Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Анисимовой ИВ гр721.docx

— 126.12 Кб (Скачать файл)

Познавательное и воспитательное содержание выступает как цель игры, т.е. то, чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной ребёнку форме – игровом задании, которое, как правило, заинтересовывает детей, но порождает у них вопрос: А как это сделать? О способах выполнения игрового задания и сказано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры заложен и более глубокий смысл – познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игровой задачи, достижения успеха.

Каждый из названных структурных компонентов имеет свое определенное назначение, но все они в совокупности, а главное – во взаимосвязи, вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность. Дидактические игры способствуют созданию условий для самореализации детей. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей.

Каждая дидактическая игра состоит из нескольких элементов, а именно:

  1. Обучающая задача.
  2. Содержание.
  3. Правила игры.
  4. Игровые действия [1, 3-5].

Основным элементом дидактической игры является обучающая задача, все остальные элементы подчинены ей и обслуживают ее. Обучающая задача ставится перед детьми в разнообразном содержании, отражающем окружающую действительность (природу, людей, их быт, труд и т.д.).

Важное значение в дидактической игре имеют правила. Правила являются организующим элементом игры: они определяют, что и как надо сделать по ходу игры, а также указывают путь к достижению цели. Что очень важно для целенаправленного мышления и поведения.

В каждой игре обязательны правила, раскрывающие содержание игры; правила, обуславливающие обучающую задачу; правила, устанавливающие последовательность развертывания действия; а также правила запрещающие, которые воспитывают у детей терпение, умение управлять своими действиями.

Следующим элементом игры является игровое действие. Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает людей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения, кроме того, дидактическая задача облекается в игровую форму. Внимание ребёнка направлено на развертывание игрового сюжета, и уже и в процессе игры он выполняет обучающую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками в простой и увлекательной форме.

Характерная черта игрового действия – проявление активности детей в игровых целях: катать шары, собирать матрешку, выбирать картинки, отгадывать предмет по описанию…

Если игровое действие в творческих играх создается и развивается детьми, то в дидактических играх игровое действие и вся игра в целом спланированы воспитателем заранее.

Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованиями «Программы…». Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней отмечается и обучающее начало, и игровая деятельность детей [3, 17-19].

Руководство дидактическими играми включает:

  • Отбор и продумывание воспитателем программного содержания,
  • Четкое определение дидактических задач,
  • Определение места и роли игры,
  • Руководство ходом игры,
  • Обеспечение активности детей,
  • Поощрение инициативы, доброжелательного отношения детей между собой.

Необходимо также сказать об особенностях проведения дидактических игр:

  1. Необходимо четко и понятно изложить правила игры.
  2. Добиться от детей выполнения.
  3. По окончании игры нет необходимости делать анализ, вывод, а вот оценить, как прошла игра, иногда можно.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. По всем этим признакам всю массу дидактических игр можно разделить на виды.

Существует много различных классификаций, т.к. многие ученые занимались и занимаются этой проблемой.

Сорокина И.А. представляет следующие виды игр:

1. Игры – путешествия. Они имеют сходства со сказкой, ее развитием и чудесами. Игра  – путешествие отражает реальные  факты и события, но обычное  раскрывается через загадочное, необходимое – через занимательное и интересное. Путешествие – это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть путешествие в намеченное место, а может быть и путешествие «не сходя с места» - путешествие в сказку, в воображаемый город (используя иллюстрации, фотографии). Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, облегчают преодоление трудностей к достижению успеха. Эти игры очень объемны и требуют большой подготовки педагога: накопление знаний, подготовка демонстрационного материала.

2. Игры-поручения. В основе  этих игр лежат действия с  предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и действия  в них основаны на предложении  что-то сделать: выбери фигуру округлой формы; собери в корзину все предметы красного цвета; разложи кольца по величине и т.д.

3. Игры-предложения. Перед  детьми ставится задача или  создается ситуация, требующая осмысления  последующего действия. Это игры  типа «Что было бы?..», «Кем бы  хотел быть и почему?», «Кого  бы ты выбрал в друзья?», «Что  бы я сделал, если бы был  волшебником?» и т.д. Педагогическая  ценность этих игр в том, что  дети учатся думать, рассуждать, слушать друг друга.

4. Игры-загадки. Такая игра  состоит из определенного количества  загадок, связанных между собой  одной темой, сюжетом. Игры-загадки  доставляют детям много радости, обогащают словарь и развивают  доказательную речь.

5. Игры-беседы. В основе  этих игр лежит общение детей  с воспитателем, детей между собой. Темой игры беседы может быть  любое событие, праздник, предмет, а  уже в ходе игры сообщаются  новые знания о предмете игры. Игра-беседа воспитывает умение  слушать, сосредотачивать внимание  на содержании разговора, высказывать  суждение [21, 23-28].

Следующая классификация игр по В.Н. Аванесовой:

1. Игры – поручения, основанные  на интересе детей к действиям  с игрушками и предметами.

2. Игры с прятаньем  и поиском, основанные на интересе  детей к неожиданному появлению  и исчезновению предметов.

3. Игры с загадыванием  и отгадыванием.

4. Сюжетно-ролевые игры, игровые  действия которые заключаются  в изображении различных жизненных  ситуаций. 

5. Игры-соревнования, основанные  на стремлении быстрее достичь  игрового результата. При такой  классификации игровое начало, и  игровые действия выделяются  отчетливее.

Удальцова Е.И. классифицирует игры следующим образом:

1) игры с игрушками  и предметами,

2) настольно-печатные игры,

3) словесные игры.

Менджерицкая Д.В. указывает на следующие виды игр:

1) сюжетные,

2) игры с предметами,

3) настольно-печатные,

4) словесные.

У А.К. Бондаренко все дидактические игры разделены на три вида:

  • игры с предметами (игрушками, природными материалами);
  • настольно-печатные (парные картинки, лото, домино);
  • словесные игры.

Словесные игры для удобства А.К. Бондаренко условно объединила в четыре группы. В первую из них входят игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, явлений («Магазин», «Радио», «Да-нет» и т.д.). Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять («Похож, не похож» и т.д.). Игры, с помощью которых развивается умение обобщать предметы по различным признакам, объединены в третью группу («Кому это нужно», «Назови одним словом» и др.). В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроту мышления («Краски», «Черного и белого не называть» и др.) [3, 13-17].

Среди этих видов дидактических игр для детей раннего возраста характерны следующие: игры с игрушками и предметами. Настольно-печатные, сюжетные, словесные. Каждая дидактическая игра выполняет определенную функцию.

Функции дидактической игры.

1. Прежде всего, им принадлежит  серьезная учебная функция, направленная  на организацию и дальнейшее  совершенствование сенсорного опыта  детей, а также на формирование  у них обобщенных представлений  и способов действий.

2. В расширении практики  использования эталонов, в расширении  практических ориентировок заключается  еще одна важная роль дидактических  игр. Здесь функция дидактических  игр не учебная, а иная, направленная  на использование уже имеющихся  у ребенка знаний.

3. Контроль за состоянием сенсорного развития детей [17, 176-180].

А сейчас рассмотрим значение дидактической игры.

Значение дидактической игры.

1. Дидактические игры помогают воспитателю на различных занятиях осуществить запланированные задачи в интересных и занимательных для детей формах.

2. Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Исследования, проводившиеся по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предмета позволили создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Собери правильно пирамидку», «Чудесный мешочек» и т.д.).

3. Все дидактические игры способствуют развитию речи детей: активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение («Зайка»; «Поезд»; «Бабушка Маланья»; «Пузырь»), развивают связную речь («Магазин игрушек»). Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Например, игра «Назови три предмета» [1, 5].

Таким образом, мы выяснили, что дидактическая игра – это ценный способ обучения детей. Практически, при решении любой части задачи можно подобрать ряд образовательных игр. Следует при этом отметить, что во всех сферах воспитательно-образовательного процесса дидактические игры уместны и эффективны. Они делают процесс обучения более живым, интересным, что будет способствовать более глубокому усвоению знаний. А теперь хотелось бы остановиться на влиянии дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Значение сенсорного развития ребенка для будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В качестве одного из средств такого воспитания и применяются дидактические игры [6,45].

Ученые отмечают роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. Накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми разнообразными свойствами, дает начальные представления о предметной действительности, которые будут уточняться и качественно углубляться на протяжении всего последующего периода дошкольного детства.

Сенсорные представления предполагают организацию широкой ориентировки детей в цвете, величине предметов, разнообразии их форм и т.д. Кроме того, на занятиях с дидактическими игрушками дети уясняют зависимость между целым и частью; осваивают прямые и обратные действия (открывают и закрывают коробку, собирают и раскладывают шарики, нанизывают и снимают кольца с пирамидки и т.п.), знакомятся с количеством (один, много, мало) [6, 50].

Итак, после того, как были рассмотрены ключевые понятия данной проблемы, перейдем  непосредственно к практическому ее исследованию.

 

1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [14, 3].

Игра – самая любимая и естественная деятельность детей. Она сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду. Поэтому задача воспитателя – постепенно развивать игровой опыт ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками [9, 22-23].

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии. 1.Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию. 2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам. 3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами). В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста. 1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки. 2-й уровень: целенаправленные пробы. 3-й уровень: безошибочно подбирает детали. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. [11,72] Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр: Игры - забавы Настольно – печатные Словесные Музыкальные Обязательным элементом дидактическим игр является: Отражение учебного материала Выделение игровых задач Наличие правил Действия играющих Подведение итогов игры Классификация игр: 1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские. 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры. 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные. Методика организации дидактических игр: Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка: - Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний); - Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы; - Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; - Выбор места; - Определение количества играющих; - Подготовка необходимого дидактического материала; - Подготовка к игре самого воспитателя; - Подготовка к игре младших дошкольников; Проведение игры: - Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры; - Объяснение хода и правил игры; Правила игры: - Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников; - Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре; От детей требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания. 1. Сочетание умственной задачи с активными действиями. 2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке). Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. [15 c. 126] Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.  

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста