Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

     Добровольность вхождения в воспитательную организацию обеспечивается и предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, в соответствии с их интересами и наклонностями; созданием возможностей переходить из одного объединения в другое и переключаться с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения.

     Такие объективные факторы, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задают особые условия работы: творческость (креативность) жизнедеятельности детских объединений; дифференциацию воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализацию (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования: обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником).

     Социальный опыт, дополнительные сведения и т.д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей, не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности. Поэтому не столь важно, как долго и насколько интенсивно ребенок осваивал дополнительную образовательную программу.

    Диалоговый характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учреждениях дополнительного образования позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем. В то же время условием эффективности индивидуальной педагогической помощи здесь является именно то, что воспитанник готов принять помощь от воспитателя, у него имеются установки на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности, и может возникнуть ситуация, когда он сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера.

     Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой.

     В словарном понимании термина «дополнительный» (дополнительное) существуют две интерпретации. В первом случае дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа разным материалом и по-разному.

     Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль, которая выражается в определении содержания организуемого социального опыта и образования, а также подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

     Третья особенность. В задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

      Профилизация образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область. При этом могут не только углубленно изучаться дисциплины одной из образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы, но и раскрываются межпредметные связи.

     Все это в целом позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуального маршрута, выбору уровня и формы обучения, а также конкретных образовательных учреждений.

     Исходя из степени и скорости профессионализации, можно выделить три ее варианта в учреждениях дополнительного образования детей.

     Первый вариант – ранняя и глубокая профессионализация связана с тем, что в ряде видов спорта и искусства высоких результатов достигают в подростковом и юношеском возрасте, при условии, что занятия ребенок начинает еще дошкольником. Такая профессионализация осуществляется в «школах» по отношению к одаренным детям, имеющим ярко выраженные задатки и способности. В этом случае, фактически являясь еще школьником, ребенок осваивает профессию и выступает как спортсмен, музыкант, танцовщик профессионально.

     Второй вариант профессионализации представляет собой длительный процесс сужения профиля дополнительного образования от одной его ступени к другой, ведущий к тому, что к окончанию общеобразовательной школы ребенок овладевает теми или иными профессиональными навыками, причем на более высоком уровне, чем его сверстники, получает опыт практического их применения. Это может подтверждаться соответствующими документами о получении допрофессионального или начального профессионального образования. Такой вариант профессионализации обеспечивается сотрудничеством с различными учреждениями, предприятиями и организациями.

     В третьем варианте профессионализации ярко выражены ориентационные возможности дополнительного образования, взаимодействие стихийных и относительно целенаправленных воздействий на воспитанника. Например, если возникает необходимость изготовить приспособления для проведения опыта, пошива костюмов, сделать декорации к спектаклю, организовать совместные усилия проектной группы, руководителем которой выступает ребенок и др. В таких случаях педагог создает условия для осознания воспитанниками сложившейся ситуации как соприкосновения с профессией. Такая профессионализация – длительный ненаправленный процесс, выстраиваемый кК ряд профессиональных проб, который не ведет к глубокой специализации ребенка, но расширяет выбор профиля обучения или профессии, а также формирует некий резерв социальной защищенности.

     Четвертая особенность – опосредованность социального воспитания. Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый из воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника, перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. В учреждениях дополнительного образования она направлена на решение проблемных ситуаций: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, конференциях, выставках, несформированность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования), нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества, некомпетентность в межличностном взаимодействии. Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15-16 человек), соединяя групповые и индивидуальные формы работы.

     Пятой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они  имеют различное ведомственное подчинение: министерствам образования, культуры, Государственному комитету по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их  деятельности. Типовое положение  об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено в марте 1995 г., изменения и дополнения внесены в феврале 1997 г. В нем так определены основные задачи деятельности учреждений и дополнительного образования детей: «Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга».

     Типовые положения различных ведомств отражали и специфику содержательных программ.

     Шестой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.

     К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности.

     Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов пионеров и школьников.

     Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Ведь открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Отметим, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией. Но поскольку многие педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, а являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, то и решение ими задач социального воспитании подчас происходит интуитивно.

     Педагогическое взаимодействие в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом «ограничен» в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, не имеют, например, права наказывать. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. Значит, педагог в глазах воспитанника является просто специалистом в привлекательном для него виде деятельности, и ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить эту деятельность.

     Педагог дополнительного образования таких учреждений выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя и при отсутствии «обязательности» в дополнительном образовании и наличии вышеперечисленных факторов является одним из «положительных» попутчиков для воспитанника в его социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Главная цель, поставленная сегодня перед школой - образование учащихся. Это понятие в Законе РФ "Об образовании" определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней» .

    Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, в том числе и экологической.

    В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

    В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем.

    Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты. Ученые на основе научных исследований предполагают , что через несколько десятков лет вода, воздух и почвы могут быть настолько отравлены», что проживание человека на земле станет невозможным.

    Необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, "экологизации" всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

    Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Состояние же образования подрастающего поколения в области окружающей среды в нашей стране не соответствует международным требованиям.

    В решение задач экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней .начиная с детского сада.

    Особое место в системе экологического образования занимает начальная школа. В «Региональном компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования Свердловской области в содержательной линии образования «Экологическая культура» подчеркивается, что изучение экологической культуры на ступени начального общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

-   дальнейшее   развитие   поведения,   соответствующего   нормам   и   правилам отношения к природе с учетом освоенных в дошкольном возрасте навыков;

- развитие художественного восприятия мира природы Урала;

- выработка основных представлений о современной экологической культуре

- восприятие ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом физических возможностей и приобретенных знаний.

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка