Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Содержание образовательной программы.
(для детей с 10 до 14 лет)
2 Вводное занятие
3.5 Теория: Введение, знакомство. Беседа на тему «Чистый город»,
Практика: Мини сочинение, на тему «Какими способами можно добиться чистоты родного города?»
2 Родники
2.1 Родник – живой родник.
Теория: Беседа на тему «Родник»
Практика: Экскурсия по родникам города.
Чистая вода, тема №1
Теория: Беседа на тему «Чистая вода»
Практика: Забор воды, на самых используемых родниках города.
Чистая вода, тема №2
Теория: Беседа на тему «Состав питьевой воды»
Практика: Обработка полученных результатов воды, изготовление отчёта в виде плаката.
Операция «Живи родник», тема №1
Теория: Беседа «Всё в наших руках»
Практика: Уборка территории колодца «Калата»
Операция «Живи родник», тема №2
Теория: Беседа «Мы всё можем»
Практика: Обработка операции №1(уборка колодца «Калата»), изготовление и просмотр слайда «Калата».
Операция «Живи родник», тема №3
Теория: Изучение проблемы колодца по ул. Декабристов.
Практика: Уборка территории колодца по ул. Декабристов.
Операция «Живи родник», тема №4
Теория: Беседа на тему «Как правильно составлять отчёт?».
Практика: Обработка результатов уборки двух колодцев, изготовление отчёта о проделанной работе.
Центральный водоём города, тема №1
Теория: Беседа на тему «Городской пруд», его обитатели и состояние близ лежащей территории.
Практика: Экскурсия на городской пруд, выявление проблем.
Центральный водоём города, тема №2
Теория: Беседа на тему «Какие проблемы удалось выявить в ходе экскурсии, и реальные способы их решения.».
Практика: Уборка городского пляжа
Центральный водоём города, тема №3
Теория: Обмен собранной информацией ( «Круглый стол» )
Практика: Обработка результатов, составление отчёта и презентации на тему «Городской пруд».
Гора «Острая», тема №1
Теория: Беседа «Не много из истории»
Практика: Экскурсия на гору «Острая», с целью выявления
экологического состояния близ лежащей территории.
Гора «Острая», тема №2
Теория: Беседа «Экологические проблемы горы «Острая», способы их устранения.».
Практика: Пеший выход на гору «Острая», с целью уборки самой горы.
Гора «Острая», тема №3
Теория: Обсуждение проделанной работы.
Практика: Пеший выход в лес на гору «Острая» с целью уборки прилежащей к ней территории.
Гора «Острая», тема №4
Теория: Беседа на тему «Мир природы во круг нас»
Практика: Подведение итогов о проделанной работе, составление отчёта «Чистый город своими руками», игра Что? Где? Когда
Мир природы во круг нас.
Теория: Беседа на тему «Наше окружение и способы взаимодействия»
Практика: Конкурс рисунков и природоохранных плакатов на тему «Мир природы во круг нас», просмотр фильма «Живая природа во взаимодействии с человеком».
Человек – друг или враг?
Теория: Беседа на тему «Человек – друг или враг? »
Практика: Подготовка к выступлению агитбригады на тему «Браконьерство», игра «Дом на коленях».
2.17 Браконьерство
Теория: Беседа на тему «Браконьерство»
Практика: Выступление агитбригады на тему «Браконьерство»
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Грабли
Метлы
Хлопчатобумажные перчатки
Мешки для мусора
3. Мусор и хлам, как часть окружающей среды.
Что люди выбрасывают?
Теория: Беседа на тему «Откуда берётся мусор, что люди выбрасывают. Из чего сделаны выброшенные вещи?»
Практика: Игра «Наводим порядок в куче хлама», рассортировка мусора по составу.
Сколько весит мусор?
Теория: Беседа на тему «Что такое масса предмета? Различные виды бытовых отходов»
Практика: Показ слайдов «Виды весов», составление кроссворда, игра «Угадай массу», домашнее задание «Какие виды мусора выбрасывает ваша семья за неделю?»
Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?
Теория: Повторение темы «Бытовые отходы», беседа «Какие виды мусора больше всего накапливаются дома?»
Практика: Проверка домашнего задания, составление таблиц «Какой мусор накапливается дома», «Сколько мусора семья выбрасывает за месяц»
Какой мусор мы оставляем?
Теория: Беседа на тему «Гармония», «Взаимодействие с окружающей средой»
Практика: Подготовка плана школьного участка. Экскурсия по прилегающей территории. Заполнение плана (где и какой мусор был найден).
Скажите, пожалуйста …
Теория: Беседа «Что такое интервью?»
Практика: Учимся вежливо задавать вопросы, проведение интервью. Обработка результатов.
Путь мусора и хлама.
Теория: Беседа на тему «Уборка мусора», «Путь мусора и хлама»
Практика: Составление схемы движения мусора из дома, конкурс сочинения о каком-либо виде мусора, чей путь заканчивается свалкой.
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Весы (товарные, бытовые)
Карандаши простые и цветные
Слайды «Виды весов»
Фотоаппарат
DVD
4. Вторая жизнь хлама.
4.1 Немного фантазии…
Теория: Беседа на тему «Что такое вторичное сырьё, макулатура; что такое рециклирование материалов и какова его роль в экономии природных ресурсов и снижении количества мусора?
Практика: Заполнение таблицы «Хозяин ли я?», обработка результатов, игра «Я – гениальный сыщик »
4.2 Делаем водяные часы.
Теория: Беседа на тему «Почему время надо беречь и экономить; вращение земли во круг солнца»
Практика: Изготовление «Клепсидры(водяные часы)».
4.3 Как делают бумагу
Теория: Беседа «Как делают бумагу», «Почему важно экономить бумагу?»
Практика: Конкурс стихов об экономии бумаги, изготовление плаката на тему «Сокращайте расход бумаги, а не количество деревьев!»
4.4 Вторая жизнь бумаги.
Теория: Беседа «Бумагу можно делать не только из деревьев, но и из макулатуру»
Практика: Изготовление из папье-маше вазы и кирпичей.
4.5 Подготовка к Мастер – Классу «Одежда из мусора».
Теория: Беседа «Одежда из мусора, правила изготовления»
Практика: Изготовление одежды из мусора.
4.6 Проведение Мастер – класс .
Теория: Правила проведения Мастер-Класс
Практика: Изготовление одежды из мусора.
4.7 Показ мод одежды из мусора.
Теория: Правила проведения показа мод.
Практика: Проведение показа мод, подведение итогов (выявление и награждение лучшей работы).
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Использованная бумага (старые газеты, журналы, тетради)
Упаковочная бумага (в том числе сеткой)
Различный мусор (пластиковые бутылки и т.д., для изготовления «Клепсидры»)
Тетради в клеточку (24 листа)
5. Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?
Мусор, как часть человеческой жизни.
Теория: Беседа на тему «Мусор как часть человеческой жизни»
Практика: Конкурс сочинений и рисунка на тему
«Мусор и человек, они не могут друг без друга».
Как долго сохраняется мусор в воде?
Теория: Беседа на тему «Пути попадания мусора в воду. Как меняется жизнь обитателей водоёмов с появлением мусора в воде?» «Как долго сохраняется мусор в воде?».
Практика: Составление и заполнение таблицы «Плавает или тонет», наблюдение за поведением мусора в воде, составление и заполнение таблицы «Что происходит с мусором в воде».
Как долго сохраняется мусор в почве?
Теория: Беседа «Откуда появляется мусор в лесу, на полях, у мест купания? Виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами. Время гниения различного мусора в почве. ».
Практика: Показ слайдов, фотографий на тему «Виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами.», проведение исследования «Как изменяется мусор в земле», составление таблицы «Что происходит с мусором в почве».
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Тетради в клеточку (24 листа)
Слайды и фотографии на тему «виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами».
Различный мусор (для проведения опытов)
Мешки для мусора
6. Ветреный день
Ветер – составляющее природы.
Теория: Беседа «Ветер – составляющее природы».
Практика: Просмотр фильма «Часть ветра в природе», конкурс сказок «Ветерок»
Ветер и мусор
Теория: Беседа «Ветер – переносчик мусора и его производитель»
Практика: Оцениваем силу ветра, изучая разбрасывание мусора ветром; игра «Ветерок»
Как измерить направление ветра.
Теория: Изучение компаса; «Что такое направление ветра?», «Что такое флюгер».
Практика: Наблюдение за вращением флюгера, изготовление флюгера из отслуживших свой срок предметов.
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Тетради в клеточку (24 листа)
Фильм «Часть ветра в природе»
Компас
Различный мусор (для изготовления флюгера)
Мешки для мусора
7. Упаковка товаров и напитков.
Зачем нужна упаковка
Теория: Беседа «Что такое упаковка? Для чего нужны упаковки, какие виды упаковок можно использовать для тех или иных продуктов и товаров. Виды естественных упаковок».
Практика: Конкурс рисунков «Свой вариант упаковки для разных товаров.»
Определяем объём
Теория: Рассказ «Объём, ёмкость»
Практика: Определение объёма различных предметов, игра «Угадай объём» (с составлением таблицы).
7.3 Упаковка для напитков, мой любимый напиток.
Теория: Беседа «Какие виды упаковок используются для различных напитков, их положительные и отрицательные качества и особенности», «Тетрабрик», «Рецепт любимого напитка»
Практика: Изготовление «Любимого» напитка, домашнее задание: составление таблицы «Что и сколько я пью за день»
7.4 Как измерить объём хлама?
Теория: Беседа «Объём упаковок; всегда ли большой объём соответствует большой массе. Что можно сделать, что бы упаковки занимали меньше места при транспортировке и хранении; как отличается объём целой и спрессованной упаковкой?»
Практика: Измерение объёма хлама, обработка полученных результатов в отчёт.
7.5 Во что упакованы товары в магазине?
Теория: Беседа «Почему нам нравится или не нравится делать покупки в супермаркете? В какой упаковке напитки дешевле и почему? Кто больше мусорит – дети или взрослые? Кто больше мусорит в магазине?»
Практика: Экскурсия в некоторые магазины города, подведение итогов – проведение викторины «Упаковки товаров и напитков»
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Блендер (для изготовления «Любимого» напитка)
Различный мусор (для измерения объёма )
Мешки для мусора
8. Опасный мусор
8.1 Мусор, как ловушка для животных
Теория: Рассказ «Человек, как биологический вид; опасный мусор на природе и в зоопарке; как очистить место своего отдыха на природе?»
Практика: Экскурсия на природу с целью поиска бутылок и других предметов, послуживших ловушками для животных, организация выставки «Камера ужасов»
Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка