Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.
Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Патриотическое воспитание, являясь
составной частью общего воспитательного
процесса, представляет собой систематическую
и целенаправленную деятельность органов
государственной власти и общественных
организаций по формированию у граждан
высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает
формирование у граждан общественно
значимых ориентаций, гармоничного сочетания
личных и общественных интересов, преодоление
чуждых обществу процессов и явлений,
разрушающих его устои и
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании
и чувствах граждан социально
значимых патриотических
- создание и обеспечение
- воспитание граждан в духе
уважения к Конституции
- привитие гражданам чувства
гордости, глубокого уважения и
почитания символов Российской
Федерации – Герба, Флага,
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления
патриотической направленности
телевидения, радио и других
средств массовой информации
при освещении событий и
- формирование расовой,
Реализация задач
1.2 Направленности
Задачами патриотического
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших
Предполагает активизацию
3. Включение детей в
Решая задачи патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить свою
работу в соответствии с местными
условиями и особенностями
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и
- дифференцированный подход к
каждому ребёнку, максимальный
учёт его психологических
- рациональное сочетание разных
видов деятельности, адекватный
возрасту баланс
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения,
основанный на детской
Рассматривая патриотизм, необходимо
остановится на базовых, глубинных
и наиболее устойчивых характеристиках
этого отношения между
Этимологический анализ понятий «род»,
«родство», «родня» дает смысловую
связь между субъектом и
Конечно, трудно представить, чтобы
человек был похож на страну, речь
скорее должна идти о некоторых
Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить
физическую защиту, моральную поддержку,
совет в трудное время (
- возможности детей получить
тепло, ласка, возможность
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики
Содержательно патриотические чувства:
- выражают субъективную
- включают эмоционально
- проявляются в переживаниях, которые
ориентируют субъекта на
- выступают регуляторами
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного[1].
В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы)
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания
и формы символов –
- специфического порядка
Для государственных
1.3 Формы патриотического
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности