Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Анисимовой ИВ гр721.docx

— 126.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПетрГУ)

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики  и психологии детства

 

 

 

 

Курсовая работа

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

 

Выполнила студентка

Анисимова Ирина Викторовна

721 учебной группы

2 курс 

Заочная форма обучения

Научный руководитель:

Судакова Раиса Владимировна

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6

1.1. Проблема сенсорного  воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6

1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13

1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17

1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей  раннего возраста……………………………………………………………….25

1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33

2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34

2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40

2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50

Заключение…………………………………………………………………….53

Список литературы……………………………………….……………….….55

Приложения……………………………………………………………….……58

 

 

 

Введение.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени. Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и интеллектуальных способностей); как форма организации деятельности; как метод и прием руководства детской игрой; как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная) [6, 12].

В разное время ученые-исследователи (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др.) разрабатывали теорию и методику дидактической игры. Многие игры сохранили свою привлекательность для современной практической педагогики и до сих пор справедливо пользуются популярностью в детских садах.

Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов [7, 30].

Развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгера рассматривается как эффективное педагогическое воздействие. В настоящее время разработана новая система сенсорного воспитания, и вследствие этого роль дидактических игр существенно изменяется. Большое внимание проблеме сенсорного воспитания уделяла Л.Н. Павлова. Она разработала систему дидактических игр, которые пользуются популярностью во многих детских садах. Задачи, которые решаются с помощью таких игр, тесно связаны с сенсорно-познавательными процессами.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [19, 4].

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль.

Тема, заявленная в данной работе, в настоящее время актуальна еще и потому, что стоит острая проблема того, какие способы благоприятствуют сенсорному развитию детей. Актуальность ее обусловлена новыми задачами, которые выдвинуты требованиями общественного развития. Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о том, что данной проблемой занимались многие ученые-педагоги и психологи. Они отмечали, что дидактические игры способствуют умственному развитию детей, частью которого является сенсорное развитие. Данная работа позволит сделать некоторые выводы о том, могут ли дидактические игры влиять на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс сенсорного воспитания и развития.

Предмет исследования: взаимосвязь дидактических игр и сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста.

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую  и педагогическую литературу  по исследуемой проблеме;

2. Проанализировать и выявить уровень сенсорного развития детей раннего возраста;

3. Подобрать и апробировать серию дидактических игр;

4. Обобщить и проанализировать  результаты, полученные в ходе  исследования; выявить влияние дидактических  игр на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста.

Гипотеза: предполагается, что дидактические игры влияют на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста при условии создания развивающей среды и подбора дидактических игр в соответствии с уровнем сенсорного развития.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по  исследуемой проблеме.

2. Беседа с воспитателем.

3. Анализ уголка по  сенсорному воспитанию и развитию  в группе раннего возраста.

4. Анализ карт нервно-психического  развития детей.

5. Дидактические игры-занятия.

6. Анкетирование родителей.

Данное исследование включает две части: теоретическую и практическую. В теоретической рассматриваются ключевые понятия, необходимые для изучения проблемы исследования и для определения содержания практической части. Непосредственно практическое исследование включает методы и методики, направленные на изучение особенностей сенсорного развития.

 

Глава I. Психолого-педагогические исследования по проблеме сенсорного воспитания и развития.

 

1.1. Проблема сенсорного  воспитания и развития детей  дошкольного возраста в истории  зарубежной и отечественной педагогики  и психологии.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме. Цвете, величине, расположении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. [2,64]

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. [2,64]

П.Т. Саморукова дает такое определение сенсорному воспитанию: это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений, восприятий представлений. [13,106]

Восприятие – это наглядно-образное отображение предметов и явлений окружающей действительности в их объективной целостности и многосторонности. [31,264]

Восприятие неразрывно связано с ощущениями, возникает на их основе при непосредственном действии предметов и явлений материального мира на органы чувств.

Ощущение – это отражение отдельных чувственных качеств предметов окружающей действительности в мозгу человека. [31,231]

Представление – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического опыта. [2,65]

При недостатке сенсорных впечатлений из окружающей среды у ребенка может возникнуть «сенсорный голод», сенсорная депривация.

Сенсорный голод – недостаточность в притоке внешних воздействий.

Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное отсутствие у человека сенсорных впечатлений. [31,389]

Перцептивные действия – обследовательские действия, закрепленные человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего. [13,110]

Непосредственное, чувственное познание окружающего с давних пор считалось одной из основных задач воспитания и развития детей.

Первым педагогическим исследованием, в котором дана оценка роли чувственного опыта в развитии и воспитании ребенка, является «Материнская школа» Яна Амоса Каменского. Я.А. Каменский отмечал необходимость организации восприятия детьми явлений внешнего мира посредством всех органов чувств. Великий педагог считал, что начало воспитания – в ощущениях, поэтому обучение надо начинать не со смыслового понимания, а с реального наблюдения за вещами, обучать всему через чувственное доказательство, дать ребенку возможность охватить предмет всеми доступными чувствами.

Сторонником сенсорного воспитания был Жан Жак Руссо, который утверждал, что развитие органов чувств – предпосылка умственного развития детей. Французский педагог разработал ряд занятий для тренировки органов чувств и предложил методику рассматривания предметов, развитие детской наблюдательности.

Большое внимание чувственному опыту ребенка уделял Иоганн Генрих Песталоцци, который также как и Я.А. Коменский и Ж.Ж. Руссо объявил наглядность высшим принципом обучения. Он утверждал, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Еще в ХIХ веке в зарубежной педагогике были разработаны дидактические системы воспитания различных ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных.

Немецкий педагог Фридрих Фребель создал наборы объемных и плоскостных форм, которые он назвал «дарами». Несколько позже итальянский педагог Мария Монтессори детально разработала систему пособий для упражнения детей в различении форм, веса, величины и т.д. Системы Ф. Фребеля и М. Монтессори оказали большое влияние на пути развития сенсорного воспитания во всех странах мира. Разработанные М. Монтессори дидактические материалы, построенные на принципе автодидактизма, только упражняют органы чувств.

Проблема сенсорного воспитания детей всегда была в центре внимания не только зарубежных, но и русских педагогов и психологов.

Интерес исследователей к данной проблеме усилился после публикации работ И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Физиология органов чувств». На основе экспериментального изучения рефлекторных актов и развития психических процессов ученый обосновал идею «ощущений, производимых органами чувств, суть исходных точек всего психического развития состоит в «способности органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве и сочетать их цельно или частями в разнообразные группы». Следовательно, от правильного и своевременного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека. [25,31]

Идея И. Сеченова получила раскрытие в трудах К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский обосновал необходимость наглядного, чувственного ознакомления детей с миром, объяснил необходимость своеобразием детского мышления, которому присущи конкретность и образность.[15,225]

Основоположник русской народной педагогики подчеркивал особое значение раннего сенсорного развития, нервную систему и органы чувств называл «посредником между внешним миром и сознанием». [25,31]

Продолжая учения К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозова, его ученица и последовательница, так же придавала большое значение своевременному развитию органов чувств в жизни ребенка.

В конце IХ- в начале ХХ века проблема сенсорного развития и воспитания привлекла пристальное внимание В.М. Бехтерева, Е.И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблеме проявляла М.М. Манасеина. Она разработала концепцию интеллектуальности человеческих ощущений, суть которой – тесная взаимосвязь сенсорного и умственного развития: ощущения рассматриваются как основа восприятия, а последнее – как единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. [25,31-34]

М.М. Манасеина предложила интересную методику сенсорного воспитания, включающую рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста