Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.
Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Раздел II. Диагностика нравственной
воспитанности младших
Воспитание нравственных качеств младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.
Исходными теоретическими посылками при решении методических основ диагностики нравственной воспитанности младших школьников выступают следующие.
Во-первых. При изучении нравственной
воспитанности младших
Во-вторых. Одной из причин несовершенства
диагностики нравственной воспитанности
школьников является то, что «при измерении
в результат нравственного
В-третьих. Педагогическая диагностика не является самоцелью. Она не может выступать только в качестве инструмента познания личности младшего школьника[6]. Поэтому, определяя методические основы диагностики нравственной воспитанности школьников, необходимо придерживаться следующего положения: регулярное и систематическое изучение нравственной воспитанности учащихся является одним из важнейших этапов конструирования воспитательной работы учителя начальных классов, основой ее организации и совершенствования, т.е. диагностику нравственной воспитанности следует рассматривать не только как инструмент познания личности младшего школьника, но и как инструмент воспитания его нравственных качеств.
В-четвертых. Нравственное формирование
личности осуществляется под влиянием
воспитания, ближайшего круга общения
учащихся начальных классов, семьи
и других факторов социальной среды.
Нередко последние оказывают
даже более сильное воспитательное
воздействие на формирование нравственности
личности младшего школьника, чем воспитательные
усилия педагога. Если мы получаем
в нравственном воспитании запланированный
результат (нравственные качества и
свойства личности), то тем самым
направляем конечное влияние на личность
и неорганизованных воздействий,
иначе говоря, определяем получение
конечного результата всего процесса
формирования личности, конечно, в ограниченном
объеме в аспекте задач воспитания»[7]
В практике нравственного воспитания младших школьников диагностика нравственной воспитанности личности выполняет прежде всего информационно-прогностическую функцию. К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. С другой стороны, процесс нравственного формирования личности младшего школьника является непрерывным. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания учащихся учителю начальных классов очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности.
Процесс воспитания того или иного
нравственного качества занимает довольно
продолжительное время. В этой связи
текущая диагностика
Диагностика нравственной воспитанности
позволяет учителю начальных
классов не только прогнозировать воспитательную
работу по целенаправленному формированию
нравственных качеств учащихся, контролировать
и корректировать ее, но и оценивать
результаты своей педагогической деятельности.
В соответствии с поставленными
воспитательными задачами учитель
начальных классов использует для
их реализации разнообразные воспитательные
мероприятия: беседы, утренники, экскурсии,
посещение музеев, театров, проведение
встреч, организацию школьных выставок
и др. Каждое из воспитательных мероприятий
вносит определенный вклад в формирование
нравственных качеств личности младшего
школьника. Реализация в педагогической
деятельности оценочно-результативной
функции диагностики
— четкостью и конкретностью в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;
— осуществлением преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;
— творческим подходом к планированию
воспитательных мероприятий и отбору
методов нравственного
— повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;
— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;
— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;
— сопоставлением и анализом запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;
— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;
— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.
Появление указанных выше признаков в педагогической деятельности учителя начальных классов, несомненно, свидетельствует не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.
Теоретические основы диагностики нравственной воспитанности учащихся начальных классов, базирующиеся на идеи личностно ориентированного воспитания, имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный процесс формирования нравственных качеств младших школьников: его прогнозирование, осуществление, совершенствование, а также оценка результативности.
Нравственные качества не только формируются в деятельности и общении, но и проявляются в них. По характеру и направленности поведения и деятельности учащихся можно судить о наличии у них тех или иных нравственных качеств и устойчивых привычек. В любой деятельности и общении ученик так или иначе обнаруживает свою нравственную воспитанность или проявляет признаки невоспитанности. Нравственность ученика характеризуется совокупностью разнообразных нравственных качеств и их содержательно структурных компонентов, отражающих его отношения к Родине, другим странам и народам, к выполнению своих обязанностей, к материальным ценностям и природе, другим людям и к самому себе[10].
Большая часть времени
Диагностика нравственной воспитанности
младших школьников является одним
из важнейших условий повышения
действенности и
Диагностика нравственной воспитанности
младших школьников в педагогической
деятельности учителя начальных
классов является отправным пунктом
в планировании и организации
процесса воспитания нравственных качеств,
его коррекции и
Раздел III. Методы нравственного воспитания
Методы нравственного
Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся[12]. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания.
Выбор методов нравственного
Характер методов
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.
Упражнение обеспечивает выработку
и закрепление у младших
Самостоятельное решение учеником
нравственных проблем, в различных
жизненных ситуациях позволяет
педагогу устанавливать связь между
поступками и качествами личности,
прослеживать характер ее развития, определять
перспективу в становлении
Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности