Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

      Сказка «Лес»

      Сказка «Весенняя капель»

      Праздник паука

      Лесные репортажи с места событий

      Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа

Использование игры делает процесс приобретения знаний более лёгким, вносит эмоциональность, так необходимую детям. Но при этом возникает ряд проблем:

1.      Дети быстро привыкают к играм.

2.      Воспитанники не видят в игре учебного элемента.

3.      Дети нуждаются в более масштабных формах организации их деятельности.

Таким образом, возникла идея создания программы «Экологический театр», которая поможет решить названные проблемы. Идея создания «Экологического театра» была обусловлена ещё и необходимостью. В течение двух последних лет мне приходится готовить команду детей для участия в международной акции «Марш парков». Для этого мы осваиваем теоретические вопросы из области экологии, приобретаем определённые практические навыки и учимся представлять себя перед аудиторией. Но «Марш парков» проводится один раз в год, а дети испытывают желание участвовать в подобном процессе постоянно. Так и возник «Экологический театр».

                                            Проектная часть

    Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Развитие экологической культуры – это развитие экологическое сознания, экологической чувственности к природе при общении с ней в педагогическом процессе.

    Экологический театр способствует интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

    Экологический театр «Парки нашего города» предназначен для учащихся 1-4 классов. Он разработан в виде содержательных блоков и осуществляется в течение 1-го года.

 

 

 

Этапы развития

Экологическая деятельность учащихся

Элементы театрализации

1. Организационный

осуществляется

педагогом

2.Подготовительный

 комплексное занятие «Парки нашего города»

 беседа

 рассказ педагога

 познавательные игры

 формирование творческих групп «Знаток деревьев», «Знаток птиц», «Знаток растений» и распределение ролей           

 

3. Деятельностный

 экскурсии

 наблюдения

 труд в природе

 подвижно и сюжетно-ролевые игры

4. Обработка информации

 общее описание проделанной работы

 оформление творческих проспектов

 репортажи с места событий

 разработка сценариев экологической сказки в творческой группе

 распределение ролей, сценическая работа.

5. Презентация

 защита проспектов

 конкурс репортажей

 представление театрализованных сказок творческими группами

6. Рефлексия

 оценивание работ для представления на городских, региональных и областных экологических конкурсах

 анализ экологических сказок (содержание, артистизм)

   

В перспективе планируется проектирование и воплощение следующих экологических театров:

      «Делу время, а потехе час» (Зоны отдыха) (2-ой год обучения)

      «Улицы моего города»(3-ий год обучения)

      «Живи родник» (4-ый год обучения)

      «Вода – источник жизни» (5-ый год обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Итак, в результате проделанного анализа научной и педагогической литературы, подтвердилось, что для оптимизации экологического воспитания младших школьников необходимы определённые условия, особая организация педагогического процесса, специальное педагогическое воздействие и управление.

    Процесс экологического воспитания станет успешным, если активно использовать экологические игры, в частности «Экологический театр» через:

      применение коллективной деятельности

      организацию и проведение эколого-краеведческой деятельности

      разработку и использование механизмов, способствующих творческому саморазвитию

Предполагается, что в результате внедрения разработанной программы в педагогическую деятельность, повысится уровень экологической культуры воспитанников.

Программа «Экологический театр» заключает в себе большие возможности: я выступаю в роли педагога дополнительного образования и педагога-организатора.

Дети, участвуя в «Экологическом театре», имеют возможность наблюдать через мероприятия, ими же во многом разработанные, за своими успехами, достижениями, воплощениями идей в жизнь.

На следующий межаттестационный период я поставила перед собою цель, выполнить следующие задачи:

1.      Продолжить разработку программы «Экологический театр»

      Делу время, а потехе час» (Зоны отдыха)

      «Улицы моего города»

      «Живи родник»

      «Вода – источник жизни»

     2.    Добиваться вовлечения в деятельность «Экологического театра» учащихся разных школ города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II.Практическая часть.

  Рабочая программа педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Кировграда: «Право в нашей жизни»

   Программа дополнительного образования «Право в нашей жизни»  ставит целью обеспечить формирование правовой культуры детей через изучение норм общественной жизни, законов ее регулирующих (возраст детей 14 – 18 лет).

                  Программа является профориентационной, т.к. предоставляет возможность ознакомления с рядом профессий юридической направленности. Обеспечивает достижение социальной компетентности личности, т.е. адаптированности в обществе через усвоение общепринятых норм поведения, овладение различными видами деятельности.

              Программа основана на опыте преподавания элективных курсов правовой направленности, психологии, методике преподавания и опыте руководства проектной деятельностью детей.

              Данная программа рекомендуется для педагогов дополнительного образования, работающих в данном направлении и учителей обществознания и права общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования г.Кировграда Свердловской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр Детского Творчества г.Кировграда

 

Утверждаю:

Директор ЦДТ

_____________

Т.Ф. Грушевская

«…..»________200…г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

Разведчики природы

(Дополнительного образования детей и подростков  7-14 лет.)

 

 

 

Составитель:                            

Педагог дополнительного образования

Говядина Л.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г Кировград

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                         Н.Заболоцкий

 

                Урал, и в частности Свердловская область, относятся к числу регионов страны с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией. Во всех областях Уральского региона накоплено огромное количество промышленных отходов, большая часть которых токсична, отмечены превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в воздухе, в источниках воды и почвы.

Есть много причин, обусловивших такую ситуацию на Урале, но одной из основных является всеобщая экологическая неграмотность и вопиющее невежество, и если не принимать никаких мер, то всё это, может привести к духовной и физической деградации общества.

Изменить устоявшиеся взгляды и привычки взрослых людей очень сложно, практически не возможно, поэтому данная программа рассчитана на детей школьного возраста, так как он является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры.

Кроме привычных для всех теоретических и практических занятий программа направлена на углублённое изучение природы родного края, через исследовательскую деятельность и воспитание экологической культуры к окружающей среде.

Цель образовательной программы:

Формирование экологической культуры ребёнка, через различные экологические взаимодействия.

Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

Обучающие:

1.      Расширить область знаний и умений обучающихся в сфере экологии.

2.      Развить стремление к углублению знаний.

Воспитательные:

1.      Воспитать уважение к труду.

2.      Сформировать чувство коллективизма.

3.      Формировать нравственные качества детей к окружающей среде.

Развивающие:

1.        Развивать познавательные интересы детей в природно-охранной деятельности.

2.        Развить настойчивость и самостоятельность.

Мотивационные:

1.        Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях.

2.        Создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

 

Решение поставленных задач, основывается на следующих педагогических принципах:

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка