Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Педагог, занимающийся нравственным воспитанием, сам -  пример нравственного поведения,  личность. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Современная профессиональная педагогическая деятельность требует учителя, ценностными установками которого является приоритет личностного развития школьника, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных проблемах. Результативность работы педагога зависит и от способности учителя научить ребенка интонационно-образному восприятию мира, что пробуждает интерес к предмету.

 

Актуальность работы обусловлена  тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного воспитания. А  от того, каким образом и в какой  форме они будут заложены, зависит  будущее нашей страны, ее благополучие.

 

Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места  духовно - нравственной культуры в структуре  содержания образования. Для решения  данной проблемы учителю требуется  не только знание предметов начальных  классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

 

Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание младших школьников в  процессе учебной деятельности, средства воспитания нравственных качеств младших  школьников.

 

Объект исследования – развитие духовно - моральных качеств личности младших школьников как  процесс  их нравственного воспитания.

 

В соответствии с актуальностью, проблемами, целями, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

 

1. Проанализировать состояние проблемы  духовно - нравственного воспитания  младших школьников в научной  литературе.

 

2. Проанализировать задачи и  содержание духовно - нравственного  воспитания младших школьников;

 

3. Провести диагностику уровня  нравственной воспитанности учащихся.

 

4. Подобрать методы и приёмы  работы по формированию духовно-  нравственных качеств младших  школьников в учебной деятельности. 

 

Работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения и списка литературы.

 

 

 

Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного  воспитания

 

 

 

В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)[1]." В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного." "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести[2]." С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И.: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека". А Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. "Мораль - это важничанье человека перед природой". В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

 

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека". "Никто  не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь  свое личное". Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного  воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в  результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Также считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается  в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и  бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

 

Школа является основным звеном в  системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших  школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

 

Рассматривая систему нравственного  воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько  аспектов. Во-первых, осуществление  согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование  приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и  взаимовлияние воспитываемых в  данный момент моральных качеств  у детей. В-четвертых, систему нравственного  воспитания следует усматривать  и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок  не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать  их знание в поступках и действиях  окружающих, собственных поступках. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и  развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии  в деятельности. Любая деятельность имеет нравственную окраску, в том  числе и учебная, которая является ведущей для младших школьников, так как обладает большими воспитательными  возможностями. В этом возрасте она  в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются  не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

 

В результате регламентированного  характера процесса, обязательного  систематического выполнения учебных  поручений у младшего школьника  складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.

 

Учебная деятельность, являясь в  младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для  овладения учащимися приемами, способами  решения различных умственных и  нравственных задач. Учителю принадлежит  приоритетная роль в воспитании и  обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем  этапе развития общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует  считать то, что он длителен и  непрерывен, а результаты его отсрочены  во времени.

 

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей  используются все усложняющиеся  виды деятельности. Этот принцип реализуется  с учетом возрастных особенностей учащихся[3].

 

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя  постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет  на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями  школьник социализируется, приобретает  необходимый опыт нравственного  поведения.

 

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного  рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

 

Основные задачи нравственного  воспитания можно сформулировать следующим  образом: формирование нравственного  сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

 

Развитие морального сознания ребенка  происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и  ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие  приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с  этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут  быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

 

Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание  моральных принципов и норм прямо  связано с осознанием образцов нравственного  поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков[4].

 

Нравственность - особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.

 

Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились  в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным  образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера  и доброжелательных отношений к  людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате " наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же цитировал народное изречение: " кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает". Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

 

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность". Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

 

Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д. Ушинский. В статье "о нравственном элементе в воспитании" он писал: "Нравственность не есть необходимое  последствие учености и умственного  развития, … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…" Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее  значение имеет эта проблема в  системе современного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует  иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

 

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике  обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и  деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его  сознания, навыков и привычек, связанных  с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки  весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности  есть не что иное, как перевод  моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения  личности и как неуклонное соблюдение. Нравственные нормы, правила и требования к поведению личности - есть не что  иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью  общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении  и контактах с другими людьми. Мораль общества охватывает большое  многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить  содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в  его содержании. Важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, проявляется настоящая  сущность нравственности вообще. При  ответе на этот вопрос, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в  своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет  их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности