Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников

 

 

 

Воспитание нравственных качеств  младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в  основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.

 

Исходными теоретическими посылками  при решении методических основ  диагностики нравственной воспитанности  младших школьников выступают следующие.

 

Во-первых. При изучении нравственной воспитанности младших школьников необходимо руководствоваться положением о том, что результаты диагностики  следует сравнивать не с какой-то моральной нормой или идеалом, а  сопоставлять с реальным стартовым  уровнем нравственной воспитанности  учащихся, на котором они находились до проведения с ними с ними воспитательной работы.

 

Во-вторых. Одной из причин несовершенства диагностики нравственной воспитанности  школьников является то, что «при измерении  в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный идеал, а все промежуточные  звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним  показателям, без учета сложных  внутренних изменений»[5]. Поэтому определение  критериев и характеристик (структурной  и содержательной) нравственной воспитанности  должно основываться на положении о  том, что нравственные качества как  психологические образования имеют  внутреннюю содержательно-психологическую  структуру, степень сформированности компонентов которой и определяет характер и направленность деятельности и поведения учащихся начальных классов. Изучение содержательной и структурной характеристик нравственной воспитанности младших школьников позволяет установить не только ее внешние поведенческие проявления, но и внутренние психологические изменения, происходящие под влиянием воспитания.

 

В-третьих. Педагогическая диагностика  не является самоцелью. Она не может  выступать только в качестве инструмента  познания личности младшего школьника[6]. Поэтому, определяя методические основы диагностики нравственной воспитанности школьников,  необходимо придерживаться следующего положения: регулярное и систематическое изучение нравственной воспитанности учащихся является одним из важнейших этапов конструирования воспитательной работы учителя начальных классов, основой ее организации и совершенствования,  т.е.  диагностику нравственной воспитанности следует рассматривать не только как инструмент познания личности младшего школьника, но и как инструмент воспитания его нравственных качеств.

 

В-четвертых. Нравственное формирование личности осуществляется под влиянием воспитания, ближайшего круга общения  учащихся начальных классов, семьи  и других факторов социальной среды. Нередко последние оказывают  даже более сильное воспитательное воздействие на формирование нравственности личности младшего школьника, чем воспитательные усилия педагога.  Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный  результат (нравственные качества и  свойства личности), то тем самым  направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий,  иначе говоря,  определяем получение  конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания»[7]. Действительно, диагностика нравственной воспитанности младших школьников не позволяет с определенной достоверностью установить, какие нравственные качества сформировались в семье, какие —  под влиянием стихийного общения  со сверстниками, а какие — в  результате целенаправленной воспитательной работы учителя. Тем не менее в структуре педагогической деятельности, как это будет раскрыто ниже, диагностика нравственной воспитанности учащихся занимает значительное место и играет важную роль в организации воспитания их нравственных качеств, оценке эффективности проводимых учителем начальных классов воспитательных мероприятий, повышении его педагогического мастерства.

 

В практике нравственного воспитания младших школьников диагностика  нравственной воспитанности личности выполняет прежде всего информационно-прогностическую функцию. К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. С другой стороны, процесс нравственного формирования личности младшего школьника является непрерывным. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания учащихся учителю начальных классов очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности.

 

Процесс воспитания того или иного  нравственного качества занимает довольно продолжительное время. В этой связи  текущая диагностика нравственной воспитанности младших школьников помогает учителю своевременно выявлять недостатки и отклонения в нравственном формировании личности ученика, учитывать  его индивидуальные особенности  и на этой основе осуществлять корректировку  проводимой воспитательной работы. Контролируя  процесс воспитания у младших  школьников нравственных качеств, учитель  начальных классов имеет возможность  управлять им[8].

 

Диагностика нравственной воспитанности  позволяет учителю начальных  классов не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию нравственных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать  результаты своей педагогической деятельности. В соответствии с поставленными  воспитательными задачами учитель  начальных классов использует для  их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из воспитательных мероприятий  вносит определенный вклад в формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Реализация в педагогической деятельности оценочно-результативной функции диагностики нравственной воспитанности младших школьников способствует также повышению педагогического  мастерства учителя начальных классов[9]. Установлено, что учебно-воспитательная деятельность учителей, которые систематически проводят диагностику нравственной воспитанности младших школьников, характеризуется следующими признаками:

 

— четкостью и конкретностью  в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;

 

— осуществлением преемственности  в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной  школе;

 

— творческим подходом к планированию воспитательных мероприятий и отбору методов нравственного воспитания;

 

—  повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;

 

— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;

 

— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;

 

—  сопоставлением и анализом запланированных  результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;

 

— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации  их нравственного воспитания;

 

— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.

 

Появление указанных выше признаков  в педагогической деятельности учителя  начальных классов, несомненно, свидетельствует  не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.

 

Теоретические основы диагностики  нравственной воспитанности учащихся начальных классов, базирующиеся на идеи личностно ориентированного воспитания, имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный  процесс формирования нравственных качеств младших школьников: его  прогнозирование, осуществление, совершенствование, а также оценка результативности.

 

Нравственные качества не только формируются  в деятельности и общении, но и  проявляются в них. По характеру  и направленности поведения и  деятельности учащихся можно судить о наличии у них тех или  иных нравственных качеств и устойчивых привычек. В любой деятельности и  общении ученик так или иначе обнаруживает свою нравственную воспитанность или проявляет признаки невоспитанности. Нравственность ученика характеризуется совокупностью разнообразных нравственных качеств и их содержательно структурных компонентов, отражающих его отношения к Родине, другим странам и народам, к выполнению своих обязанностей,  к материальным ценностям и природе,  другим людям и к самому себе[10].

 

Большая часть времени жизнедеятельности  учащихся начальных классов, их общения  со сверстниками и взрослыми приходится на семью. Нравственные отношения, в  которые включаются учащиеся вне  школы, регламентируются и направляются традициями семейного воспитания и  требованиями родителей. Изучение нравственной воспитанности младших школьников, ее диагностика должна осуществляться в условиях школьного и семейного  воспитания. Это позволяет не только значительно повысить ее объективность, но и педагогически направить  семейное воспитание на нравственное формирование личности ребенка.

 

Диагностика нравственной воспитанности  младших школьников является одним  из важнейших условий повышения  действенности и результативности нравственного воспитания. Младший  школьник в процессе своей жизнедеятельности  испытывает не только положительные  внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие  влияния, которые приводят к появлению  соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика  нравственной воспитанности младших  школьников должна быть направлена не только на изучение их положительных, но и на выявление отрицательных  качеств.

 

Диагностика нравственной воспитанности  младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных  классов является отправным пунктом  в планировании и организации  процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных  классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации,  спланировать воспитательную работу,  а также составить программу  нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной  школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Методы нравственного воспитания

 

 

 

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в  руках учителя, воспитателя. Они  выполняют функции организации  процесса нравственного развития и  совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов  нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт[11].

 

Ускорение и углубление нравственного  формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности  учителя зданиями специфических  функций и назначения методов  воспитания, от умения определять и  создавать оптимальные условия  их использования. Реализация этого  положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения  и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие  на интеллектуальную, эмоциональную, волевую  сферу учащихся[12]. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания.

 

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

 

Характер методов нравственного  воспитания изменяется и в зависимости  от развития детского коллектива. Важно  в своих требованиях опираться  на мнение школьников, советоваться с  ними.

 

Формы организации и методы нравственного  воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

 

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения  и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

 

Упражнение обеспечивает выработку  и закрепление у младших школьников необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод  в своей работе, учитель в целом  влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у учащихся этических  понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических  идеалов. Для активизации нравственного  развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и  поведения используется метод проблемно-ситуационный, который позволяет ученикам самостоятельно решать нравственные проблемы. Этот метод  побуждает личность систематизировать  ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами  поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

 

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных  жизненных ситуациях позволяет  педагогу устанавливать связь между  поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения[13]. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности