Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Многие народы создали огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев, под звон струн, о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные и бытовые сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть: Фольклор как основа нравственного воспитания детей……………………………………………………………………………...6
Практическая часть…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………….18
Используемая литература……………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника.docx

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО «Сочинский колледж поликультурного образования»

Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

 

 

 

 

                                                                     Исполнитель: Клементьева Р. И.

                                                                     Студентка II курса

                                                                     Группа 10 НК

                                                                     Очная форма обучения

                                                                     Специальность 050709.52

                                                                    «Преподавание в начальных классах»

                                                                    Научный руководитель: Буйдина В. Г.

 

 

Сочи, 2012 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Теоретическая часть: Фольклор как  основа нравственного воспитания детей……………………………………………………………………………...6

Практическая часть…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..16

Приложение…………………………………………………………………….18

Используемая литература……………………………………………………...19

 

 

 

 

 

3

Введение

Многие народы  создали  огромную  изустную  литературу: мудрые пословицы  и  хитрые  загадки, весёлые  и  печальные  обрядовые  песни, торжественные  былины, говорившиеся  нараспев, под  звон  струн, о славных подвигах богатырей, защитников  земли народа – героические, волшебные и бытовые сказки.

Напрасно  думать, что  эта  литература  была  лишь  плодом  народного  досуга. Она  была  достоинством  и  умом  народа. Она  становила  и  укрепляла  его  нравственный  облик, была  его  исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла глубоким содержанием всю  его  размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам, связанным  с  его  трудом, природой  и  почитанием  отцов  и  дедов.

Слова  А. Н.  Толстого  очень  ярко  и  точно  отражают  суть  фольклора.  Фольклор – это народное  творчество,  очень  нужное  и  важное  для  изучения  народной  психологии  в  наши  дни.  Фольклор  включает  в  себя  произведения, передающие  основные  важнейшие  представления  народа  о  главных  жизненных  ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге, родине. На  этих  произведениях  воспитываются  наши дети  и сейчас. Знание  фольклора  может  дать  человеку  знание  о  своем  народе, и  в  конечном  итоге о самом  себе.

В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

 

 

4

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее своего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.

5

Предмет исследования: влияние фольклора на нравственное воспитание младших школьников.

Цель исследования: формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
  2. Обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах;

Гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики, то это способствует всестороннему развитию детей младшего школьного возраста, обогащает их внутренний мир и дает знания в области народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Фольклор как  основа нравственного воспитания детей

Само слово «фольклор» в переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит — самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».

Но фольклор — это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор — основа основ воспитания детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приемов, а облекли их в художественную форму.

Фольклор — это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. В фольклоре всё это заложено изначально. Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.

В фольклоре первые месяцы и первые годы имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорной, не берёт за основу тот самый «критический период развития» ребёнка, в котором, как утверждают специалисты, и «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая — на всю жизнь!

Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Колыбельные песни — это

7

заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

А, баю, баю, баю,

 Сидит ворон на краю 

И играет во трубу.

 Звонко трубушка играет,

Сон и Дрёму нагоняет.

 Спи, доченька, усни,

 Угомон тебя возьми.

 

Как это часто случается, наиболее знакомые и простые произведения народного творчества оказываются наиболее древними. Современные кружевницы, воспроизводящие традиционные узоры, зачастую не подозревают, что они повторяют магические «формулы» тысячелетней давности. Архаические узоры, как и фольклорные тексты, передаются из поколения в поколение благодаря устойчивости традиции.

С первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде: колыбельные песни, пестушки и потешки вводят его в мир, настраивают на определённый гармоничный (а не дисгармоничный) музыкально-поэтический лад.

О магическом значении детского фольклора многие даже не подозревают. Ведь «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки», «Сорока-сорока, где была? —Далёко» —это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика), как скороговорки — развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия), где все основано на ритме, на поэтическом слове.

«Идёт коза рогатая», «Кошкин дом», детские игры — это уже следующая ступень народного художественного многоуровнего воспитания, первые

8

уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре.

А в результате — незаметно и ненавязчиво — уже к двум-трем годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую и музыкальную школу, получил представление о ритме и рифме.

Помимо дразнилок есть ещё поддёвки-диалоги, поддёвки-заманки, цель которых поймать, поддеть на слове, например: «Скажи: двести. — Двести. — Сиди, дурак, на месте», «Скажи: вожжи. —Вожжи. —Ты украл дрожжи» или «Скажи: сама. — Сама. — Воронья кума, лисе крестница, себе ровесница». В считалках, скороговорках, дразнилках, поддёвках, издёвках, как и во всём детском фольклоре, большое значение имеет само звучание слова — звукоряд. В этом отношении детская поэзия не знает себе равных.

С помощью звукоряда здесь передается колокольный звон: «Солнышко-колоколнышко»; «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»; грохот телеги: «Трах, трах, тара- рах! Едет баба на волах»; топот конских копыт: «От топота копыт пыль по полю летит».

Не меньшее значение имеет чувство слова и словотворчество в загадках, развивающих сообразительность, смекалку, но иными художественными средствами — через уподобление, метафорическое описание предмета. Что, в свою очередь, тоже является одной из форм именно эстетического воспитания — воспитания способности образного, художественного мышления, абстрагирования. При этом загадки, как и считалки, — это ещё и способы обучения счету, своеобразная народная «живая арифметика». Таковы классические арифметические загадки: «Летело стадо птиц на рощу: сели по две на дерево — одно дерево осталось; сели по одной — одного не достало. Много ль птиц и дерев?» (Три дерева и четыре птицы ); «Летело сто гусей, навстречу им гусь: «Здравствуйте, говорит, сто гусей!» — «Нет, нас не сто гусей: кабы было ещё столько, да полстолько, да четверть столько,

9

да ты гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько их летело?» (Тридцать шесть гусей).

Помимо прозаических существуют поэтические загадки, тоже близкие к скороговоркам, припевкам, основанные на словесной смысловой и звуковой игре. Добавим ко всему этому пословицы и поговорки, которые точно так же, с детских пор, учили, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, к правилам и моральным нормам «неписаных» законов народной жизни, и мы получим достаточно полное представление о фольклоре, о его возможностях и значении в эстетическом и нравственном воспитании.

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный дидактизм начинается с первых же незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки — художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия — художественная, воплощённая в образах, сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских

сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным... Но ребёнок даже не подозревает, что в «Петушке золотом гребешке», в «Сестрице Алёнушке и братце Иванушке», в «Рыбаке и рыбке» ему внушаются все эти педагогические табу. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. Детские «страшилки» — древнейший фольклорный жанр. Слушая такие сказки-страшилки «о мертвецах, о подвигах Вовы», засыпал юный Пушкин, ими заслушивались мальчишки в тургеневском «Бежином луге». Не говоря уже о том, что «Кровавый бандурист», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная

10

месть» Н. В. Гоголя, «Оборотень», «Киевские ведьмы» Ореста Сомова, «Русалка», «Жених» А. С. Пушкина, «Игоша» Владимира Одоевского, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, как и многие другие произведения так называемой «неистовой» школы русского и европейского романтизма (литература «ужасов» своего времени), основывались на подобных же народных страшилках-сказках, легендах, быличках. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже входит в систему педагогического воспитания. Фольклор нашел и чувству страха художественное воплощение.

 

Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. По былинам богатырь — единственный, кто в минуту опасности встаёт на защиту Русской земли. Образ богатыря выражен силой, мужеством, храбростью, патриотизмом.

Что же касается пресловутой трудности, недоступности былин для детского восприятия, то здесь можно сослаться на Корнея Чуковского. Рассказывая в книге «От двух до пяти» о своём собственном педагогическом опыте развития в детях «здорового эстетического вкуса», он особо подчёркивал: «Надёжным материалом для достижения такой воспитательной цели послужил мне, конечно, фольклор — главным образом героический эпос. Я читал своим детям и их многочисленным сверстникам былины, «Одиссею», «Калевалу» и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии. Нужно только исподволь приучать их к непривычному для них складу речи, и они будут готовы часами слушать эти гениальные поэмы, в которых так много очаро

Информация о работе Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника