Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.
Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
•Кого привлечь к участию?
•К кому обратиться за помощью?
•Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
•Что и для кого будем делать?
•С кем вместе это будем делать?
•Кто будет участником?
•Кто и кому будет помогать?
Третья стадия - коллективная подготовка
КТД. Самая сложная и ответственная
стадия. Для подготовки и проведения
выбранного КТД создается специальный
орган-Совет дела, в который входят
представители каждого
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
Предлагаем 2 КТД, разработанные и проведенные в 4 классе, которые способствовали эффективному развитию лидерских качеств младших школьников.
Коллективное творческое дело “Радуга творчества”
.
Коллективное творческое дело “Путешествие в страну Знаний”
Цель первого КТД: Развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов.
Задачи:
1.Формирование межличностных
2.Выявление потенциала
3.Обучение организации
Этапы проведения КТД “Радуга творчества”:
1.Формирование
2.Знакомство с консультантами – учащимися педагогического класса (10-11 кл.)
3.Подготовка к представлению команды (защита своего цвета):
- эмблема;
- девиз;
- визитная карточка.
4.Представление команд.
5.Подготовка проекта “
6.Защита проектов.
7.Подведение итогов.
Цель второго КТД: создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников 10 лет.
Задачи:
1.Формирование умений
2.Воспитывать общность
3.Способствовать развитию
КТД проводилось в форме
•“Театр – экспромт”
•“Музыкальная”
•“Литературная лихорадка”
•“Зажигательные танцы”
•“Игровая”
•“Веселый эрудит”
Этапы КТД “Путешествие в страну Знаний”:
1.Старт КТД (сообщение темы, выбор совета дела, распределение поручений)
2.Промежуточный этап (ребята находили новую информацию, составляли сценарий итогового КТД, изготавливали костюмы, продумывали станции, репетировали)
3.Итоговое КТД “Путешествие в страну Знаний”.
После проведения КТД были подведены
итоги на общем сборе класса в
форме коллективного
При коллективном обсуждении ребята ответили на следующие вопросы:
•Что удалось?
•Что не удалось?
•Почему?
•Что нужно учесть на будущее?
Планирование, подготовку и проведение
КТД осуществили ученики
Рассмотрим эти КТД.
В ходе первого КТД, чтобы самостоятельность детей проявилась в полной мере, были созданы разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от мелочной опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы младшего школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники педагогического класса, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.
Во втором КТД роль педагога изменилась.
Если в первом он выступал в роли
наблюдателя, то во втором он стал координатором
деятельности. Ребята сами придумали,
подготовили и провели
Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.
1. Педагог должен изменить свою
позицию, отказаться от
•обладание личностными
•знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
•знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
•умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
•создание ситуации “успеха”;
•освободить учащихся от давления авторитета учителя;
2. КТД должно быть личностно-
•Эффективность КТД
Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.
Содержание
Введение…………….................
Раздел I. Понятие, цели, задачи, виды нравственного
воспитания....................
Раздел II. Диагностика нравственной
воспитанности младших
Раздел III. Методы нравственного воспитания......
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных установок личности определен и нашел отражение в документах по вопросу модернизации образования, где сказано, « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…», Законе РФ "Об образовании". Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным, что обосновывает внесенную в вышеупомянутый закон поправку об основной задаче образования, которой признано формирование духовно-нравственной личности.
В 2002 году проходило научное исследование
«Социально – педагогические факторы
успешности обучения и воспитания младших
школьников», в опросе которого
приняли участие 140 педагогов из
6 регионов РФ. Лишь 24% педагогов назвали
формирование духовно-нравственных ценностей,
отвечая на вопрос, что они считают
главным в учебно-
Всегда высоко ценилась духовно-нравственная воспитанность. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро, одной из причин чего является абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана со следующими положениями:
1) общество нуждается в
2) в современном мире маленький
человек живет и развивается,
окруженный множеством
3) само по себе образование
не гарантирует высокого
4) вооружение нравственными
Учитывая вышесказанное, можно говорить о таких противоречиях, которые сложились между:
- потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой личности и отсутствием системы нравственного воспитания учащихся;
- социальным заказом общества
по воспитанию у детей
- неоспоримым чувством уважения
к старшему поколению и
Всё больше и больше людей приходят
к пониманию того, что для духовного
возрождения общества недостаточно
только знаний, даваемых традиционным
образованием. Формирование основ личности
связано с воспитанием
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром. Гражданское и нравственное воспитание, воспитание героя, патриота, воспитание честного человека целиком основывается на воспитании чувств.
Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности