Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:43, дипломная работа
Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы. Обозначенное противоречие позволило определить тему нашего исследования «Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста».
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения
на личностное развитие ребенка раннего возраста
1.1. Понятие «педагогическое общение» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2.Особенности личностного развития ребенка раннего
возраста 19
1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности
ребенка раннего возраста 30
Выводы по I главе 38
Глава II Экспериментальное изучение педагогических условий,
влияющих на личностное развитие ребенка раннего возраста
2.1. Определение уровня личностного развития ребенка раннего
возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих личностное
развитие ребенка раннего возраста в процессе педагогического
общения 56
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы 63
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение
Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие ребенка. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие ребенка, особенно в раннем возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества. Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды. Среда способствует развитию и формированию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка. Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния – тем самым отказывается от воспитания. Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности.
Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению окружающей действительности. Деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность развития ребенка зависит от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.
А.В. Петровский отмечает, что развитие личности ребенка обусловлено не монополией ведущего типа деятельности, а складывающимися взаимоотношениями с ближайшим окружением. [39]
По данным психологических исследований Л.И.Божович, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина ориентация ребенка на взрослого, стремление сохранить с ним положительные отношения является самой устойчивой группой мотивов детского поведения, то в первую очередь следует рассматривать именно общение взрослого и ребенка во всех возможных видах взаимодействия. [7, 36,23,63]
Общение часто рассматривают как один из видов деятельности, как условие формирования личности. Развитие ребенка зависит от содержания общения и той формы, в которой это содержание ему преподносится.
В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Отличительной особенностью психики ребенка раннего возраста является единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно – каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнения с другими людьми.
Ребенок в раннем детстве поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной. Он неустанно исследует себя. Уже годовалый ребенок имеет некоторые представления о себе, об отдельных частях своего тела. Он их трогает, рассматривает, может правильно указать, где у него глаза, уши, нос. Однако представления о себе еще не обобщены, нет схемы собственного тела, он даже не узнает себя в зеркале.
К трем годам ребенок, узнавая себя в зеркале, проявляет некоторую обеспокоенность по поводу того, кто же реален – он сам или его изображение. В это время появляются игры перед зеркалом – гримасничанья, переодевания и т.д., что знаменует собой новый этап в самоидентификации – отождествлении себя с разными изображениями и формирование представлений о себе настоящем. И только в три года и позже все становится на свои места. Ребенок интересуется всеми возможными способами подтверждения реальность собственного «Я»: он много рассматривает себя, производя « по своему хотению» разные действия пальцами, руками, ногами. В это время наблюдается даже выделение и психическое одушевление частей собственного тела; в игре ребенок познает свою волю над частями тела и самим собой.
В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарит ее самому ребенку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол. Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.
Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых. Примерно с 1,5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимения «я», «мне», старается повлиять на действия других людей.
Притязание, на признание и идентификация с именем теснейшим образом развивается с другими параметрами самосознания. Важнейшей особенностью развития самосознания является познание себя как субъекта действия. В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего себя в единстве и тождественности своего «Я». Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделить себя как источник своих воли, эмоций и воображения.
В соответствии с новым уровнем самосознания изменяется и общение ребенка со взрослым. Оно характеризуется М.И. Лисиной как ситуативно – деловое и начинает формироваться с 6 месяцев, сменяясь после 2.5-3 лет внеситуативно – познавательным. Главной особенностью этой формы коммуникации является протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. [36]
Ведущими в раннем детстве становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребностей в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому. Деловые мотивы появляются в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости в помощи взрослых. И наконец, личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет самую деятельность общения. Если деловые и познавательные мотивы играют служебную роль и опосредуют достижение более далеких, конечных мотивов, то личностные получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение.
В развитии личности ребенка раннего возраста трудно переоценить роль общения. Это неоднократно было доказано в теоретических и эмпирических исследованиях многих авторов. Общение незаменимо в становлении личности, в развитии ее внутреннего, субъективного мира, в расширении и обогащении социального и психологического опыта. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно. Благодаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице: «Дай, Маше!», «Маша хочет!». Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводит к появлению нового типа отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослым и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Эти чувства столь захватывающи, что ребенок противопоставляет свои желания ожиданиям взрослых.
Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживание кризиса обостряет сензитивность ребенка к чувствам других людей, учит не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития личности ребенка. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение взрослого к детям, их неправильное поведение в общении с детьми. Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относится к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относится к ребенку.
1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности ребенка раннего возраста
Развитие ребенка раннего возраста – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых. Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка. Для развития и воспитания ребенка раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Следование деятельностному принципу при анализе категорий «общение» и «совместная деятельность» поставило вопрос об их возможных психологических продуктах. М.И. Лисина указывала на особый характер продуктов общения, руководствуясь при этом спецификой субъект - субъектных отношений, реализуемых в ходе межличностного взаимодействия. [36]
Субъект - субъектное взаимодействие – взаимодействие, основанное на субъект - субъектных отношениях. Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности. Особо важную роль субъект - субъектное взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от педагога специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект - субъектных отношениях. "Одна из важнейших линий субъект - субъектного взаимодействия, пролегающая через доверительно-личностное общение, имеет своим генеральным направлением формирование совокупного психического Я как продукта и одновременно основания высшей специфически человеческой формы межличностного общения".[54]
В силу того, что психологические продукты общения многочисленны и разнообразны, целесообразно их деление, на наш взгляд, по критерию объективной — субъективной социальности: объективная — это внешняя, операционная сторона поведения субъекта, обусловленная характером его деятельности; субъективная — это осознание индивидом себя в качестве субъекта деятельности, переживаемое как чувство «я».
Информация о работе Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста