Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание образовательной программы.

(для детей с 10 до 14 лет)

2        Вводное занятие

3.5            Теория: Введение, знакомство. Беседа на тему «Чистый город»,

Практика: Мини сочинение, на тему «Какими способами можно добиться чистоты родного города?»

          2   Родники 

          2.1    Родник – живой родник.

                   Теория: Беседа на тему «Родник»

                   Практика: Экскурсия по родникам города.

Чистая вода, тема №1

          Теория: Беседа на тему «Чистая вода»

Практика: Забор воды, на самых используемых родниках   города.

Чистая вода, тема №2

          Теория: Беседа на тему «Состав питьевой воды»

         Практика: Обработка полученных результатов воды, изготовление отчёта в виде плаката.

Операция «Живи родник», тема №1

Теория: Беседа «Всё в наших руках»

Практика: Уборка территории колодца «Калата»

Операция «Живи родник», тема №2

          Теория: Беседа «Мы всё можем»

         Практика: Обработка операции №1(уборка колодца «Калата»), изготовление и просмотр слайда «Калата».

Операция «Живи родник», тема №3

          Теория: Изучение проблемы колодца по ул. Декабристов.

         Практика: Уборка территории колодца по ул. Декабристов.

Операция «Живи родник», тема №4

         Теория: Беседа на тему «Как правильно составлять отчёт?».

        Практика: Обработка результатов уборки двух колодцев, изготовление отчёта о проделанной работе.

Центральный водоём города, тема №1

           Теория: Беседа на тему «Городской пруд», его обитатели и состояние близ лежащей территории.

           Практика: Экскурсия на городской пруд, выявление проблем.

Центральный водоём города, тема №2

            Теория: Беседа на тему «Какие проблемы удалось выявить в ходе экскурсии, и реальные способы их решения.».

          Практика: Уборка городского пляжа

Центральный водоём города, тема №3

          Теория: Обмен собранной информацией ( «Круглый стол» )

         Практика: Обработка результатов, составление отчёта и презентации на тему «Городской пруд».

Гора «Острая», тема №1

          Теория: Беседа «Не много из истории»

         Практика: Экскурсия на гору «Острая», с целью выявления

         экологического состояния близ лежащей территории.

Гора «Острая», тема №2

          Теория: Беседа «Экологические проблемы горы «Острая», способы их устранения.». 

              Практика: Пеший выход на гору «Острая», с целью уборки самой горы.

  Гора «Острая», тема №3

           Теория: Обсуждение проделанной работы.

          Практика: Пеший выход в лес на гору «Острая» с целью уборки прилежащей к ней территории.

Гора «Острая», тема №4

          Теория: Беседа на тему «Мир природы во круг нас»

        Практика: Подведение итогов о проделанной работе, составление отчёта «Чистый город своими руками», игра Что? Где? Когда

Мир природы во круг нас.

           Теория: Беседа на тему «Наше окружение и способы взаимодействия»

        Практика: Конкурс рисунков и природоохранных плакатов на тему «Мир природы во круг нас», просмотр фильма «Живая природа во взаимодействии с человеком».

Человек – друг или враг?

          Теория: Беседа на тему «Человек – друг или  враг? »

         Практика: Подготовка к выступлению агитбригады на тему «Браконьерство», игра «Дом на коленях».

2.17   Браконьерство

Теория: Беседа на тему «Браконьерство»

                Практика: Выступление агитбригады на тему «Браконьерство»

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Грабли

 Метлы

 Хлопчатобумажные  перчатки

 Мешки для мусора

 

3.       Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

Что люди выбрасывают?

         Теория:   Беседа на тему «Откуда берётся мусор, что люди выбрасывают. Из чего сделаны выброшенные вещи?»

        Практика: Игра «Наводим порядок в куче хлама», рассортировка мусора по составу.

Сколько весит мусор?

          Теория:   Беседа  на тему «Что такое масса предмета? Различные виды бытовых отходов»

         Практика: Показ слайдов «Виды весов», составление кроссворда, игра «Угадай массу», домашнее задание «Какие виды мусора выбрасывает ваша семья за неделю?»

Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?

         Теория:   Повторение темы «Бытовые отходы», беседа «Какие виды мусора больше всего накапливаются дома?»

         Практика:  Проверка домашнего задания, составление таблиц «Какой мусор накапливается дома», «Сколько мусора семья выбрасывает за месяц»

Какой мусор мы оставляем?

Теория: Беседа на тему «Гармония», «Взаимодействие с окружающей средой»

Практика:  Подготовка плана школьного участка. Экскурсия по прилегающей территории. Заполнение плана (где и какой мусор был найден).

Скажите, пожалуйста …

Теория: Беседа «Что такое интервью?»

         Практика: Учимся вежливо задавать вопросы, проведение интервью. Обработка результатов.

Путь мусора и хлама.

Теория: Беседа на тему «Уборка мусора», «Путь мусора и хлама»

         Практика:  Составление схемы движения мусора из дома, конкурс сочинения  о каком-либо виде мусора, чей путь заканчивается свалкой.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Весы (товарные, бытовые)

 Карандаши простые и цветные

 Слайды «Виды весов»

 Фотоаппарат

 DVD

 

 

 

4.     Вторая жизнь хлама.

   4.1    Немного фантазии…

Теория: Беседа на тему «Что такое вторичное сырьё, макулатура; что такое рециклирование материалов и какова его роль в экономии природных ресурсов и снижении количества мусора?

         Практика:  Заполнение таблицы «Хозяин ли я?», обработка результатов, игра «Я – гениальный сыщик »

4.2            Делаем водяные часы.

Теория: Беседа на тему «Почему время надо беречь и экономить; вращение земли во круг солнца»

         Практика:  Изготовление «Клепсидры(водяные часы)».

4.3            Как делают бумагу

Теория: Беседа «Как делают бумагу», «Почему важно экономить бумагу?»

         Практика: Конкурс стихов об экономии бумаги, изготовление плаката на тему «Сокращайте расход бумаги, а не количество деревьев!» 

4.4            Вторая жизнь бумаги.

Теория: Беседа «Бумагу можно делать не только из деревьев, но и из макулатуру»

         Практика:  Изготовление из папье-маше вазы и кирпичей.

4.5            Подготовка к Мастер – Классу «Одежда из мусора».

         Теория: Беседа «Одежда из мусора, правила изготовления»

        Практика:  Изготовление одежды из мусора.

4.6            Проведение Мастер – класс .

         Теория: Правила проведения Мастер-Класс

        Практика: Изготовление одежды из мусора.

4.7            Показ мод одежды из мусора.

          Теория: Правила проведения показа мод.

         Практика: Проведение показа мод, подведение итогов (выявление и награждение лучшей работы).

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Использованная бумага (старые газеты, журналы, тетради)

 Упаковочная бумага (в том числе сеткой)

 Различный мусор (пластиковые бутылки и т.д., для изготовления «Клепсидры»)

 Тетради в клеточку (24 листа)

 

5.     Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?

Мусор, как часть человеческой жизни.

Теория: Беседа на тему «Мусор как часть человеческой жизни»

Практика: Конкурс сочинений и рисунка на тему

«Мусор и человек, они не могут друг без друга».

Как долго сохраняется мусор в воде?

         Теория: Беседа на тему «Пути попадания мусора в воду. Как меняется жизнь обитателей водоёмов с появлением мусора в воде?» «Как долго сохраняется мусор в воде?».

           Практика: Составление и заполнение таблицы «Плавает или   тонет», наблюдение за поведением мусора в воде, составление и заполнение таблицы «Что происходит с мусором в воде».

Как долго сохраняется мусор в почве?

         Теория: Беседа «Откуда появляется мусор в лесу, на полях, у мест купания? Виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами. Время гниения различного мусора в почве. ».

              Практика: Показ слайдов, фотографий на тему «Виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами.», проведение исследования «Как изменяется мусор в земле», составление таблицы «Что происходит с мусором в почве».

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Тетради в клеточку (24 листа)

 Слайды и фотографии на тему «виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами».

 Различный мусор (для проведения опытов)

 Мешки для мусора

 

6.         Ветреный день

Ветер – составляющее природы.

         Теория: Беседа «Ветер – составляющее природы».

       Практика: Просмотр фильма «Часть ветра в природе», конкурс   сказок «Ветерок»

Ветер и мусор

          Теория: Беседа «Ветер – переносчик мусора и его производитель»

        Практика: Оцениваем силу ветра, изучая разбрасывание мусора ветром; игра «Ветерок»

Как измерить направление ветра.

         Теория: Изучение компаса; «Что такое направление ветра?», «Что такое флюгер».

        Практика: Наблюдение за вращением флюгера, изготовление флюгера из отслуживших свой срок предметов.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

     Кабинет

     Столы

     стулья

     Карандаши простые и цветные

     Фотоаппарат

     DVD

     Тетради в клеточку (24 листа)

                Фильм «Часть ветра в природе»

 Компас

 Различный мусор (для изготовления флюгера)

 Мешки для мусора

 

 

7.     Упаковка товаров и напитков.

Зачем нужна упаковка

          Теория: Беседа «Что такое упаковка? Для чего нужны упаковки, какие виды упаковок можно использовать для тех или иных продуктов и товаров. Виды естественных упаковок».

          Практика: Конкурс рисунков «Свой вариант упаковки для разных товаров.»

Определяем объём

         Теория: Рассказ «Объём, ёмкость»

        Практика: Определение объёма различных предметов, игра «Угадай объём» (с составлением таблицы).

7.3     Упаковка для напитков, мой любимый напиток.

         Теория: Беседа «Какие виды упаковок используются для различных напитков, их положительные и отрицательные качества и особенности», «Тетрабрик», «Рецепт любимого напитка»

Практика: Изготовление «Любимого» напитка, домашнее задание: составление таблицы «Что и сколько я пью за день»

7.4      Как измерить объём хлама?

            Теория: Беседа «Объём упаковок; всегда ли большой объём соответствует большой массе. Что можно сделать, что бы упаковки занимали меньше места при транспортировке и хранении; как отличается объём целой и спрессованной упаковкой?»

           Практика: Измерение объёма хлама, обработка полученных результатов в отчёт.

7.5      Во что упакованы товары в магазине?

              Теория: Беседа «Почему нам нравится или не нравится делать покупки в супермаркете? В какой упаковке напитки дешевле и почему? Кто больше мусорит – дети или взрослые? Кто больше мусорит в магазине?»

          Практика: Экскурсия в некоторые магазины города, подведение итогов – проведение викторины «Упаковки товаров и напитков»

 

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Блендер (для изготовления «Любимого» напитка)

 Различный мусор (для измерения объёма )

 Мешки для мусора

 

 

8.     Опасный мусор

  8.1    Мусор, как ловушка для животных

              Теория: Рассказ «Человек, как биологический вид; опасный мусор на природе и в зоопарке; как очистить место своего отдыха на природе?»

            Практика: Экскурсия на природу с целью поиска бутылок и других предметов, послуживших ловушками для животных, организация выставки «Камера ужасов»

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка