Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)


.

 

 

 

 

 

 

         ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ на примере экологического кружка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                        

 

                                                        Содержание.

   Введение

  Теоретическая часть.

Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования

1.1         Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.

1.2         Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения

1.3         Воспитание в ДОО

1.4         Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования

1.5         Специфика социализации в дополнительном образовании.

Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

     2.1  Своеобразие возраста младшего школьника.

     2.2  История накопления экологических знаний.

     2.3  Экологические игры в младшем школьном возрасте.

     Практическая часть.

  Рабочая программа педагога дополнительного образования

    Заключение

    Список литературы

 

 

 

 

 

 

                                       

                                                        Введение

  Социокультурные преобразования, происходящие в российском обществе актуализируют вопрос выбора форм социального воспитания в учреждениях дополнительного образования.

    К данной проблеме обращались ученые педагогики, психологии, социологии.

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).

  Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, Н.Г. Крылова, Н.Кленова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей -- обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества.

Объект исследования: воспитательный потенциал детских объединений в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: организация воспитательной деятельности в детских объединениях подростков в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Задачи исследования:

1.раскрыть сущность организации социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования;

2. выявить особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков;

3.охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.

4.Изучить практику организации  воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.

 

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, описание, обобщение.

Эмпирические: беседа, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы организации воспитания в детских объединениях учреждений дополнительного образования.

1.1 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора  воспитания детей.

   Внешкольное воспитание возникло в середине XIX -- начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание несло в себе потенциал продуктивного сочетания стремления взрослых дифференцировать трансляцию социального опыта и устремленности детей к самореализации в различных сферах бытия. Эта тенденция по существу не была утрачена и с 1918 года, когда внешкольные учреждения стали государственными. Благодаря созданной в ХХ веке мощной системе внешкольного воспитания у школьников СССР имелись возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х годов привели к изменениям не только названия воспитательных организаций данного типа (место учреждений внешкольного воспитания заняли учреждения дополнительного образования детей), но и к серьезным противоречиям в понимании статуса их в отечественной системе социального воспитания.

  В процессе становления системы во внешкольных учреждениях сформировался широкий спектр разнообразных детских объединений (военно-служебные, художественно-творческие, общественно-политические, научно-исследовательские, клубно-досуговые). В тоже время, развитие системы внешкольной воспитания, а затем и дополнительного образования детей происходило в значительной мере стихийно. Поэтому, отсутствие ориентиров для типологии профилей детских объединений и учреждений дополнительного образования детей затрудняло решение вопроса об оптимальном наборе объединений в многопрофильном учреждении, в микрорайоне крупного города, малом городе, в сельском районе. Кроме того, классификация вариантов профилей и программ дополнительного образования, детских объединений востребована как необходимый элемент управления системой в соответствии с индивидуальными запросами воспитанника. Другими словами научно-обоснованная классификация может выступить механизмом, обеспечивающим сочетание личных и общественных интересов в процессе социального воспитания.

   Учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

  Весьма продуктивным представляется подход к анализу детских объединений, осуществленный М.Б. Кордонским и В.И. Ланцбергом в их работе “Технология группы”, где авторам удалось классифицировать группы исходя из сущностных признаков их жизнедеятельности. Согласно их подходу можно выделить шесть типов объединений, которые можно называть: функционерское, учебное, любительское, коммуникативное, творческое и миссионерское. Тот или иной тип объединения характеризуется специфическими социальными ролями взрослых и детей, правилами взаимодействия воспитателей и воспитанников (этикетом). Показательны также режимы функционирования объединений. Режим функционирования объединения - часть бытия, способ организации межличностных отношений в определенный промежуток времени, обусловленный решением актуальных задач жизнедеятельности группы. В зависимости от типа объединения актуальные задачи различаются.[4]

Типология учреждений

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

-центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

-дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

-дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

-станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

-детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

-детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

-специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

-детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

(виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)

До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:

Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)

Детский парк

Музей (детского творчества, литературы и искусства).

Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:

Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).

Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.

База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) -- переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский стадион -- переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).

Детская железная дорога

Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины, по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.[2]

В современных условиях учреждения дополнительного образования играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

  Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

Именно в учреждениях дополнительного образования детей чаще всего и образуются и функционируют детские общественные объединения. Их более подробную и научную характеристику дадим в следующем пункте работы.

1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения

Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.

  Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединенных не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.

  Деятельность детских общественных объединений гарантируется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребёнка, федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации многими исследователями признается как детское движение («Детское движение — словарь-справочник. — Москва-Минск, 1998)

  Рассмотрим юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка