Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.
Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и особенностей эстетического восприятия или литературных произведений, организуется чтение художественной литературы для младших школьников.
Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.
Для методики начального обучения предлагается
следующая классификация
1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным
словом (объяснительное чтение
3. метод наглядного обучения.
Один и тот же материал может быть изучен разными методами (приемами) и их сочетаниями. Главное в современной школе - установка на максимальное развитие самостоятельности учащихся, на диалогичность учебного процесса. Учитывается также принцип педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися.
Беседа особенно плодотворна в
том случае, когда в ходе ее не
только воспроизводится прочитанное,
но стимулирует размышление
В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по пропедевтическому курсу учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие задания.
Действия с учебным материалом
должны носить преобразующий характер.
На уроках учащимся нужно создать
такие условия, при которых предлагаемые
материалы и задания выходят
за рамки общепринятой учебной программы
и содержат нечто новое и оригинальное[14]
Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего обучения.
Нужна активная мыслительная деятельность,
самостоятельное продумывание фактов,
поступков людей и последующая
их оценка. Поэтому в учебный процесс
включаются вопросы типа: а как
бы вы поступили на месте данного
литературного персонажа.
Как правило, ход познания нового материала
на уроках традиционно организуется
"от учителя". Такой путь облегчает
познание, но менее эффективен для
развития детей. Необходим другой путь
познания - от учеников. В данном случае
на развитие учащихся влияет только их
интенсивная самостоятельная
Вопросно-ответный метод опроса на
уроках приемлем лишь с адаптацией
к младшим школьникам, так как
он сковывает мыслительную деятельность
ребенка. При такой организации
опроса важно ставить вопросы
в общем виде, чтобы пробудить
самостоятельность мысли
Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют:
• вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
• вопросы, требующие установления сходства и различия;
• действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении друг с другом различных вариантов;
• задания типа "Подтверди собственным примером...", "Докажи...";
•задания, требующие исправления чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок...
Важным методическим моментом является
самостоятельный поиск
Необходимо выделить следующие методы, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей:
1. обеспечение благоприятной
2. обогащение "окружающей среды" ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
3. поощрение высказывания
4. обеспечение возможности для
практики. Широкое использование
вопросов дивергентного типа
в самых разнообразных
5. использование личного примера творческого подхода к решению различного рода проблем;
6. предоставление детям
Учитывая возрастные особенности
(педагогические и психологические)
младших школьников, учитель должен
обращать внимание на осознанность, действенность
и системность, а также прочность
знаний. Знания должны быть усвоены
на репродуктивном уровне, последующем
достижении конструктивного и, по мере
возможности и способности
Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности[16].В процессе работы с художественной литературой могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; экспресс - опрос и так далее.
Учебные формы такого рода активизируют
мыслительную деятельность школьников,
развивают чувство
Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет учителю выходить за рамки учебной программы. Результаты таких уроков - творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального труда.
Заключение
В данной курсовой работе изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственных качеств у младшего школьника, то есть нравственного облика личности.
Рассмотрена классификация нравственных качеств в психолого-педагогической литературе: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.
Определены эффективные методы и формы направленные на формирование нравственных качеств у младших школьников – метод формирования сознания в словесной форме.
Изучены диагностические методы по формированию нравственных качеств у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить уровень воспитанности.
Проблему нравственного
Подтверждается закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро", при условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Задача общеобразовательной
1. В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
2. Оптимальные условия
3. Формирование нравственных
- формирование нравственных
качеств младших школьников
– использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирование нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.
- содержание изучаемого
И главная цель учителя будет
достигнута - наши дети, воспитанники станут
высоконравственными
Список использованной литературы
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.
Приказ Министерства образования РФ «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.2002.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.
Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 класс). – М.: Просвящение, 2003.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12
Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа, 2007, №9.
Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. - 2006.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.
Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 436 с.
Программы общеобразовательных
Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. - 128 с.
Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.
------------------------------
[1] Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. – 2006. – С. 191.
[2] Немов Р.С. Психология.В трех книгах.Кн.1.:Общие основы психологии. - М.:Владос,2000. – С. 203.
Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности