Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Тем самым объясняется актуальность изучения данной проблемы. Обозначенное противоречие позволило определить тему нашего исследования «Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста».

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты влияния педагогического общения
на личностное развитие ребенка раннего возраста
1.1. Понятие «педагогическое общение» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2.Особенности личностного развития ребенка раннего
возраста 19
1.3. Педагогические условия, влияющие на развитие личности
ребенка раннего возраста 30
Выводы по I главе 38
Глава II Экспериментальное изучение педагогических условий,
влияющих на личностное развитие ребенка раннего возраста
2.1. Определение уровня личностного развития ребенка раннего
возраста 40
2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих личностное
развитие ребенка раннего возраста в процессе педагогического
общения 56
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы 63
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

13. Выготский, Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет [Текст] // Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – 215 с.

14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я.Гальперин. – Ростов-на-Дону, 1999. – 344 с.

15. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? [Текст] – М., «МИАСС МЕДИА», 1995. – 288 с.

16. Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.[Текст]– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 91 с.

17. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения. [Текст] М.: просвещение, 1990. – 151 с. 

18.Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. – 1992. -№1. – с. 16-21.

19. Даль, В.И. Толковый словарь [Текст] / В.И. Даль. – М.: Азбуковник, 1997. – 939 с.

20. Елагина, В.С. Основы педагогического общения: курс лекций для студ. педагогических вузов [Текст] / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 214 с.

21. Ерастов, Н.П. Психология общения. Пособие для студентов – психологов. [Текст] Ярославль, 1979. – 91 с.

22. Закон Российской Федерации «Об образовании» Правовая библиотека образования [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

23. Запорожец, А.В. Психология. [Текст] / А.В.Запорожец – М.: Сфера, 2001. – 159 с.

24. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология личности ребенка и деятельность дошкольника. [Текст] – М.: 1964. – 185 с.

25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Текст / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Фенинс, 1997. – 476 с.

26. Зубарева, Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения [Текст] / Н.С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. – М.: Гном, 2001. – 216 с.

27. Иванова, Н.И. Осознание личностно ориентированной модели образования участниками образовательного процесса [Текст] / психологическое сопровождение личностно – ориентированной модели в образовании (научно – промышленная конференция март 2002),ч., 2002.

28. Ильин, Е.Н. Искусство общения [Текст] / Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 2002. – 128 с.

29. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения в исследовании индивидуальности: полисистемный подход. – Автореф. дис. д. психол. наук. [Текст] – Пермь. – 2002. – 159 с.

30. Исмагилова, А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада [Текст] / А.Г. Исмагилова. – М.: Знание, 2009. – 160 с.

31. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций [Текст] / Е.Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 288 с.

32. Кан – Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан – Калик-М.: Просвещение, 1997. – 210 с.

33. Концепция дошкольного воспитания. Текст /  Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: 2005. – 54 с.

34.  Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.

35. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. – 365 с.

36. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] – М.: 1997.

37. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под. ред. А.Г. Рузской. – М., 2001. – 185 с.

38. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] – М.: Педагогика, 1986. – 193 с.

39. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). [Текст] – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 205 с.

40. Мудрик, А.В.Общение в процессе воспитания. [Текст]– М., 2001. – 91 с.

41. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] – М., 2000. – 288 c.

42. Никандров,Н.Д. Педагогическое творчество. [Текст] – М.: 1990. – 160 c.

43. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. [Текст] – М., 1982. – 431 с.

44. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007. – 166 с.

45. Подьяков, Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. [Текст] – М.: 1994. – 179 с.

46. Психология: Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996. – 544 с.

47. Психология личности. Тексты [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – 151 с.

48. Развитие личности ребенка: Перевод с англ. [Текст] / Обл. ред. А.М. Фонарева. Прогресс, 1987. – 176 с.

49. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. [Текст] СПб., 1999. – 288 с.

50. Репина, Т.А. Общение в детском саду и семье. [Текст]  – М.: 1990. – 85 с.

51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 532 с.

52. Рыдалова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыдалова. – Минск: Академия, 1998. – 288 с.

53. Синагина, Н.Ю., Чирковская, Е.Г. Личностно ориентированный учебно–воспитательный процесс и развитие одаренности (метод. Пособие). [Текст] М., 2001. – 250 с.

54. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций. [Текст] М.; Воронеж, 2000. – 158 с.

55. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. – М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002. – 288 с.

56. Субботский, Е.В. Как рождается личность (некоторые аспекты формирования личности ребенка). [Текст] – М., 1978. – 165 с.

57. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 97 с.

58. Фромм, Э. Теории личности. [Текст] Пер. с англ. – СПб.: Питер пресс, 1997. – 476 с.

59. Шелехова, Н.И. Техника педагогического общения. [Текст] М.; Воронеж, 1998. – 48 с.

60. Штерн, В. Психология раннего детства [Текст] / В. Штерн. – СПб.: Стиль, 2005. – 137 с.

61. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

62. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

63. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в раннем возрасте [Текст] // Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Просвещение, 2000. – 250 с.

64. Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б. Педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] – М.: 2002. – 144 с.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 1

 

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения детей» (А.М.Щетинина). Варианты ответов: часто, иногда, никогда.

1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.

2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.

3. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.

4. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному переживанию другого.

5. Ярко, эмоционально реагирует на переживания другого, заражается им.

6. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», А мне тоже…?»

7. «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.

8. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.

9. Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку).

10. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.

11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).

12. Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.

                           Обработка полученных результатов

         Количественная:

- если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, обозначенному в пунктах 1,5,9,12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;

- если форма поведения ребенка часто адекватна обозначенным в пунктах 4,6,7,8, то за них он получает по 4 балла;

- если проявление данных форм поведения (4,6,7,8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пункта 2,3,10,11, то ставится  по 2 балла;

- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов.

      Качественная интерпретация данных:

      Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. (20-24 баллов).

         В том случает, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие другому, то эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. ( от 12 до 16 баллов).

         Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню эмпатии. (от 1 до 8 баллов).

 

 

                                                                                                            Приложение 2

                                          Анкета для воспитателей

                                          Уважаемый воспитатель!

Вашему вниманию предлагаются суждения касающиеся процесса воспитания и обучения детей раннего возраста. Если Вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него балл «5»; если в большей степени согласны, чем не согласны – балл «4»; если согласны и не согласны в равной степени – балл «3»; если в большей степени не согласны, чем согласны – балл «2», если полностью не согласны, поставьте балл «1».

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий__________________________

2. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы______________________________________________

3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___________________________________________

4. Послушание детей – заслуга педагога________________________________

5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все, что угодно___________

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя_________________

7. Основная цель воспитателя – реализовать требования программы воспитания и обучения______________________________________________

8. Центральная задача учебно – воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями, навыками_______________________________________

9. Главное в работе педагога – добиться исполнительности детей___________

10. Воспитание – это, прежде всего требовательность к детям______________

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам________________________

12. Наказание – не лучшая форма воспитания, но оно необходимо__________

13. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле_________________

14. Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей_____

15. Общение детей на занятии следует пресекать_________________________

16. Нарушение дисциплины на занятии – следствие плохой методики его проведения________________________________________________________

17. Анализируя результаты занятия, педагог принимает во внимание степень реализации программы______________________________________________

18. Оценивая детей, педагог руководствуется своим мнением_____________

19. Интерес воспитателя к содержанию обучения детей важнее, чем интерес детей_____________________________________________________________

20. При реализации задач обучения, педагог придерживается инструкций руководства________________________________________________________

21. Оценка деятельности педагога коллегами важнее личной позиции педагога___________________________________________________________

                                    Благодарим Вас за сотрудничество!

 

                                            Обработка результатов.

       Полученные баллы складываются. Итоговый балл характеризует степень выраженности ориентации на дисциплинарную и личностную модели взаимодействия с детьми. Оценка выраженности ориентации на ту или иную модель взаимодействия дается на основе нормативов, приведенных ниже.

Информация о работе Влияние педагогического общения на личностное развитие ребенка раннего возраста