие игры.
Все, что окружает ребенка, должно быть не просто ярким, броским, а, в первую очередь, эстетически выдержанным. Дети раннего возраста очень отзывчивы к изменениям среды, которые следует практиковать для того, чтобы поддержать их ориентировочную активность в познании окружающего мира, ведь в процессе сенсорного воспитания ребенок проходит несколько этапов.
Таким образом, необходимо сказать, что сенсорное развитие является сложным психическим процессом, который необходимо развивать и чем раньше, тем лучше. Как было уже отмечено ранее, большое влияние на сенсорное развитие детей раннего возраста оказывает игровая деятельность. Каковы же ее особенности в раннем возрасте?
Глава II. Опытно-экспериментальная работа.
Целью данной работы является изучение влияния дидактических игр на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста.
Для достижения цели использовались следующие методы:
2. Анализ предметно-развивающей среды.
3. Анализ карт нервно-
4. Анкета для родителей.
Данное исследование проводилось на базе МДОУ № 61 «Золотой ключик» в группе раннего возраста «Малышок» (первая младшая группа). В исследовании принимали участие следующие дети:
Экспериментальная группа
Имя ребенка |
Возраст (год, месяц) |
Варя Б. |
3 |
Артём Д. |
2,7 |
Полина В. |
2,11 |
Ксения Г. |
2,10 |
Денис Д. |
2,9 |
Контрольная группа
Имя ребенка |
Возраст (год, месяц) |
Ярослав Я. |
2,5 |
Вероника К. |
2,10 |
Вадим И. |
2,11 |
Ольга Т. |
2,6 |
Соня Б. |
2,7 |
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
1. Беседа с воспитателем.
Цель – выявить использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Методика: для беседы с воспитателем были подобраны следующие вопросы:
В результате проведенной беседы (см. приложение №1), можно сделать следующий вывод: дидактические игры пользуются большой популярностью в группе. Дети очень любят играть в них. Дидактический материал расположен в доступном месте по отношению к детям. Малыши проявляют интерес к игре, осваивают действия с предметами, принимают игровую задачу. В ходе игры дети обращаются за помощью к воспитателю, очень любят поговорить по поводу игры. В игре участвуют небольшие группы детей, длительность игры – 3-5 минут. Дидактические игры оказывают большое влияние на сенсорное развитие детей. В ходе игр дети запоминают цвета, геометрические формы, величины предметов.
2. Анализ материалов
и пособий по сенсорному
Цель: Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды требованиям программы в соответствии с возрастом, способствующей сенсорному развитию детей.
Анализ проводится по следующим критериям:
Анализ:
Уголок по сенсорному развитию расположен рядом с детскими столами и стульчиками, что позволит ребенку самому заниматься. Основные предметы, доминирующие в этом уголке это – башенки из колец и шариков, пирамидки (как большие, так и маленькие, разного цвета: зеленого, красного, синего, желтого и с разноцветными кольцами), мисочки-вкладыши, матрешки, большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, мозаика (разной величины, формы и цвета), деревянные и пластмассовые игрушки, занимательная коробка, коробка с набором мелких игрушек, шнуровки. Весь материал находится на доступном расстоянии и соответствует возрасту детей, которые очень любят играть в дидактические игры.
В целом можно сказать, что в группе раннего возраста «Малышок» создана очень богатая предметная среда для сенсорного развития. Игровой материал соответствует возрасту детей и находится в доступном месте, поэтому в самостоятельной игре дети с удовольствием используют его (см. приложение №2).
3. Анализ сенсорного
развития детей раннего
Цель – изучить карты нервно-психического развития детей раннего возраста и выявить особенности, характерные для данного возраста.
Методика: для анализа были предоставлены 5 карт нервно-психического развития (см. приложение №3). Анализ проводился по следующим вопросам:
Анализ:
1. Варя Б.: девочка из полной, благополучной семьи. Ребенок малоактивен, внимание достаточно устойчивое, медлителен. Что можно сказать про сенсорное развитие, то Варя путается при определении основных цветов, в самостоятельной игре правильно собирает пирамидки, матрешек, подбирает плоские геометрические фигуры к образцу, путается при определении большого и маленького предмета, определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
2. Полина В.: девочка из благополучной, полной семьи. Ребенок малоактивен, доброжелателен, легко обучаем, внимание устойчивое, развитие соответствует возрасту. Что можно сказать про сенсорное развитие, то девочка правильно называет 4 основных цвета, ориентируется в 7 цветах спектра по образцу, в самостоятельной игре последовательно собирает матрешек, пирамидки, путается в названии геометрических фигур, находит и называет большой, маленький предмет, определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).