Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

•Кого привлечь к участию?

•К кому обратиться за помощью?

•Когда провести стартовую беседу?

 

В конце данной стадии учитель и  проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей  интересным и полезным делом. Здесь  в черновом варианте обсуждается  где? Что? Когда?

 

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

 •Что и для кого будем  делать?

•С кем вместе это будем делать?

•Кто будет участником?

•Кто и кому будет помогать?

 

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная  стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный  орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

 

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь  предваряется в жизнь все, что  было задумано. Длительность от 15 минут  до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

 

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем  сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

 

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно  реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной  работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и  в учебной работе, и во время  внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

 

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной  трудом и игрой, творчеством и  товариществом, мечтой и радостью жизни  и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший  школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

 

Предлагаем 2 КТД, разработанные и проведенные в 4 классе, которые способствовали эффективному развитию лидерских качеств младших школьников.

 

Коллективное творческое дело “Радуга  творчества”

 

.

 

Коллективное творческое дело “Путешествие в страну Знаний”

 

 

Цель первого КТД: Развитие организаторских  способностей лидеров классных коллективов.

 

Задачи:

1.Формирование межличностных отношений,  навыков общения и навыков  групповой работы в разновозрастных  группах.

2.Выявление потенциала лидеров.

3.Обучение организации проведения  КТД в процессе игровой деятельности.

 

Этапы проведения КТД “Радуга творчества”:

1.Формирование разновозрастных  групп из учащихся 1-4 классов (по  цветам радуги)

2.Знакомство с консультантами  – учащимися педагогического  класса (10-11 кл.)

3.Подготовка к представлению  команды (защита своего цвета):

- эмблема;

- девиз;

- визитная карточка.

4.Представление команд.

5.Подготовка проекта “Гимназия  будущего”.

6.Защита проектов.

7.Подведение итогов.

 

Цель второго КТД: создать условия  для проявления лидерских качеств  младших школьников 10 лет.

 

Задачи:

1.Формирование умений самоорганизации,  индивидуальной и коллективной  деятельности, умение налаживать  отношения с людьми.

2.Воспитывать общность интересов,  чувство локтя, взаимовыручки.

3.Способствовать развитию творческого  мышления учащихся, активизировать  познавательную деятельность.

 

КТД проводилось в форме путешествия  по станциям для учащихся 1 класса:

•“Театр – экспромт”

•“Музыкальная”

•“Литературная лихорадка”

•“Зажигательные танцы”

•“Игровая”

•“Веселый эрудит”

 

Этапы КТД “Путешествие в страну Знаний”:

1.Старт КТД (сообщение темы, выбор  совета дела, распределение поручений)

2.Промежуточный этап (ребята находили  новую информацию, составляли сценарий  итогового КТД, изготавливали костюмы, продумывали станции, репетировали)

3.Итоговое КТД “Путешествие  в страну Знаний”.

 

После проведения КТД были подведены  итоги на общем сборе класса в  форме коллективного обсуждения.

 

При коллективном обсуждении ребята ответили на следующие вопросы:

•Что удалось?

•Что не удалось?

•Почему?

•Что нужно учесть на будущее?

 

Планирование, подготовку и проведение КТД осуществили ученики самостоятельно. Учитель выступил в роли координатора.

 

Рассмотрим эти КТД.

 

В ходе первого КТД, чтобы самостоятельность  детей проявилась в полной мере, были созданы разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от мелочной опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы младшего школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники педагогического класса, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.

 

Во втором КТД роль педагога изменилась. Если в первом он выступал в роли наблюдателя, то во втором он стал координатором  деятельности. Ребята сами придумали, подготовили и провели мероприятие  для учащихся 1 класса. Данное КТД  направлялось на стимулирование самостоятельности  учащихся, воспитание ответственности  за порученное дело. Каждый ребенок, выполняя индивидуальное задание, вносил свою лепту  в общее дело, тем самым сопереживал  и стремился к успешной реализации общей цели.

 

Активное включение учащихся в  специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.

 

1. Педагог должен изменить свою  позицию, отказаться от мелочной  опеки. Для этого требуется:

 •обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям,  инициативность, креативность и  др.);

•знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских  качеств у младших школьников;

•знание психологических особенностей учащихся начальной школы;

•умение создавать ситуации коллективного  сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в  жизнь класса каждого ребенка;

•создание ситуации “успеха”;

•освободить учащихся от давления авторитета учителя;

 

2. КТД должно быть личностно-значимым  для каждого ученика; 

•Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют  внутренней мотивации учащихся и  обеспечивают гармоничное развитие личности.

 

Рассмотренная проблема не исчерпала  себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных  условий, направленных на развитие лидерских  качеств младших школьников. Поэтому  исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………….....................................................................................................................3

 

 

 

Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного  воспитания...........................................6

 

Раздел II. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников.......................12

 

Раздел III. Методы нравственного воспитания.........................................................................17

 

 

 

Заключение...................................................................................................................................22

 

 

 

Список использованной литературы.........................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных  установок личности определен и  нашел отражение в документах по вопросу модернизации образования, где сказано, « …развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…»,  Законе РФ "Об образовании". Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным, что обосновывает внесенную в  вышеупомянутый закон поправку об основной задаче образования, которой признано формирование духовно-нравственной личности.

 

В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы  успешности обучения и воспитания младших  школьников»,  в опросе которого приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. Лишь 24% педагогов назвали  формирование духовно-нравственных ценностей, отвечая на вопрос, что они считают  главным в учебно-познавательном процессе, а большинство опрошенных эту проблему поставили на последнее  место по степени значимости. В ответах учителей начальной школы на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего педагоги отмечали, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств, т.е. тех,  которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать - это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

 

Всегда высоко ценилась духовно-нравственная воспитанность. В настоящее время  подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро, одной из причин чего является абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана со следующими положениями:

 

1) общество нуждается в подготовке  широко образованных, высоконравственных  людей, обладающих не только  знаниями, но и прекрасными чертами  личности.

 

2) в современном мире маленький  человек живет и развивается,  окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия  на него как позитивного, так  и негативного характера, которые  (источники) ежедневно обрушиваются  на неокрепший интеллект и  чувства ребенка, на еще только  формирующуюся сферу нравственности.

 

3) само по себе образование  не гарантирует высокого уровня  духовно-нравственной воспитанности,  так как воспитанность - это  качество личности, определяющее  в повседневном поведении человека  его отношение к другим людям  на основе уважения и доброжелательности  к каждому человеку.

 

4) вооружение нравственными знаниями  важно и потому, что они не  только информируют младшего  школьника о нормах поведения,  утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

Учитывая  вышесказанное, можно  говорить о таких противоречиях, которые сложились между:

 

-  потребностью общества в  высокоорганизованной, духовно развитой  личности  и отсутствием системы  нравственного воспитания  учащихся;

 

- социальным заказом общества  по воспитанию у детей нравственных  качеств  и низким уровнем  проявления этих качеств у  детей и взрослых к данной  проблеме;

 

-  неоспоримым чувством уважения  к старшему поколению и широким  распространением в общественном  сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.

 

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного  возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и  раскрытием индивидуальности ребенка.

 

Значение и функция начальной  школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью  этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельному  взаимодействию с окружающим миром. Гражданское и нравственное воспитание, воспитание героя, патриота, воспитание честного человека целиком основывается на воспитании чувств.

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности