Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление 

 

Введение………………………………..…………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5

1.1.Особенности младшего школьного  возраста………………..…………..5

1.2.Развитие лидерских качеств  у детей младшего школьного  возраста 10

Глава 2. Воспитание у современных  младших школьников лидерских качеств  личности…………………...……………………………………………………….18

2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18

2.2.Опыт воспитательной работы  по развитию лидерских качеств  младшего школьника…………………………….…………………………………19

 Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………26

 

 

 

Список литературы

 

Список литературы

 

1. Аверин В.А. Психология детей  и подростков: Учеб. пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007.

3. Выготский Л.С. Кризис семи  лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 2004. - Т.4.

4. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. 2005.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения  до 17 лет): Учебное пособие.– М.: Изд-во  Ун-та Российской академии образования, 2006.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 2007.

7. Мухина В.С. Психология детства  и отрочества. – М.: ИПП, 2008.

8. Рабочая книга школьного психолога/  И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

9. Смирнов А.А. Психология ребенка  и подростка // Смирнов А.А. Избранные  психологические труды: В 2 т.–  М.: Педагогика, 2007. – Т. 1.

10. Спок Бенджамин Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н.А. Перовой. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 2003.

11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 2006.

12. Якобсон П.М. Эмоциональная  жизнь школьника // Якобсон П.М.  Психология мотивации. – М.  – Воронеж, 2007.

 

 

 

Выдержка из работы

 

Введение 

 

Современная жизнь и обстановка в обществе ставит нас в такие  условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.

 Многие люди, стремящиеся занять  лидерские позиции, предпочитают  действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя  и развиваться с течением времени.  В то же время психологи  давно установили основные препятствия,  стоящие на пути лидерского  роста. В первую очередь это  именно внутренние барьеры. Они  — результат нашего прошлого  опыта, убеждений, ограничений  и привычек. Неуверенность, страх,  раздражение становятся для многих  непреодолимыми препятствием на  пути к поставленной цели.

 Дети постоянно меняются, как  меняется и сама жизнь. Они  больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их  отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением  компьютера в жизни детей они  меньше внимания стали уделять  общению со сверстниками. Их мир  часто ограничивается монитором  ПК и телевизором. Тут уже  не до проявлений лидерства.  Вернее, лидерство заключается в  наличии дома ПК и прочей  техники.

 Из выше сказанного вытекает  актуальность темы исследования.

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных  младших школьников лидерских качеств  личности.

 Объект исследования – современные  младшие школьники. 

Предмет исследования - лидерских  качеств личности.

Задачи исследования:

- рассмотрение психолого-педагогических  особенностей младшего школьного  возраста;

- изучение вопросов развития  лидерских качеств у детей  младшего школьного возраста;

- исследование феномена лидерства  у младших школьников;

- анализ опыта воспитательной  работы по развитию лидерских  качеств младшего школьника.

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности

1.1.Особенности младшего школьного  возраста 

 

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис¬ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система¬тического обучения в школе.

 Начало обучения в школе  ведет к коренному измене¬нию социальной ситуации развития ребенка. Он стано¬вится «общественным» субъектом и имеет теперь соци¬ально значимые обязанности, выполнение которых полу¬чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авто¬ритет взрослого постепенно утрачивается и к концу млад¬шего школьного возраста все большее значение для ре¬бенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

 Ведущей в младшем школьном  возрасте становится учебная  деятельность . Она определяет важнейшие изме¬нения, происходящие в развитии психики детей на дан¬ном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, харак¬теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь силь¬ная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельно¬сти необходимо придать новую лично значимую мотива¬цию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школь¬ник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но¬вые достижения.

 Согласно Л.С. Выготскому, с  началом школьного обу¬чения мышление выдвигается в центр сознательной дея¬тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж¬дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч¬ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

 Согласно О.Ю. Ермолаеву, на  протяжении младшего школьного  возраста в развитии внимания  происходят существенные изменения,  идет интенсивное развитие всех  его свойств: особенно резко  (в 2,1 раза) увеличивается объем  внимания, повышается его устойчивость, развива¬ются навыки переключения и распределения. К 9-10 го¬дам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

 В младшем школьном возрасте  память, как и все дру¬гие психические процессы, претерпевает существенные из¬менения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте¬пенно приобретает черты произвольности, становясь созна¬тельно регулируемой и опосредованной.

 Младший школьный возраст  сензитивен для становле¬ния высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выде¬лили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опор¬ных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоци¬ации, повторение.

 Трудность выделения главного, существенного отчетли¬во проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

 Отмеченные особенности мыслительной  деятельности детей являются  причинами неуспеваемости определенной  части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от ак¬тивной мыслительной работы. Учащиеся начинают исполь¬зовать различные неадекватные приемы и способы выпол¬нения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое за¬учивание материала без его понимания. Дети воспроизво¬дят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при ус¬тном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

 В этом возрасте происходит  появление и другого важ¬ного новообразования — произвольного поведения. Ребе¬нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и за¬конам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по¬ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми¬нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха .

 С формированием у младших  школьников произволь¬ного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

 Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зре¬ния его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связа¬но с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою зна¬чимость в их глазах.

 

 

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое  внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы  способствуют формированию активной жизненной  позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется  ещё и тем, что в наше сложное  время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым  к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать  решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в  подавляющем большинстве случаев  учащиеся пассивно выполняют поручения  педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения  в различных ситуациях. Начальное  обучение закладывает фундамент  всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и  обучения данной ступени состоит  в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания  различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств  у младших школьников, зависит  социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что  реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств  младших школьников должно проходить  в коллективной деятельности.

 

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности  детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим  структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое  участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность  определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

 

Воспитательные возможности КТД  могут быть реализованы благодаря  нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться  на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.

 

Первая стадия - предварительная  работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает  воспитательные цели, задачи. Анализирует  сложившуюся обстановку в детском  коллективе. Определяет место КТД  в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

 •Какова основная идея КТД?

•В какой форме будет проходить  КТД?

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности