Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

Патриотическое воспитание детей  младшего школьного возраста – это  целенаправленный процесс педагогического  воздействия на личность ребенка  с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков  нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую  пользу (Агапова, Давыдова 2002).

 

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам  наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший  школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

 

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).

 

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось  с воспитанием отношения к  государственному строю.

 

В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма  стало рассматриваться как составная  часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей  страны. В это время появляются исследования, которые опирались  на эмоциональную сферу ребенка.

 

В Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации[2] подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

 

Своеобразие проявления и особенности  формирования патриотизма у младших  школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует  считать накопление ребенком социального  опыта жизни в своем Отечестве  и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

 

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются  в сфере социума и природы.

 

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому  воспитанию.

 

Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

 

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

 

Чувства играют определенную роль в  патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной  прочностью и устойчивостью.

 

У младшего школьника представления  расширяются постепенно. Система  обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение  детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

 

Характерной чертой воспитания у детей  патриотизма является слитность  нравственных чувств и знаний.

 

Знания только тогда оказывают  влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами  и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен  рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение  с детьми и взрослыми, труд).

 

В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического  воспитания.

 

 

2. Методический аспект проблемы  патриотического воспитания

2.1 Разработка плана патриотического  воспитания для учеников 1 класса

 

патриотический воспитание младший  школьник

 

Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена  была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал  в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это  вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными  объединениями призвана заниматься и школа.

 

Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма  в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе  ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность  реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим  фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих  перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых  людей, формированию нравственно и  политически грамотных граждан.

 

В учреждениях общего среднего образования  патриотическое воспитание является одним  из направлений духовно-нравственного  формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты.

 

В процессе воспитания очень важен  учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

 

Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего младшего возраста складываются базовые представления  о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

 

В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных  социальных проектов, проведение благотворительных  акций, поисковая работа.

 

Важным критерием эффективности  гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней  деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его  отношения к миру.

 

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство  и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных  качеств, осознание и объективная  самооценка ребенком своего Я как  гражданина, патриота, Человека.

 

В концептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания.

 

Патриотическое воспитание в школе  должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и  внеклассной деятельности, поскольку  этот процесс предполагает широкое  использование возможностей учебных  дисциплин и включение детей  в разнообразные виды социально  значимой деятельности, так как в  школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви  к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

 

Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного  школьника может проявляться  в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи  и беды. Важно воспитать у младших  школьников уважение к историческому  прошлому своего народа, бережное отношение  к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим  творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

 

Патриотическое воспитание в учреждениях  образования должно носить систематический  характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного  отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.

 

Сегодня общество особенно волнует  проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

 

Свидетельство тому, является то, что  государство уделяет серьезное  внимание формированию патриотизма  у школьников; что нашло отражение  в ряде норм и законодательных  систем.

 

Ученический актив, при участии  администрации школы, определяет содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты:

 

- культурно-патриотический;

 

- гражданско-патриотический;

 

- героико-патриотический;

 

- спортивно-патриотический;

 

- военно-патриотический.

 

Учитель разрабатывает план патриотического  воспитания, как правило, на учебный  год.

 

Культурно-патриотическое воспитание

 

Центром культурно-патриотического  воспитания может стать этнографический  музей, литературная или музыкальная  гостиная, клуб по интересам. В Камышине это, например, Камышинский историко-краеведчес-кий музей или Драматический театр.

 

Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается  любовь и интерес к языку и  культуре страны, региона, города. Это  могут быть:

 

- экскурсии по родному краю;

 

- посещение спектаклей, выставок, музеев;

 

- выпуск стенгазеты;

 

- кружки художественного, декоративно-прикладного  творчества;

 

- ученический театр;

 

- конкурсы художественной самодеятельности;

 

- встречи с деятелями искусства  и культуры, местными поэтами,  художниками;

 

- тематические воспитательные  часы, вечера.

 

Нельзя ограничиваться только культурой  и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.

 

Привитие интереса к родному  языку и культуре осуществляется при помощи:

 

- выпуска стенных газет, посвященных  родному краю;

 

- экскурсий по интересным местам  области, связанным с именами  деятелей литературы и искусства;

 

- экскурсий в музеи;

 

- создания и расширения базы  школьных этнографических музеев;

 

- посещения выставок и выставочных  павильонов;

 

- туристических поездок по историческим  местам;

 

- написания сочинений;

 

- кружков художественного и  декоративно-прикладного творчества;

 

- конкурсов чтецов, художественной  самодеятельности; театральных студий, кружков.

 

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

 

- изучение основных положений  Конституции на фоне исторического  развития промышленности, сельского  хозяйства, науки, культуры;

 

- знакомство с вопросами государственной  и общественной жизни страны.

 

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и  активно исполняющего свой гражданский  долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному  языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан  республики.

 

Урочная работа. Работа по гражданско-патриотическому  воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной  подготовки, физической культуры.

 

Уроки общественных дисциплин: изучается  Конституция, создаваемые условия  для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной  символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.

 

Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к  родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.

 

Уроки допризывной подготовки и  физической культуры формируют морально-психологическую  и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику  Отечества.

 

Внеурочная и внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.

 

Могут проводится месячники правовых знаний:

 

- изучение конституции РФ;

 

- цикл лекций развивающих политическое  самосознание учащихся;

 

- работа кинолектория «Ребёнок  и закон», «Подросток и закон»;

 

- встречи с работниками правоохранительных  органов;

 

- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и  т. п.);

 

- конкурс творческих работ;

 

- беседы «Умеешь ли ты общаться?»,  «Учись быть современным и  нравственным», «Я и мои современники»  и др.;

 

- диспуты;

 

2. Ученическое самоуправление. Важная  роль в организации идеологической  работы отводится органам самоуправления.

 

Совет школы и родительский совет  другие органы ученического самоуправления формируют лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.

 

Героико-патриотическое воспитание –  это воспитание любви к своей  Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея  можно использовать разнообразные  формы:

 

- организация походов и экскурсий  с целью пополнения фонда музея;

 

- проведение тематических выставок;

 

- подготовка и проведение конференций;

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности