Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

        Практика: Определение объёма различных предметов, игра «Угадай объём»).

6.3     Упаковка для напитков, мой любимый напиток.

         Теория: Беседа «Какие виды упаковок используются для различных напитков, их положительные и отрицательные качества и особенности»,  «Рецепт любимого напитка»

Практика: Изготовление «Любимого» напитка, домашнее задание: составление таблицы «Что и сколько я пью за день»

6.4      Как измерить объём хлама?

            Теория: Беседа «Объём упаковок; всегда ли большой объём соответствует большой массе.

           Практика: Измерение объёма хлама.

7.5      Во что упакованы товары в магазине?

              Теория: Беседа «Почему нам нравится или не нравится делать покупки в супермаркете? В какой упаковке напитки дешевле и почему?

          Практика: Экскурсия в некоторые магазины города

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Блендер (для изготовления «Любимого» напитка)

 Различный мусор (для измерения объёма )

 Мешки для мусора

 

7.     Опасный мусор

  7.1    Мусор, как ловушка для животных

              Теория: Рассказ «Человек, как биологический вид; опасный мусор на природе и в зоопарке;

            Практика: Экскурсия на природу с целью поиска бутылок и других предметов, послуживших ловушками для животных.

7.2       Мусор, как ловушка для птиц

            Теория: Беседа на тему «Человек – великий загрязнитель»

           Практика: Изготовление плаката, предупреждающего об опасном мусоре, на тему

             «Какой мусор и чем может быть опасен?»

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды, фотографии, рисунки о свалках и животных – переносчиках заболеваний

 Пластилин, ткань, природный материал (для изготовления выставки «Камера ужасов»)

8.     Вода

Вода в природе

       Теория: Рассказ «Сколько воды в природе и как она распределена; Четыре океана;

       Практика: Просмотр и изучение глобуса; просмотр слайдов и фотографий рек, озёр, морей, ледников, облаков.

8.2   Вода и жизнь

       Теория: Беседа, «Какую роль играет вода для жизни; что общего и в чём различия у животных, обитающих в воде с животными обитающих на суше?»

       Практика: Проведение опыта «Нужна ли вода, для проращивания семян»,  конкурс рисунков «Животные обитающее в воде»

8.3   Экономим воду

       Теория: Рассказ «Как вода попадает в водопроводный кран,», беседа «Сколько воды требуется нам в быту и в хозяйственной деятельности?»

       Практика: Составление таблицы «Сколько воды мне надо? сколько воды было использовано?

8.4  Грязная и чистая вода

       Теория: Рассказ «Что называется водой из природных источников и питьевой водой?», «Какая вода пригодна, а какая не пригодна для питья».

            Практика: Проведение опытов: «Определение мутности воды. Очистка мутной воды», заполнение таблиц по проведённым опытам.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды и фотографий рек, озёр, морей, ледников, облаков.

 Глобус

 Семена любых растений семейства крестоцветных (капуста, редис и т.д.)

 

 

 

9.   Подготовка к проведению Эколого-краеведческих игр-экспедиции: «Айболята» и «Светлячки»

   9.1      Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

                Теория: Правила проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

             Практика: Подготовка проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

   9.2     Выход на природу для подведения итогов экспедиции

              Теория: Беседа «Техника безопасности и правила поведения  в   лесу»

               Практика: Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

   9.3     Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

               Теория: Правила проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

               Практика: Подготовка проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

   9.4    Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

                Теория: Беседа «Техника безопасности и правила поведения  в лесу»

              Практика: Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Театральные костюмы

 Туристическое оборудование

 

10.   «Живые … какие мы?»

    10.1     Растения и животные

                Теория: Беседа « Растения и животные. Сделаем всё, что в наших силах»

               Практика: Изготовление плаката «Сделаем всё, что в наших силах.

    10.2      Человек

              Теория: Рассказ «История происхождения, несколько гипотез  происхождения человека».

                 Практика: Просмотр фильма «Происхождение человека», конкурс рисунков «Человек и окружающая среда»

   10.3      Ценность природы

                Теория:  Беседа на тему «Ценность природы»

               Практика: Практика:  составление таблицы ценности природы.

   10.4    Правила взаимодействия в природе

                  Теория: Беседа на тему «Правила взаимодействия в природе»

              Практика: Составление схемы «Взаимодействие живых организмов в природе.

   10.5     Отношение к природе

               Теория: Беседа на тему «Как мы относимся к окружающей среде»

               Практика: изготовление природоохранных плакатов «Мы любим  природу и бережём »

10.6    Какие животные приспосабливаются к среде?

                 Теория: Беседа, «Какие животные приспосабливаются к среде?»

              Практика: Составление таблицы «Условия приспосабливания животных к различным средам обитания».

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Ватманы (размером А2)

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды, фотографии на тему «Прекрасный мир природы»

 Фильм «Происхождение человека»

 

13.               Итоговое занятие

          Теория: Беседа «Чему мы научились, что узнали нового?»

         Практика: Подведение итогов, защита экологических проектов, награждение лучших робот.

 

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

       Формы контроля:

     Защита экологических проектов

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 Различные сувениры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Учебный план (для детей с 10 до 14 лет)

Наименование темы

Количество     часов

теория

практика

1

Вводное занятие

         3

     1

       2

2

Родники

        51

    17

     34

3

Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

       

       18

 

    6

 

     12

4

Вторая жизнь хлама

       21

    7

     14

5

Как долго сохраняется мусор в окружающей среде.

        9

    3

      6

6

Ветреный день

        9

    3

      6

7

Упаковка товаров и напитков

       15

    5

     10

8

Опасный мусор

       12

    4

      8

9

Вода

       12

    4

      8

10

Эколого-краеведческие игры-экспедиции «Айболята» и «Светлячки»

 

       18

 

    6

 

     12

11

«Живые … какие мы?»

       21

    7

     14

12

«Мы друзья природы»

      24

    8

     16

13

Итоговое занятие

       3

    1

      2

 

                                  Всего часов

     216

   72

    144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план (для детей с 10 до 14 лет)

                 Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

      3

     1

       2

2

Родники

     51

    17

      34

2.1

Родник – живой Родник

      3

     1

       2

2.2

Чистая вода, тема №1

      3

     1

       2

2.3

Чистая вода, тема №2

      3

     1

       2

2.4

Операция «Живи Родник», тема №1

      3

     1

       2

2.5

Операция «Живи Родник», тема №2

      3

     1

       2

2.6

Операция «Живи Родник», тема №3

      3

     1

       2

2.7

Операция «Живи Родник», тема №4

      3

     1

       2

2.8

Центральный водоём города, тема №1

      3

     1

       2

2.9

Центральный водоём города, тема №2

      3

     1

       2

2.10

Центральный водоём города, тема №3

      3

     1

       2

2.11

Гора «Острая», тема №1

      3

     1

       2

2.12

Гора «Острая», тема №2

      3

     1

       2

2.13

Гора «Острая», тема №3

      3

     1

       2

2.14

Гора «Острая», тема №4

      3

     1

       2

2.15

Мир природы во круг нас

      3

     1

       2

2.16

Человек – друг или враг

      3

     1

       2

2.17

Браконьерство

      3

     1

       2

3

Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

     18

     6

      12

3.1

Что люди выбрасывают?

      3

     1

       2

3.2

Сколько весит мусор?

      3

     1

       2

3.3

Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?

      3

     1

       2

3.4

Какой мусор мы оставляем?

      3

     1

       2

3.5

Скажите пожалуйста …

      3

     1

       2

3.6

Путь мусора и хлама.

      3

     1

       2

4

Вторая жизнь хлама.

     21

     7

      14

4.1

Немного фантазии.

      3

     1

       2

4.2

Делаем водяные часы.

      3

     1

       2

4.3

Как делают бумагу?

      3

     1

       2

4.4

Вторая жизнь бумаги.

      3

     1

       2

4.5

Подготовка к Мастер – Классу «Одежда из мусора».

      3

     1

       2

4.6

Проведение Мастер – класс .

      3

     1

       2

4.7

Показ мод

      3

     1

       2

5

Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?

      9

     3

       6

5.1

Мусор, как часть человеческой жизни.

      3

     1

       2

5.2

Как долго сохраняется мусор в воде?

      3

     1

       2

5.3

Как долго сохраняется мусор в почве?

      3

     1

       2

6

Ветреный день

      9

     3

       6

6.1

Ветер – составляющее природы

      3

     1

       2

6.2

Ветер и мусор

      3

     1

       2

6.3

Как измерить направление ветра

      3

     1

       2

7

Упаковка товаров и напитков

     15

     5

      10

7.1

Зачем нужна упаковка

      3

     1

       2

7.2

Определяем объём

      3

     1

       2

7.3

Упаковка для напитков, мой любимый напиток.

      3

     1

       2

7.4

Как измерить объём хлама?

      3

     1

       2

7.5

Во что упакованы товары в магазине?

      3

     1

       2

8

Опасный мусор

     12

     4

       8

8.1

Мусор, как ловушка для животных

      3

     1

       2

8.2

Мусор, как ловушка для птиц

      3

     1

       2

8.3

Мусор и болезни

      3

     1

       2

8.4

Виды болезней и способы борьбы

      3

     1

       2

9

Вода

     12

     4

       8

9.1

Вода в природе

      3

     1

       2

9.2

Вода и жизнь

      3

     1

       2

9.3

Экономим воду

      3

     1

       2

9.4

Грязная и чистая вода

      3

     1

       2

10

Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята», «Светлячки».

 

     18

 

     6

 

      12

10.1

Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

     

      3

   

      1

   

       2

10.2

Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

     

      3

   

      1

   

       2

10.3

Выход на природу для подведения итогов экспедиции

     

      3

   

      1

   

       2

10.4

Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

     

      3

   

      1

   

       2

10.5

Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

     

      3

   

      1

   

       2

10.6

Выход на природу для подведения итогов экспедиции

     

      3

   

      1

   

       2

11

«Живые … какие мы?»

     21

      7

      14

11.1

Растения и животные

       3

      1

       2

11.2

Человек

       3

      1

       2

11.3

Ценность природы

       3

      1

       2

11.4

Правила взаимодействия в природе

       3

      1

       2

11.5

Отношение к природе

       3

      1

       2

11.6

Какие животные приспосабливаются к среде?

       3

      1

       2

11.7

Мы нужны друг другу на земле

       3

      1

       2

12

«Мы – друзья природы»

      24

      8

      16

12.1

Представь себя совсем иным

       3

      1

       2

12.2

Напоминающее знаки

       3

      1

       2

12.3

Как вести себя в природе

       3

      1

       2

12.4

Природа и человек

       3

      1

       2

12.5

Город, в котором хотел бы я жить.

       3

      1

       2

12.6

Важность растений ни с чем не сравнима.

       3

      1

       2

12.7

Народные изречения

       3

      1

       2

12.8

Хочу узнать о себе

       3

      1

       2

13

Итоговое занятие

       3

      1

       2

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка