Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование программ и методов воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности.

Задачи исследования:
- рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста;
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
- исследование феномена лидерства у младших школьников;
- анализ опыта воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у современных младших школьников лидерских качеств личности………………...………………………..5
1.1.Особенности младшего школьного возраста………………..…………..5
1.2.Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 10
Глава 2. Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности…………………...……………………………………………………….18
2.1.Феномен лидерства……………………………...……………………….18
2.2.Опыт воспитательной работы по развитию лидерских качеств младшего школьника…………………………….…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 105.07 Кб (Скачать файл)

 

- чествование победителей конкурсов;

 

- уроки истории;

 

- встречи с ветеранами войны  и труда, выпускниками, бывшими  учителями школы.

 

Работа в данном направлении  может включать в себя следующее:

 

1. Работа отряда, оказывающего помощь  ветеранам войны и труда.

 

2. Работа поискового отряда (здесь  не обязательно искать заброшенные  захоронения; поиск исторических  сведений о родном крае, составление  истории родного города, родной  деревни, написание сочинений,  рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы  поисковой работы).

 

3. Проведение встреч с ветеранами  и их родственниками, уроков мужества.

 

4. Проведение тематических вечеров,  выставок, конкурсов стихов, песен;  туристских походов, мото- ивелопоходов по местам боевой славы.

 

5. Работа по содержанию в надлежащем  виде мест захоронения («Помоги  памятникам»).

 

6. Различные викторины, олимпиады,  конкурсы, научные конференции –  то, что можно использовать на  уроках и в предметных неделях. 

 

7. Целесообразно проведение интегрированных уроков (история России, всемирная история, литература, допризывная подготовка могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.).

 

Военно-патриотическое воспитание –  это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической  и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с преподавателями  общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии.

 

Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества  и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.

 

Для решения задач гражданско-патриотического  воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых  людей, проведение праздника труда  «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой  экспедиции «Наш край», участие в  игре-викторине «Мой родной город» и т. п.

 

Самые ощутимые результаты в решении  задач героико-патриотического направления  приносят встречи с ветеранами ВОВ.

 

Одним из наиболее убедительных приемов  воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или  иных событий. Эти свидетельства  передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они  оказывают действенное влияние  на современную молодежь. Поэтому  при проведении воспитательного  часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий  материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой  Отечественной войны.

 

Одно из самых серьезных отношений  в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие  в городских, районных и областных  соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.

 

Также в школе нужно проводить  спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья». У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» (Цит. по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.

 

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности  с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

 

Также для воспитания патриотизма  в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и  лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все  те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале  эта работа может осуществлятся на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

 

Одна из целей таких занятий  – раскрыть детям смысл понятия  «малая Родина».

 

На уроках звучит произведения таких  великих композиторов, как М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские  народные песни, стихи о России. Затем  углубляется и расширяется работа по русской тематике. Учащиеся встречаются  с народными мастерами. Уроки  проводятся в занимательной игровой  форме. В содержание уроков включается больше исторического материала.

 

Обязательно учащиеся знакомятся с  традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древних русских городах, о  своем родном городе. Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки» или «Русский лес».

 

Интересны и познавательны встречи  со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно  с мастерами провести занятия, где  школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины.

 

Можно проводить урок необычный  на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют  для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать  его из бумаги, нарисовать – это  надолго останется в детской  памяти.

 

В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

 

Работая в данном направлении, можно  с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать  материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками  творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность  в получении новых знаний о  Родине, о народных традициях. Все  это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

 

 

Заключение

Воспитать патриота своей Родины –  ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование  разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова  и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

 

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости  от сферы своей деятельности и  социального статуса, постараются  сделать все лично от себя зависящее  для сохранения природных ресурсов России.

 

 

Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются  еще немало чудесных черт – от русских  богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

 

Конечно, в одном мероприятии  невозможно целиком охватить всю  историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно  и должно.

 

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

 

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет  частью всей работы школы по патриотическому  воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет  усложняться от класса к классу.

 

В приложении А показан примерный План патриотического воспитания для учеников 1 класса.

 

Конкретное осмысление роли и места  родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется  у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных  сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении  со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений  по сохранению и воспроизведению  природных ресурсов.

 

 

СПИСОК использованной литературы

1. Федеральный закон «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.

 

2. Государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление  Правительства Российской Федерации  11 июля 2005 г. № 422.

 

3. Концепция патриотического воспитания  граждан Российской Федерации.  Одобрена на заседании Правительственной  комиссии по социальным вопросам  военнослужащих, граждан, уволенных  с военной службы, и членов  их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

 

4. Указ Президента РФ от 16 мая  1996 г. № 727 «О мерах государственной  поддержки общественных объединений,  ведущих работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.

 

5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое  воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

 

6. Адаменко С. Воспитываем патриотов  России // Народное образование –  2005. – № 4. – С. 23.

 

7. Батурина Г. И. Кузина Т.  Ф. Народная педагогика в современном  учебно-воспитательном процессе (дошкольники  и младшие школьники): Пособие  для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание  школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

 

8. Белая К. Ю. Система работы  с детьми по вопросам патриотического  воспитания // Серия «От сентября  до сентября». – М.: Республика, 1998.

 

9. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.

 

10. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.

 

11. Издательство: Школьная ПрессаДемидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

 

12. Ефремова Г. Патриотическое  воспитание школьников // Воспитание  школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

 

13. Как научить детей любить  Родину: Руководство для воспитателей  и учителей (программы, конспекты  уроков и занятий, методические  рекомендации по предмету «Народная  культура»). / Авторы-составители: Ю.  Е. Антонов, Л. В. Левина, О.  В. Розова, И. А. Щербакова. –  М.: АРКТИ, 2003.

 

14. Кобылянский В. А. Национальная  идея и воспитание патриотизма  // Педагогика. – 1998. – № 5. –  С. 52.

 

15. Козакова И. Особенности патриотического  воспитания дошкольников // Обруч.  – 2003. – № 6. – С. 8-12.

 

16. Лебедева О. В. Патриотическое  воспитание – верноподданническое  или гражданское. // Педагогика. –  2003. – № 9. – С. 77-83.

 

17. Леонтьев А. А. Патриотическое  воспитание и национальное образование  // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

 

18. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс  лекций. – М.: Юрайт, 2001.

 

19. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

 

20. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

 

21. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.

 

22. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.

 

23. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.

 

24. Программа гражданско-патриотического  воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества  детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. – Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2008.

 

25. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.

 

26. Солженицын А. И. Русский  вопрос к концу XX века. // Ориентир. – 1996. – № 12. – С.31.

 

27. Энциклопедический словарь Брокгауза  и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.

 

 

Приложение А

 

План патриотического воспитания для учеников 1 класса

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

 

 

 

Форма

 

проведения

 

 

 

Наименование мероприятия

 

 

 

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

Родительское собрание

 

 

 

Беседа с родителями о важности патриотического воспитания детей, формах и направленности его проведения

Информация о работе Воспитание у современных младших школьников лидерских качеств личности