Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

Опираясь на знание этапов формирования учащихся - читателей и особенностей эстетического восприятия или литературных произведений, организуется чтение художественной литературы для младших школьников.

 

Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств  и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику  определить свой круг чтения.

 

Для методики начального обучения предлагается следующая классификация методов:

 

1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение  учителя, беседа);

 

2. метод работы с печатным  словом (объяснительное чтение материала);

 

3. метод наглядного обучения.

 

Один и тот же материал может  быть изучен разными методами (приемами) и их сочетаниями. Главное в современной  школе - установка на максимальное развитие самостоятельности учащихся, на диалогичность  учебного процесса. Учитывается также  принцип педагогической целесообразности. Например, выразительное чтение имеет  важное значение на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися.

 

Беседа особенно плодотворна в  том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д.

 

В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной литературы входящих и не входящих в программу. В процессе урока по пропедевтическому курсу  учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности, выполняют творческие задания.

 

Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. На уроках учащимся нужно создать  такие условия, при которых предлагаемые материалы и задания выходят  за рамки общепринятой учебной программы  и содержат нечто новое и оригинальное[14].Доминирующими  методами на уроках являются эвристические  методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Во втором классе можно обучать детей исследовательскому методу. Желательно проводить уроки  в основном в игровой форме  с опорой на базовые знания учащихся. Большое внимание на уроках уделяется  образности, занимательности, наполненности  практической деятельностью.

 

Только на основе такого выбора методов  обучения с учетом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста вероятно приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего обучения.

 

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая  их оценка. Поэтому в учебный процесс  включаются вопросы типа: а как  бы вы поступили на месте данного  литературного персонажа.Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним[15].

 

Как правило, ход познания нового материала  на уроках традиционно организуется "от учителя". Такой путь облегчает  познание, но менее эффективен для  развития детей. Необходим другой путь познания - от учеников. В данном случае на развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой. "Идти от детей" в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в  их коллективном творческом поиске.

 

Вопросно-ответный метод опроса на уроках приемлем лишь с адаптацией к младшим школьникам, так как  он сковывает мыслительную деятельность ребенка. При такой организации  опроса важно ставить вопросы  в общем виде, чтобы пробудить  самостоятельность мысли учащихся, а не заставлять их лишь напрягать  память.

 

Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют:

 

• вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

 

• вопросы, требующие установления сходства и различия;

 

• действия выбора, основанного на "взвешивании" и сопоставлении  друг с другом различных вариантов;

 

• задания типа "Подтверди собственным  примером...", "Докажи...";

 

•задания, требующие исправления  чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок...

 

Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников, "добывание" знаний из различных  источников из списка для внеклассного чтения.

 

Необходимо выделить следующие  методы, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей:

 

1. обеспечение благоприятной атмосферы  на уроках. Доброжелательность со  стороны учителя, его отказ  от высказывания оценок и критики  в адрес ребенка, что должно  способствовать свободному проявлению  дивергентного мышления;

 

2. обогащение "окружающей среды"  ребенка самыми разнообразными, новыми для него предметами  и стимулами с целью развития  его любознательности;

 

3. поощрение высказывания оригинальных  идей;

 

4. обеспечение возможности для  практики. Широкое использование  вопросов дивергентного типа  в самых разнообразных областях  знаний;

 

5. использование личного примера  творческого подхода к решению  различного рода проблем;

 

6. предоставление детям возможности  свободно задавать вопросы.

 

Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические) младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность  и системность, а также прочность  знаний. Знания должны быть усвоены  на репродуктивном уровне, последующем  достижении конструктивного и, по мере возможности и способности детей, творческого уровня знаний.

 

Достижение высоких уровней  знаний возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности[16].В процессе работы с художественной литературой могут применяться как традиционные формы обучения, так и уроки нестандартного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок - анализ первоисточников; урок - комментарий; урок - панорама; урок - викторина; экспресс - опрос и так далее.

 

Учебные формы такого рода активизируют мыслительную деятельность школьников, развивают чувство ответственности, повышают творческие способности, побуждают  к изучению дополнительного материала, развивают межпредметные связи. Уроки нестандартного типа приучают ребят к активному восприятию.

 

Творчество младших школьников способствует самовыражению, позволяет  учителю выходить за рамки учебной  программы. Результаты таких уроков - творческая активность, высокое качество знаний и умений, достигнутое в  процессе общения учеников и учителя, воспитание культуры интеллектуального  труда.

 

Заключение

 

 

 

В данной курсовой работе изучена  и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственных качеств у младшего школьника, то есть нравственного облика личности.

 

Рассмотрена классификация нравственных качеств в психолого-педагогической литературе: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.

 

Определены эффективные методы и формы направленные на формирование нравственных качеств у младших  школьников – метод формирования сознания в словесной форме.

 

Изучены диагностические методы по формированию нравственных качеств  у младших школьников: анкета, тест, опрос, которые позволяют выявить  уровень воспитанности.

 

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень  часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

 

Подтверждается закономерность нравственного  воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро", при  условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы в игровых  формах, с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей детей.

 

Задача общеобразовательной школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром.

 

1. В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

 

2. Оптимальные условия формирования  нравственных качеств и их  показатели рассматриваются с  педагогических позиций, предполагающих  использование системы разнообразных  средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

 

3. Формирование нравственных качеств  детей на уроках литературного  чтения обеспечивается следующими  условиями:

 

-  формирование нравственных  качеств младших школьников осуществляется  с учетом их психофизического  и индивидуальных особенностей  их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься  монотонной деятельностью; недостаточная  четкость нравственных представлений;  противоречие между знанием и  практическим применением; неравномерность  применения вежливого общения  со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице);

 

– использование таких средств  как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирование нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.

 

- содержание изучаемого материала  раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного  выбора; жизненных ценностей и  т.д.

 

И главная цель учителя будет  достигнута - наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.

 

Приказ Министерства образования  РФ  «О Концепции  модернизации российского  образования на период  до 2010 года»  от 11.02.2002.

 

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная  школа, 2005, №11. - С. 68-71.

 

Бабаян А.В. О нравственности и  нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

 

Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006.

 

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 класс). – М.: Просвящение, 2003.

 

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12

 

Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление  младших школьников об основных этических  категориях // Начальная школа, 2007, №9.

 

Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. - 2006.

 

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

 

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

 

Маленкова Л.И.  Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 436 с.

 

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева  Т.В. – М.: Просвещение, 2004.

 

Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. - 128 с.

 

Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

 

[1] Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. – 2006. – С. 191.

 

 

[2] Немов Р.С. Психология.В трех книгах.Кн.1.:Общие основы психологии. - М.:Владос,2000. – С. 203.

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности