Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………
Материал: Коробка в виде прямоугольного параллелепипеда. Большие ее стороны имеют различные по форме и величине отверстия: например, на одной стороне имеются отверстия малые квадратные (3,5 см), на другой стороне – большие квадратные (6,5 см). 6 малых и 6 больших кубов на каждого ребенка.
Ход: Ставлю на середину стола коробку, верхняя поверхность которой имеет квадратные отверстия в 3,5 см. Каждый ребенок (Артем, Полина, Денис) получает по 6 одноцветных малых и больших кубиков. Обращаю внимание на их различную величину, предлагаю выбрать только маленькие кубики и опустить поочередно в соответствующие по величине отверстия коробки. Затем дети проталкивают большие кубы. Отмечается результат выполненного задания: «Все кубики в коробке» (играли 2 раза, все дети справились).
12. Занятие.
Цель: Учит находить по просьбе взрослого предметы определенного цвета.
Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.
Материалы: Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячики, шары, кубы, корзиночки, матрешки и т.п.
Ход: По всей площади групповой комнаты расставлены различные игрушки. Показываю детям, например, красный флажок на середину стола и принимаю участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, прикладываю к ней флажок и говорю: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагаю игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, не ставлю игрушку рядом. Играли 4 раза с Полиной, Ксюшей, Денисом, Артемом. Дети различают цвета.
13. Занятие.
Цель: Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: Расписная матрешка высотой 8-10 см, вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Ход: Обращаю внимание Вари и Артема на красивых матрешек, которые стоят на середине стола, предлагаю каждому ребенку взять по матрешке. Встряхиваю матрешку, имитирую голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?». Открываю матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Варя и Артем (Полина и Денис) делают тоже самое. Слежу за тем, чтобы открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, предлагаю соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Демонстрирую этот момент: высоко поднимаю матрешку, ставлю на ладонь и поворачиваю так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка. Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия. В третьей части занятия дети собирают всех матрешек, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Тем, кому трудно выполнить задание самостоятельно, помогаю (играли 2 раза, девочкам очень понравилось, Ксюши не было).
14. Игра «Что спрятано в песке?».
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах; создание положительного эмоционального настроения.
Материал: Геометрические фигуры, ящик с песком.
Ход: Сообщаю детям, что в песке что-то спрятано. Предлагаю запустить руку в песок и отыскать и назвать предмет, который спрятан.
Артем отказался играть, Варя, Ксюша, Полина и Денис играли несколько раз с удовольствием, дети правильно называют геометрические фигуры.
15. Занятие одноцветными полыми конусами (колпачками) разной величины.
Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе ознакомить с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.
Материал: Набор из 8 одноцветных полых конусов (колпачков), убирающихся последовательно один в другой.
Ход: подвожу Дениса, Полину, Варю, Ксюшу и Артема к столу, на котором находится набор конусов, собранных последовательно один в другой. «Это колпачки. Варя снимет верхний колпачок, а оставшиеся подвинет к Полине, чтобы она могла себе взять верхний колпачок», - говорю, обращаюсь к ребенку, сидящему слева или справа. Набор колпачков передвигается от ребенка к ребенку. Когда у каждого из детей окажется по одному колпачку, предлагаю рассматривать их, обвести рукой по поверхности рукой, заглянуть внутрь.
Затем оставшиеся колпачки, входящие в набор, также последовательно раздаются по кругу. Каждый ребенок снимает верхний колпачок, а оставшиеся передвигает товарищу. Таким образом, у каждого ребенка, оказывается, по два колпачка одного цвета, разнящиеся величиной на 4 см, т.е. один большой, другой маленький. «Этот колпачок большой, а этот маленький», - говорю и прошу каждого ребенка показать, какой из двух колпачков, находящихся у него, большой, а какой маленький.
Во второй части занятия показываю, как большим колпачком можно накрыть маленький, чтобы его не было видно.
«Дети, возьмите большой колпачок. Вот так!». Пальцами обхватываю кончик колпачка и делаю движение вверх. Дети повторяют действие. «А теперь опустим его на маленький колпачок, вот так (Показываю). Где маленький колпачок? Спрятался! Где же он? Вот он!». Поднимаю верхний колпачок, ставлю рядом маленький. Побуждаю каждого ребенка сделать тоже самое.
В третьей части занятия учу еще одному действию – накладыванию меньшего предмета на больший. Показываю, как можно составить башенку из двух полых конусов, накладывая меньший на больший. «Дети, найдем маленький колпачок. Вот он! (Показ)! А теперь опустим его на большой колпачок. Вот так (Показ)!». Дети производят действия по показу. «Получилась башенка. Называю каждого ребенка по имени, у кого получилась башенка» (играли 3 раза, получилось у Вари и Ксюши все 3 раза, а Денис, Полина и Артем справились в последний раз без ошибок).
16. Игра «Вспомни цвет».
Цель: Закреплять у детей знания об основных цветах.
Материал: несколько предметов различных цветов и форм (красный карандаш, зеленый мячик, желтая кегля и т.д.).
Ход: Вместе с детьми изучаем предметы, определяем их цвет. Затем кладу предметы в коробку и завязываю Денису (Варе, Полине, Артему, Ксюше) глаза. Ему нужно по очереди брать предметы из коробки, ощупывать их и вспоминать, какого они цвета (играли 5 раз со всеми по очереди, детям было трудно вспомнить, но они старались).
17. Игра «Одинаковые на ощупь».
Цель: Учить детей определять предмет по фактуре (твердый или мягкий, гладкий или шершавый).
Материал: маленькие квадратики гладкого кафеля, линолеума, бархата, махровой ткани, меха, наждачной бумаги и т.д.
Ход: Предлагаю ребенку (Денису, Артему, Варе, Ксюше, Полине), как следует ощупать каждый материал, поговорить о свойствах – твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Далее смешиваю квадратики и даю один из них ребенку. Пусть он попробует подобрать для него пару (играли 3 раза).
2.3. Выявление результатов.
После проведения дидактических игр-занятий были проанализированы полученные результаты (см. приложение №6).
Таблица 1. Выявление уровня сформированности знаний о геометрических формах у ребенка.
Ф.И.Р. |
круг |
квадрат |
прямоугольник |
треугольник |
полукруг |
многоугольник |
Варя Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Артем Д. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Ксюша Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Денис Д. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Полина В. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Вывод: Анализ результатов выполнения показал: Все дети самостоятельно определили все фигуры, не используя обучающую помощь. Изменилось качественное выполнение задания, о чем говорили уверенные действия ребенка. Таким образом, детям необходимо регулярное закрепление знаний посредством дидактических игр и упражнений, подключение новых игр по мере освоения предыдущих.
Таблица 2. Выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки в величине предмета, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях («пятиместная матрешка»).
Ф.И.Р. |
Практическая ориентировка на величину |
Наличие соотносящих действий |
Определение ведущей руки |
Согласованность действий, целенаправленность в действиях |
Варя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Артем Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
Ксюша Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Денис Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Полина В. |
+ |
- |
+ |
+ |
Оценка выполнения задания:
+ есть в наличие
- отсутствует
Таблица 3. Выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки в величине предмета, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях («кубики вкладки»)
Ф.И.Р. |
Практическая ориентировка в величине предмета |
Наличие соотносящих действий |
Определение ведущей руки |
Согласованность действий, целенаправленность в действиях |
Варя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Артем Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
Ксюша Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Денис Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Полина В. |
+ |
+ |
- |
+ |
Оценка выполнения задания:
+ есть в наличие
- отсутствует
Вывод: Анализ результатов выполнения задания показал: Практически все ребята группы справились с заданием. При многоразовом выполнении упражнения, мы отметили положительные изменения у Полины и Артема, дети начали соотносить части матрешек правильно, то есть действовать целенаправленно и согласованно, научились воспринимать величину.
В ходе проведения игр было выявлено, что дети уже имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Некоторые задания дети выполняют быстро и без ошибок, периодически обращаются за помощью педагога. Они могли допускать ошибки и тут же исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?». При этом дети проявляют большую активность. Дети различают цвета, формы, величины. Но было видно что, далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребенка. Чаще всего в предмете дети выделяли какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других. Большое значение, как выяснилось в ходе исследования, имеют дидактические игры и предметная среда.
Так же, после проведения с детьми дидактических игр, побеседовала с воспитателем, была отмечена большая заинтересованность дидактическими играми у детей в самостоятельной деятельности (дети начали активно пользоваться дидактическими играми без помощи взрослого).
Для выявления влияния дидактических игр с детьми экспериментальной и контрольной группы была проведена игра «Шарики», цель которой закреплять знания детей о цвете, развивать моторику рук, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, подождать своей очереди (см. приложение №7).
В ходе этой игры дети экспериментальной группы, с которыми раньше проводились дидактические игры, показали результаты лучше, чем дети контрольной группы.
Отсюда можно сделать вывод, что дидактические игры влияют на сенсорное развитие детей. Дети лучше усваивают основные цвета, формы геометрических фигур, величины и т.д. Они успешно выполняют задания на соотнесение, группировку по сенсорным признакам.
Заключение.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт, чему в значительной мере способствует сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия.
В содержании методики сенсорного воспитания детей включается, прежде всего, обучение их выделению цвета, формы, величины как особого свойства предметов, воспитание внимания к этим качествам, что является важной предпосылкой формирования полноценных сенсорных представлений.
Значение сенсорного развития ребенка для будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В качестве одного из средств такого воспитания и применяются дидактические игры.
Ученые отмечают роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. Накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми разнообразными свойствами, дает начальные представления о предметной действительности, которое будут уточняться и качественно углубляться на протяжении всего последующего периода дошкольного детства.
Сенсорные представления предполагают организацию широкой ориентировки детей в цвете, величине предметов, разнообразии их форм и т.д. Кроме того, на занятиях с дидактическими игрушками дети уясняют зависимость между целыми и частью; осваивают прямые и обратные действия (открывают и закрывают коробки, собирают и раскладывают шарики, нанизывают и снимают кольца с пирамидки и т.п.), знакомятся с количеством (один, много, мало).