Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

 

[3] Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – С. 458.

 

 

[4] Волков Б. С. Психология  младшего школьника. – М.: Альма Матер, 2006. – С. 95.

 

 

[5] Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. – С. 139.

 

 

[6] Бабаян А.В. О нравственности  и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

 

 

[7] Капустина Н.Г., Фомина Н.А.  Представление младших школьников  об основных этических категориях // Начальная школа, 2007, №9.

 

 

[8] Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

 

 

[9] Маленкова Л.И.  Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

[10] Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. – С. 108.

 

 

[11] Программы общеобразовательных  учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева Т.В. – М.: Просвещение, 2004. – С. 79.

 

 

[12] Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12

 

 

[13] Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя(1-4 класс).– М.: Просвящение, 2003. – С. 65.

 

 

[14] Аверина Н.Г. О духовно-нравственном  воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11. - С. 68-71.

 

 

[15] Программы общеобразовательных  учреждений. Начальные классы./ Сост. Игнатьева Т.В. – М.: Просвещение, 2004. - С. 83.

 

 

[16] Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12.

 

 

 

 

 

 

Присоединяйтесь!

 

 

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

•Создать свой персональный мини-сайт.

•Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ  и Сертификат о создании персонального сайта.

 

Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...

 Документы для Вашего портфолио:

 

Благодарность за активное участие  в работе сети

 

                                                             

 

 

 

 

1

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Научные основы патриотического  воспитания младших школьников

 

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое  воспитание»

 

1.2 Направленности патриотического  воспитания

 

1.3 Формы патриотического воспитания

 

2. Методический аспект проблемы  патриотического воспитания

 

2.1 Разработка плана патриотического  воспитания для учеников 1 класса

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение А. План патриотического  воспитания для учеников

 

1 класса

 

 

Введение

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше  всех остальных оттого, что вы здесь  родились.

 

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего  поколения всегда являлось одной  из важнейших задач современной  школы, ведь детство и юность –  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

 

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

 

Патриотизм – одна из важнейших  черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и  свой народ, уважение к его великим  свершениям и достойным страницам  прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

 

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически  сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

 

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к  высоким идеалам отечественной  истории и создании у них тем  самым самостоятельных представлений  о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

 

Тема курсовой работы является актуальной, потому что по мере взросления у  школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

 

Цель работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического  сознания младших школьников.

 

Задачи:

 

- обосновать задачи и принципы  патриотического воспитания;

 

- выявить методы и приемы  патриотического воспитания младших  школьников;

 

- показать эффективные формы  воспитания патриота в начальной  школе.

 

Объект исследования – процесс  патриотического воспитания младших  школьников.

 

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому  воспитанию младших школьников.

 

Гипотеза: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших  школьников то процесс воспитания можно  сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать  комплекс занятий, направленный на совершенствование  работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие  результаты:

 

- повысить уровень развития  школьников;

 

- обеспечить комплексный подход  к гармоническому развитию школьников;

 

- повысить эффективность воспитания  у детей познавательного интереса  к родному краю, к своей стране

 

Методы исследования:

 

- изучение педагогической и  методической литературы по проблеме  исследования;

 

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

1. Научные основы патриотического  воспитания младших школьников

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое  воспитание»

В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

 

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация  духовно-нравственных ценностей оказали  негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и  возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс  снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

 

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное  воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических  условиях.

 

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно  обострили национальный вопрос. Как  следствие, патриотизм порой перерождается  в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

 

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).

 

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей  Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация  себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

 

Исторический источник патриотизма  – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

 

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым  чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

 

Представления о патриотизме связываются  с трепетным отношением к своей  Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают  себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ  Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к  своей стране, а не ненависть к  чужой». Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к  чужому, патриотизм культивируется с  помощью религии, и др.

 

Патриотизм – это любовь к  Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам  и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите (Мальгин 2006).

 

На личностном уровне патриотизм выступает  как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

 

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного  сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении  к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе  основополагающих ценностей.

 

Патриотизм проявляется в поступках  и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через  целый ряд этапов на пути к своей  зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

 

Патриотизм всегда конкретен, направлен  на реальные объекты. Деятельная сторона  патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать  чувственное начало в конкретные для Отечества и государства  дела и поступки.

 

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства  и выступает в качестве важного  внутреннего мобилизующего ресурса  развития общества, активной гражданской  позиции личности, готовности ее к  самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление  – цементирующая основа существования  и развития любых наций и государственности.

 

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и  космополитизму.

 

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения  граждан, критериями для которых  являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над  индивидуальными интересами и устремлениями  и выступающие как высший смысл  жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев 2002).

 

Патриотизм – это сознательно  и добровольно принимаемая позиция  граждан, в которой приоритет  общественного, государственного выступает  не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего  развития гражданского общества (Савотина 2003). Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

 

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального  характера. Российскому патриотизму  присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая  направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и  законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян  к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

 

Недооценка патриотизма как  важнейшей составляющей общественного  сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан  России.

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности