Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. Ее основу составляет взаимосвязь радости игры и доступного процесса усвоения значений. Это игра, но игра познавательная, влияющая на умственное развитие детей, частью которого является сенсорное развитие: у ребенка совершенствуются ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………...….….........................................................6
1.1. Проблема сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики и психологии………………………………………………………………………..6
1.2. Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста ………… 13
1.3. Дидактическая игра и ее влияние на сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста…………………………………………… 17
1.4. Классификация и особенности дидактических игр, значение дидактических игр для сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста……………………………………………………………….25
1.5. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста……………………………………………………………………….....29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ……….…...33
2.1. Выявления уровня сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………34
2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста………………………………………........40
2.3. Выявление результатов………………………………..…………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Анисимовой ИВ гр721.docx

— 126.12 Кб (Скачать файл)

3. Денис Д.: мальчик из полной, благополучной семьи. Ребенок активный, контактен, доброжелателен, медлителен, застенчив, внимание устойчивое, развитие соответствует возрасту. Что можно сказать про сенсорное развитие, то Денис затрудняется при определении основных цветов, путается при определении величины предметов, подбирает плоские геометрические фигуры к образцу, определяет на ощупь и называет знакомые геометрические фигуры, определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

4. Ксения Г: девочка из полной, благополучной семьи. Ребенок малоактивный, контактен, не всегда доброжелателен, обидчив, проявляет интерес к занятиям, внимание устойчивое, развитие соответствует возрасту. Что можно сказать про сенсорное развитие, то Ксюша правильно называет 4 основных цвета, ориентируется в 7 цветах спектра по образцу, в самостоятельной игре последовательно собирает матрешек, пирамидки, наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям), определяет на ощупь и называет знакомые геометрические фигуры, находит и называет большой, маленький предмет, определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

5. Артем Д.: мальчик из полной, благополучной семьи. Ребенок активный, контактен, доброжелателен, внимание устойчивое, не проявляет интерес к занятиям, не усидчив. Что можно сказать про сенсорное развитие, то Артем путается при названии цветов, подбирает плоские геометрические фигуры к образцу, наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, в самостоятельной игре последовательно собирает пирамидки, определяет и называет на ощупь знакомые геометрические фигуры, находит и называет большой и маленький предмет, определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

В целом можно сказать, что развитие детей соответствует возрасту. Дети в целом ориентируются в основных цветах (красный, желтый, зеленый, синий), называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

4. Анкета для родителей (изучение уровня сформированности сенсорных представлений у ребенка) (см. приложение № 4).

Для изучения понимания родителями роли сенсорного воспитания в развитии ребенка мы провели анкетирование:

Различение размеров

Может подобрать предметы одинаковые по размеру

Да                                                                           Нет

Упорядочивает 5 предметов по принципу уменьшения и увеличения размера

 Да                                                                           Нет

Оперирует понятиями: большой-маленький, больше чем-меньше чем, самый большой-самый маленький, толстый-тонкий, высокий-низкий, широкий-узкий

Подчеркните нужное

Различение цветов

Различает основные цвета и знает их названия

Да                                                                           Нет

Знает названия: синий, серый, оранжевый, черный, белый, розовый, коричневый, фиолетовый.

Подчеркните нужное

Различает оттенки и знает их названия (светлый-темный, бледный-яркий)

Подчеркните нужное

Различение формы

Соотносит друг с другом предметы одинаковые по форме

Да                                                                                  Нет

Знает название геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Подчеркните нужное

Различает и знает названия геометрических тел: куб, шар, цилиндр

Подчеркните нужное

Изучив анкеты для родителей, провели устный опрос по наличию дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию дома, сделали вывод, что необходимо провести консультацию для родителей по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста (см. приложение №5).

 

2.2. Подбор и апробация дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего возраста.

После проведенных исследований было подобрано и апробировано 17 дидактических игр.

1. Игра «Достань  колечко»

 Цель игры: научить детей с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы.

Ход: Составляю вместе четыре стола в форме квадрата, усаживаю за них 5 детей и высыпаю на середину стола цветные кольца большого размера (диаметром 5-8 см), обращаю внимание детей на эти кольца. Денис и Ксюша сразу тянутся к кольцам руками. Затем беру палочку и со словами: «Рукой достать трудно – будем палочкой доставать» - придвигаю палочкой к каждому ребенку по кольцу. При этом показываю, как надо притягивать кольцо (нужно заводить конец палочки внутрь кольца). После того как дети рассмотрят эти кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая взамен каждому по палочке, и положить вновь кольца в центр стола. «Теперь сами достаньте колечки», - говорю я. Если некоторые дети тянуться к кольцам рукой, им напоминаю, что кольца можно достать палочкой. Варя и Полина выполняют правильно, т.к. внимательно слушали и наблюдали за моими действиями. Артем сначала не хотел играть, но после того, как другие дети начали двигать кольца, очень заинтересовался (проводила игру 4 раза).

2. Игра «Что  в трубке лежит?».

Цель игры: научить детей пользоваться палочкой как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек.

Ход: Нескольких детей усаживаю за стол (Артем, Ксюша и Полина), затем показываю им трубку, внутри которой лежит завернутая в ткань игрушка и спрашиваю: «Что в трубке лежит?». Заинтересовав детей, беру палочку, на глазах у детей выталкиваю ею из трубки сверток, разворачиваю и показываю, называя при этом игрушку.

После показа раздаю детям трубки со свертками внутри и палочки, затем предлагаю самим извлечь игрушки. Ксюша сразу сделала правильно, Артем очень обрадовался моему приходу, играть согласился без стеснения, пробовал сам выталкивать сверток, у него получалось. Но все время посматривал на меня, я похвалила его, Полина затруднилась сначала, но после повторного показа, выполнила задание (игру провела 3 раза).

3. Игра со скользящей  тесемкой.

Цель игры: научить детей притягивать к себе игрушку за оба конца скользящей тесемки.

Ход: Провожу эту игру индивидуально (взяла Варю и Дениса). Сквозь ручку пластмассовой невысокой чашки продергиваю тесемку, направляя ее свободные концы к ребенку. В чашку помещается какая-либо игрушка (например, яркий шарик, матрешка), и ребенку предлагается придвинуть к себе игрушку. Если ребенок  затрудняется, нужно ему показать, как подтянуть за оба конца тесемки игрушку. Денис справился с моей помощью, Варя сначала расстроилась, что не получается, но после повторного показа, придвинула к себе чашку с игрушками (провела игру 6 раз, Ксюшу, Полину и Артема брала по одному).

4. Игра «Покатаем  куклу».

Цель игры: научить детей пользоваться тележкой для прокатывания игрушки в разных направлениях.

Ход: Собираю детей на ковре вокруг себя, показываю коляски и автомобили, даю их детям. Некоторое время дети играют, затем показываю тесемочку и говорю: «А теперь привяжем к автомобилю тесемку и будем катать куклу». С этими словами на глазах у детей привязываю тесемку к автомобилю и приговариваю: «Прокатим куклу в автомобильчике», - катаю ее по столу. Затем привязываю тесемки ко всем автомобилям и предлагаю детям катать игрушку по столу. Денис и Артем очень довольны, устроили автогонки, а Варя, Ксюша и Полина играли спокойно, старались выполнять все, как я показывала (играли 3 раза).

5. Игра «Достань  шарик».

Цель игры: научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды.

Ход: Подзываю к себе 4-5 детей (Варя, Денис, Ксюша, Полина, Артем) и показываю им высокую банку с водой, налитой до половины. Бросаю в банку шарик, приговаривая: «В банке вода, шарик упал в воду, сейчас достанем шарик!» - и показываю, как надо выловить шарик, плавающий в воде, с помощью черпачка. После показа рассаживаю детей вокруг стола, перед каждым ребенком ставлю по банке с водой и предлагаю им бросить в воду шарики. После этого еще раз показываю необходимое действие и, раздав детям черпачки, предлагаю им самим вылавливать шарики из банки. Дети справились с заданием. Помогла Ксюше и Артему (играли 3 раза).

6. занятие «Знакомство  с формой предметов».

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: Ведро с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка – 10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.

Ход занятия: Показываю ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняю, что в нем, что-то есть. Снимая крышку, демонстрирую предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы – кубик, брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся – цилиндр, яичко, мячик.

Предлагаю Варе опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Она вынимает кубик. Радостно восклицаю: «Какая красивая игрушка! Молодец, Варя, что достала ее из ведерка!» - вызывая у девочки эмоциональный отклик.

Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, прошу Варю положить его на стол и обращаю внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминаю, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.

В процессе занятия ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко. Вначале  проделываю это сама, затем подключаю инициативу ребенка, далее полностью предоставляю ему инициативу (играла с каждым ребенком индивидуально, провела игру по 2 раза с каждым, Артема долго уговаривала, а Ксюша, Полина и Денис играли с удовольствием).

7. Занятие «Знакомство  с цветом предметов».

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3-4,5 см.

Ход занятия: Показываю Артему ведерко, предлагаю открыть его и посмотреть, что там.

Мальчик снимает крышку, достает мелкие предметы и раскладывает их на столе таким образом, чтобы они не закрывали друг друга. Называю те игрушки, которые Артем вынимает из ведерка, отмечаю, какие они красивые.

Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой характеристикой: слева перед Артемом красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика размещает сам мальчик.

Предоставив возможность полюбоваться яркими игрушками, предлагаю Артему снова собрать их. Придвинув к мальчику ведерко, сначала сама кладу туда одну игрушку, малыш следует примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой. Встряхиваю ведерко, перемешивая в нем игрушки. Артем снова открывает ведерко и достает игрушки, размещая их на столе (играла с каждым ребенком индивидуально по 2 раза, Денис, Варя, Полина и Ксюша играли с интересом, так же как и Артем).

8. Занятие «Соотнесение  предметов двух заданных цветов  при выборе из четырех».

Цель: Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Материал: 2 пары двухцветных подставочек с матрешками (желтые, красные, синие, зеленые).

Ход: Демонстрирую подставочки, выкрашенные красным и синим цветом. Показываю и поясняю, что часть подставочки одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показываю матрешек красного и синего цвета и объясняю, что часть подставки и некоторые матрешки одинакового цвета. Так, «посадив» красную матрешку, подчеркиваю, что матрешка «спряталась», ее не видно. Далее размещаю синюю матрешку на части подставки, окрашенной в синий цвет.

Затем предлагаю Варе, Артему, Денису, Ксюше и Полине разместить две матрешки разного цвета на части подставки такого же цвета на части подставки такого же цвета.

После объяснения и показа раздаю детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания (провела игру 2 раза).

9. Занятие «Кто  быстрее соберет пирамидку».

Цель: Закреплять умение различать предметы одной формы, но различной величины, подбирая их в определенной последовательности.

Материал: 3 кольца со сквозными отверстиями одного цвета последовательно уменьшающиеся, стержень для нанизывания колец.

Ход: Обращаю внимание детей на то, что у них есть кольца разной величины, которые они могут нанизывать на стержень. Даю возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому; постучать одним о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самое большое кольцо. Какое поменьше? А самое маленькое?». Предлагаю составить пирамидку, нанизывая последовательно: самое большое кольцо, поменьше и маленькое (играли 2 раза, Варя, Ксюша и Денис справились, а Полина и Артем затруднились в первый раз в определении самого большого кольца, во второй раз у всех детей получилось).

10. Игра «Ловись, рыбка».

Цель: Закрепление у детей умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Материал: Тазик с водой, целлулоидные рыбки, сачки.

Ход: В тазик с водой помещаю целлулоидных рыбок, ставлю детей вокруг тазика и говорю: «Посмотрите, детки, как рыбки плавают в воде». Затем показываю и напоминаю им ловлю игрушек сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Предлагаю детям взять сачки и поймать: «Поймай рыбку Денис (Артем, Варя, Полина, Ксюша)». Можно приговаривать: «Ловись, рыбка большая да маленькая!» (играли 4 раза и дети просили еще, очень понравилось, дети любят играть с водой).

11. Занятие.

Цель: Выполнять действия с предметами, ориентируясь на их величину. Учить удерживать куб пальцами – большим, указательным и средним, обхватывая его сверху или сбоку. Формировать понимание слов кубик, кирпичик, закреплять знание слов большой, маленький.

Информация о работе Влияние дидактических игр на сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста