Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:43, дипломная работа
Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы. Обозначенное противоречие позволило определить тему нашего исследования «Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста».
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения
на личностное развитие ребенка раннего возраста
1.1. Понятие «педагогическое общение» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2.Особенности личностного развития ребенка раннего
возраста 19
1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности
ребенка раннего возраста 30
Выводы по I главе 38
Глава II Экспериментальное изучение педагогических условий,
влияющих на личностное развитие ребенка раннего возраста
2.1. Определение уровня личностного развития ребенка раннего
возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих личностное
развитие ребенка раннего возраста в процессе педагогического
общения 56
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы 63
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение
Таблица 6. - Мероприятия, направленные на повышение педагогической культуры педагогов
Месяц проведения | Мероприятия | Содержание |
Январь- март | Проведение семинара – практикума для педагогов ДОУ | Лекция на тему: «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста» |
Март | Информационно-консультативная помощь педагогам | Консультация: «Личностное развитие ребенка раннего возраста» Консультация: «Планирование совместной и самостоятельной деятельности в группах раннего возраста» |
Апрель | Проведение выставки книг на тему: «Личностное развитие ребенка раннего возраста. Выставка методических разработок воспитателей | Организуется для педагогов ДОУ и родителей.
Предоставление комплекса методических разработок воспитателей по проблеме личностного развития ребенка раннего возраста |
Май - июнь | Тренинг воспитателей | Тренинговое занятие по обучению молодых специалистов проведению анкетирования, бесед, тестирования |
Июнь | Создание педагогами ДОУ наглядных форм педагогической пропаганды | Информация на стендах, папки - передвижки |
Таким образом, в своей работе мы предположили, что процесс формирования у воспитателей личностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми можно осуществить в рамках повышения педагогической культуры на базе данного дошкольного учреждения, используя при этом традиционные и новые формы методической работы (консультации, семинары, беседы, педсоветы, тренинги и др.). Повышение педагогической культуры педагогов направлено на изменение мотивации педагогической деятельности. Определены следующие задачи:
- выявить личностные особенности педагогов, влияющие на взаимодействие с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода к взаимодействию;
- научить педагогов анализировать свою педагогическую деятельность в соответствии с теоретическими основами личностно ориентированной модели взаимодействия;
- вовлечь педагогов в процесс самовоспитания, самообразования;
- создать условия для повышения педагогической культуры педагога при личностно ориентированном подходе к детям.
Экспериментальная работа велась с группой педагогов в составе 13 человек на базе дошкольного учреждения № 180 г. Челябинска.
Отметим, что при формировании опытных групп педагогов возникали трудности, т.к. некоторые воспитатели неохотно включались в опытную работу, поскольку это требовало дополнительного времени для участия в семинаре, тренинге, просмотре показательных занятий и т.д.
Мы предполагали, что процесс формирования у педагогов личностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми будет сложным, а его успешность возможна при условии внутренней перестройки педагогической позиции на основе принятия личностно ориентированной модели взаимодействия, осознания ее цели. Включение педагогов в соответствующую практическую деятельность поможет «пропустить» эту модель «через себя», овладеть технологией личностно ориентированного взаимодействия. Поэтому мы разработали этапы формирования у педагогов личностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми.
Деление на этапы отражало логику нашего подхода к формированию у педагогов личностно ориентированной технологии взаимодействия с детьми. Определены следующие этапы: мотивирующий, диагностический и тренировочный.
1. Мотивирующий этап предполагал создание у воспитателей мотивации на активное усвоение знаний, умений, навыков. Реализовывался посредством теоретического семинара, цель которого состояла в подготовке теоретической базы, необходимой для усвоения программного материала. Семинар вызвал у педагогов интерес к обсуждаемой проблеме. Некоторые воспитатели, будучи знакомы с теоретическими положениями личностно ориентированной модели взаимодействия и воспитания детей, проявляли активность и инициативу в процессе семинара: делились своими знаниями, вступали в дискуссию. При определении системы ценностей в личностно ориентированном образовании, педагоги высказывали и отстаивали свою точку зрения, а затем посредством обсуждения, приходили к основным правилам и ценностям личностно ориентированного подхода к детям.
Ранжирование воспитателями профессиональных качеств показало, что практически все воспитатели на первое место ставили качества, «отражающие гуманистическую направленность педагога» (любовь к детям, доброжелательность, терпение).
Эффективность мотивирующего блока определялась с помощью предъявления воспитателям педагогических ситуаций, отражающих разные подходы к взаимодействию с детьми.
2. Диагностический этап был посвящен изучению педагогами своего образа «я», развитию навыков самопознания, а на основе этого выработке умений корректировать и регулировать свою педагогическую деятельность, что способствовало личностному росту педагогов.
Диагностический этап включал разнообразную практическую деятельность педагогов с целью подготовки воспитателей к реализации личностно ориентированного взаимодействия; выработке у них новой гуманистической позиции во взаимоотношениях с ребенком; создание в группе благоприятного психологического климата; формирования умения управлять собственным поведением в сложных ситуациях взаимодействия.
Ознакомление педагогов с концептуальными основами гуманистической педагогики и психологии (теоретический семинар) и их усвоение в процессе практической деятельности способствовало формированию следующих умений:
- строить педагогическое взаимодействие на основе субъект – субъектного подхода;
- анализировать свои профессиональные качества и свою модель взаимодействия с детьми через призму субъект – субъектного подхода.
Все это в целом способствовало выработке у педагогов умения оценить результаты своей педагогической деятельности.
В процессе обучения педагогов самоанализу своей деятельности посредством предложенных методик, было специально сосредоточено их внимание на самоопределение причин тормозящих реализацию субъект – субъектного взаимодействия. В результате были отмечены: излишняя строгость, повышенная требовательность по отношению к детям, неуверенность в своих силах и способностях детей и т.д.
Отметим, что действенным оказался прием обмена мнениями, опытом между педагогами по вопросам практического использования элементов личностно ориентированного взаимодействия с детьми.
Итоговая беседа показала сложившиеся представления у воспитателей о личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, о ее реализации, о роли и месте педагога в процессе применения личностно ориентированного подхода. Воспитатели продемонстрировали понимание и одобрение построения учебно-воспитательного процесса с использованием личностно ориентированного подхода к детям.
3. Тренировочный этап обеспечивал развитие у педагогов определенных навыков для реализации и дальнейшего развития внедрения личностно ориентированного подхода. Тренировочный блок состоял из психолого-педагогического тренинга и организации просмотра показательных занятий. Целью данного этапа является выработка личностно ориентированной позиции взаимодействия с ребенком у педагогов; развитие определенных умений и навыков, необходимых для реализации личностно ориентированного подхода в практике современного дошкольного учреждения.
Реализация задач тренинга осуществлялась через систему упражнений. Целый ряд упражнений был направлен на освоение педагогами приемов педагогической поддержки, а именно: упражнения «Оценка ребенка», «Взаимодействие с детьми», «Мой стиль в профессии» и т.д.
Эффективными для развития рефлексивной позиции педагогов оказались упражнения «Моя профессиональная роль», «Моя воспитательница». Педагоги вспоминали случаи из детства, из чего выяснилось что большинство педагогов, сохранивших в целом положительные впечатления от детского сада, помнят несправедливые по отношению к ним поступки воспитателей. Такие воспоминания детства способствовали эмпатийным проявлениям педагогов, на основе которых формировались умения адекватно оценить свое отношение к детям.
После проведения тренировочного этапа, педагогам предлагались следующие вопросы: Какие качества мешают Вам взаимодействовать с детьми? Наличие каких качеств способствует взаимодействию с детьми? Что нового Вы приобрели в процессе тренинга? Большинство педагогов ответили, что в процессе взаимодействия с детьми, им мешает излишняя требовательность, стремление к регламентации содержания, а способствуют взаимодействию – учет особенностей развития ребенка, умение быть открытым в общении.
Анализ результатов формирующей части опытной работы и их сравнение с данными констатирующего обследования, дают основание сделать вывод об изменении уровня подготовки педагогов к овладению ими личностно ориентированного взаимодействия.
В процессе самоанализа после участия в психолого-педагогическом тренинге, педагоги обратили внимание на позитивные изменения в их знаниях и умениях, но отметили, что в реальном взаимодействии с детьми не всегда могут их использовать. Воспитатели объяснили это большим количеством детей в группах, возникновением различных ситуаций взаимодействия с детьми.
Необходимо отметить, что анализ полученных данных в ходе нашей опытной работы позволил выделить следующие изменения на этапах формирования у педагогов личностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми:
1. Большинство воспитателей отметили положительные изменения в их отношении к личностно ориентированному подходу в процессе более подробного знакомства с основными положениями этого подхода.
2. Воспитатели получили представление о дидактических моделях и сумели убедиться в эффективности личностно ориентированного взаимодействия с детьми в отличие от учебно-дисциплинарного. В результате у педагогов создался образ не «абстрактного» (теоретического), а «конкретного» (реального) использования личностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми благодаря знакомству с критериями и показателями такого подхода и анализу используемых в своей деятельности элементов личностно ориентированного подхода.
3. В соответствии с умениями самоанализа и самооценки, развитием педагогической рефлексии, педагоги смогли определить, проанализировать причины, мешающие им в реализации личностно ориентированного взаимодействия на практике.
Таким образом, в ходе формирующей части работы удалось повысить уровень теоретической грамотности у педагогов в области использования личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, сформировать умение реализации личностно ориентированного подхода и особенностях индивидуального применения такого взаимодействия в своей педагогической деятельности.
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы
Разработанный нами на основе анализа литературы комплекс мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры педагогов по воспитанию и обучению детей раннего возраста проводился в условиях МДОУ детский сад № 180 г. Челябинска на протяжении 3-х месяцев. После проведенной работы, нами был сделан контрольный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.
Диагностика на контрольной срезе проводилась по аналогичному опроснику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей раннего возраста» А.М Щетинина, которая позволила выявить уровень личностного развития детей раннего возраста.
Результаты данной диагностики на контрольной срезе представлены в таблице 7.
Таблица 7. - Изучение уровня личностного развития детей раннего возраста (контрольный этап).
№ | Фамилия, имя ребенка | Средний балл | Уровень |
1. | Алексеева Таня | 20 | Высокий |
2. | Белов Сергей | 12 | Средний |
3. | Вахонин Сергей | 13 | Средний |
4. | Ветхова Аня | 21 | Высокий |
5. | Горохов Артем | 8 | Низкий |
6. | Диль Георгий | 14 | Средний |
7. | Дедова Даша | 13 | Средний |
8. | Жилин Миша | 5 | Низкий |
9. | Золотарева Жанна | 21 | Высокий |
10. | Иконников Илья | 21 | Высокий |
11. | Комлева Вика | 12 | Средний |
12. | Климова Таня | 13 | Средний |
13. | Ларионова Рита | 23 | Высокий |
14. | Медведев Виталий | 12 | Средний |
15. | Миргородский Дима | 20 | Высокий |
16. | Носов Сергей | 12 | Средний |
17. | Подивилова Даша | 20 | Высокий |
18. | Ракицкий Ваня | 21 | Высокий |
19. | Сорокин Андрей | 20 | Высокий |
20. | Федоренко Милана | 13 | Средний |
Информация о работе Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста