Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы
На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Младший школьный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки; познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства - адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.
Предпосылками правовой базы для формирования непрерывного экологического образования населения служит принятый в Российской Федерации Закон « Об охране окружающей природной среды» (19 дек. 1991 г.) , в 11 разделе которого « Экологическое воспитание ,образование, научные исследования» указывается на обязательность преподавания экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях.
Конечно, учителя начальных классов осознают важность этой проблемы, прикладывают много усилий для ее решения, но при этом ограниченны в возможностях. В следствие этого дети получают теоретические знания, не подкреплённые практическими умениями и навыками. Задача педагога дополнительного образования – расширить имеющиеся знания в области экологии, способствовать получению практических навыков результативности. Поэтому я считаю, что для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, а именно создание программы «Экологический театр», который позволит вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь школы и учреждения дополнительного образования.
На первоначальном этапе своей работы мною была проведена анкета, разработанная Н.С. Житовой, с целью проверки первоначальных умений и навыков вести себя в природе. (см. приложение 1)
Анализируя результаты анкеты, хочется сказать, что дети любуются природой, но все- таки разводят костры , ломают ветви на шалаш , позволяют себе рвать цветы. Представления учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве , о помощи животным и растениям , об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны , неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе , полезный труд , соблюдение элементарного порядка , проявление вежливости , дружбу со сверстниками , честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки , которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности , общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали , тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Но мы сталкиваемся с противоречием между потребностью общества в детях, владеющих экологической культурой и незаинтересованностью детей обучаться в раннем школьном возрасте.
Данное противоречие актуализирует проблему: создание условий для успешного экологического воспитания подросткового поколения.
Я выдвинула гипотезу , что с введением технологии «Экологический театр» мне удастся способствовать экологическому воспитанию младших школьников.
Цель моего педагогического проекта:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся младших классов, воспитание и формирование экологического мировоззрения в процессе дидактических, развивающих и подвижных экологических игр.
Сформированная цель определяет следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы и обобщение научных данных по изучаемой проблеме
2. Изучить опыт педагогов-экологов для повышения уровня экологической культуры и экологического воспитания.
3. Раскрыть использование экологических игр, для повышения экологической культуры и воспитания.
4. Разработать программу «Экологический театр»
5. Проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.
6. Раскрыть своеобразие младшего школьного возраста.
7. Раскрыть историю накопления экологических знаний.
Объектом исследования является способность формирования экологического воспитания младших школьников.
Предметом – условия для развития познавательной активности учащихся младших классов, формирование экологического воспитания в процессе экологических игр.
В работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ, беседа, тестирование, игровые и театрализованные технологии, и др.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже готов к обучению , подготовлен к новому важному периоду своей жизни ,к выполнению многообразных требований , которые предъявляет ему школа.
Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться , уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста , его позитивные приобретения являются необходимым основанием , на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги дополнительного образования регламентируют учебную нагрузку.
Постоянное соприкосновение детей младшего школьного возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать, вбирать приводят к очень характерному для этого возраста наивному и игровому отношению к некоторым знаниям.
Детям этого возраста вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они особенно легко , беззаботно относятся ко всему что не связано с их непосредственными делами. Приобщаясь к сфере познания, они продолжают играть. Усвоение многих понятий , заимствуемых у взрослых , в значительной степени внешнее , формальное , и пока не может быть иным.
Очень существенно то , что наивно-игровой характер познания , органически свойственный детям рассматриваемого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. При недостаточности жизненного опыта и лишь зачаточности теоретико-познавательных интересов особенно очевидно выступают умственная сила детей, их особая расположенность к усвоению.
Итак, понимая особенности детей данного возраста, можно сделать следующий вывод: при правильной организации учебного-воспитательного процесса младшие школьники способны усвоить достаточно сложный материал. Экология относится к разряду «трудных» наук. Но используя разнообразные игровые технологии, даже в дошкольном возрасте возможно привить основы экологических знаний.
2.2 История накопления экологических знаний.
Экология-это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их неорганической природой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека).
Основным объектом экологии является экосистема - совокупность живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящие в экосистемы, популяции, а также отношения к среде отдельных организмов.
Экология как наука сформировалась тогда, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям.
Экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.
Интерес к экологии в мире возрастал по мере внедрения в хозяйственную практику научно- технической революции. В 60-70-е гг. усилилась прикладная направленность экологии, связанная с изучением экосистем и биосферы в целом: круговорота воды и воздуха как целого с выделением остальных его компонентов; продуктивности общества; цепей питания; глобального загрязнения окружающей среды ; системного анализа и управления как средой обитания, так и деятельностью человека.
В 80-е гг. впервые возникает интерес к экологии человека, так как в ряде регионов земли произошло массовое нарушение здоровья людей и появляется понятие «средовая болезнь» человека. Впервые стал рассматриваться социальный подход к экологии человека, и появляется специальная наука « социальная экология».
В наши дни особенно остро определяется необходимость осознания сохранения окружающей среды и впервые появляется необходимость формирования экологической культуры, представляющей собой новый тип мышления. Все это повлекло за собой обязательное введение экологии как отдельной дисциплины в школе и дополнительном образовании, обязательное введение экологии в образовательный стандарт всех средних и высших учебных заведений, обязательное экологическое просвещение населения страны.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Но не всякую игру можно использовать в процессе экологического воспитания, за время работы в Центре Детского Творчества я отобрала ряд игр, которые использую в своей деятельности.
1. Познавательные
Викторина «Знатоки природы»
Интеллектуальная игра «Великолепная семёрка»
Вечер «Путешествие по лесной тропинке»
Игра «Мир вокруг нас»
«Лес чудес»
«Наш дом – планета земля»
«КВН вода источник жизни»
«Ботанический поезд»
«Слабое звено»
«Осенний калейдоскоп»
Викторина «Наш родной край»
Путешествие «Экологическая кругосветка»
Игры-загадки
2. Подвижные
«Лес, болото, море»
«У медведя во бору»
«Бой уток»
«Бег сороконожки»
«Рыбаки и рыбки»
«Коршун и наседка»
3. Эколого-краеведческие
«Айболята»
«Разведчики природы»
«Светлячки»
4. Сюжетно-ролевые (театрализация)
Драматизация является лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт ребёнку огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка.
Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым, обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Элементы драматизации способствуют повышению мотивации к постижению экологических знаний, привлекают своей массовостью.
Экологический суд богов Олимпа над человеком
Экологическая сказка «Теремок»
Сказка «Давайте будем беречь природу»
Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка