Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному)
Принцип научности
Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированна на детей конкретного возраста)
Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным)
Принцип связи теории с практикой (т.е. ограниченное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков)
Принцип результативности (в программе указано, что узнаёт и чему научится каждый ребёнок)
Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа.
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
4. Перспективный план работы ЦДТ.
5. Инструкции по технике безопасности.
Условия реализации программы.
Участниками программы являются учащиеся 7-14 лет.
Объём учебной нагрузки для детей с 7 до 10 лет, 72 часа в год. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.
С 11 до 14 лет объём учебной нагрузки 216 часов в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.
Программа составительская, рассчитана на 2 года обучения.
Аналогом для данной программы послужила программа «Наша окружающая среда», и программа экологического развития детей «МЫ», из которых взяты темы : Мусор и хлам, как часть окружающей среды; Вторая жизнь хлама; Как долго сохраняется мусор в окружающей среде; Ветреный день; Упаковка товаров и напитков; Опасный мусор; Вода; Живые … какие мы; Мы друзья природы.
Преимуществом данной программы является добавление и раскрытие тем: Родники и Чистый город; и направленность на практическую деятельность в акции «Родники» и «Дни наблюдения за птицами»
Формы и методы работы.
Для успешной реализации программы используются различные формы и методы обучения:
Групповой
Словесный
Наглядный
Репродуктивный
Опросники
Игры
Экскурсии
Беседы
Формы контроля
Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия, в виде анкеты, устного опроса, игры или викторины, домашнее задание)
Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённой темы в виде анкеты, устного опроса, игры или викторины, собеседования «Круглый стол»)
Итоговый (защита экологических проектов, выход на городские и областные экологические мероприятия)
Учебный план (для детей с 7 до 10 лет)
№ | Наименование темы | Количество часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Мусор и хлам, как часть окружающей среды. |
8 |
2 |
6 |
3 | Вторая жизнь хлама | 8 | 2 | 6 |
4 | Как долго сохраняется мусор в окружающей среде. | 4 | 1 | 3 |
5 | Ветреный день | 4 | 1 | 3 |
6 | Упаковка товаров и напитков | 10 | 2,5 | 7,5 |
7 | Опасный мусор | 4 | 1 | 3 |
8 | Вода | 8 | 2 | 6 |
9 | Эколого-краеведческие игры-экспедиции «Айболята» и «Светлячки» |
10 |
2,5 |
7,5 |
10 | «Живые … какие мы?» | 12 | 3 | 9 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
| | 72 | 18 | 54 |
Учебно-тематический план (для детей с 7 до 10 лет)
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Мусор и хлам, как часть окружающей среды. | 8 | 2 | 6 |
2.1 | Что люди выбрасывают? | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.2 | Сколько весит мусор? | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья? | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.4 | Какой мусор мы оставляем? | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Вторая жизнь хлама. | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Немного фантазии. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.2 | Делаем водяные часы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.3 | Как делают бумагу? | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.4 | Вторая жизнь бумаги. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Как долго сохраняется мусор в окружающей среде? | 4 | 1 | 3 |
4.1 | Мусор, как часть человеческой жизни. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.2 | Как долго сохраняется мусор в воде? | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Ветреный день | 4 | 1 | 3 |
5.1 | Ветер – составляющее природы | 2 | 0,5 | 1,5 |
5.2 | Ветер и мусор | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Упаковка товаров и напитков | 10 | 2,5 | 7,5 |
6.1 | Зачем нужна упаковка | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.2 | Определяем объём | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.3 | Упаковка для напитков, мой любимый напиток. | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.4 | Как измерить объём хлама? | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.5 | Во что упакованы товары в магазине? | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Опасный мусор | 4 | 1 | 3 |
7.1 | Мусор, как ловушка для животных | 2 | 0,5 | 1,5 |
7.2 | Мусор, как ловушка для птиц | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Вода | 8 | 2 | 6 |
8.1 | Вода в природе | 2 | 0,5 | 1,5 |
8.2 | Вода и жизнь | 2 | 0,5 | 1,5 |
8.3 | Экономим воду | 2 | 0,5 | 1,5 |
8.4 | Грязная и чистая вода | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята», «Светлячки». |
10 |
2,5 |
7,5 |
9.1 | Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята». |
2 |
0,5 |
1,5 |
9.2 | Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята». |
2 |
0,5 |
1,5 |
9.3 | Выход на природу для подведения итогов экспедиции |
2 |
0,5 |
1,5 |
9.4 | Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки». |
2 |
0,5 |
1,5 |
9.5 | Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки». |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 | «Живые … какие мы?» | 12 | 3 | 9 |
10.1 | Растения и животные | 2 | 0,5 | 1,5 |
10.2 | Человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
10.3 | Ценность природы | 2 | 0,5 | 1,5 |
10.4 | Правила взаимодействия в природе | 2 | 0,5 | 1,5 |
10.5 | Отношение к природе | 2 | 0,5 | 1,5 |
10.6 | Какие животные приспосабливаются к среде? | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
Содержание образовательной программы.
(для детей от 7 до 10 лет)
1 Вводное занятие
1.1 Теория: Введение, знакомство. Беседа на тему «Чистый город»,
Практика: Мини сочинение, на тему «Какими способами можно добиться чистоты родного города?
2. Мусор и хлам, как часть окружающей среды.
Что люди выбрасывают?
Теория: Беседа на тему «Откуда берётся мусор, что люди выбрасывают.»
Практика: Игра «Наводим порядок в куче хлама», рассортировка мусора по составу.
Сколько весит мусор?
Теория: Беседа на тему «Что такое масса предмета? »
Практика: Показ слайдов «Виды весов», домашнее задание «Какие виды мусора выбрасывает ваша семья за неделю?»
Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?
Теория: Повторение темы «Бытовые отходы», беседа «Какие виды мусора больше всего накапливаются дома?»
Практика: Проверка домашнего задания, составление таблиц «Какой мусор накапливается дома».
Какой мусор мы оставляем?
Теория: Беседа на тему , «Взаимодействие с окружающей средой»
Практика: Подготовка плана школьного участка. Экскурсия по прилегающей территории. Заполнение плана (где и какой мусор был найден).
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Тетради в клеточку (24 листа)
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Весы (товарные, бытовые)
Карандаши простые и цветные
Слайды «Виды весов»
Фотоаппарат
DVD
Тетради в клеточку (24 листа)
3. Вторая жизнь хлама.
3.1 Немного фантазии…
Теория: Беседа на тему «Что такое вторичное сырьё, макулатура;
Практика: Заполнение таблицы «Хозяин ли я?», обработка результатов, игра «Я – гениальный сыщик »
3.2 Делаем водяные часы.
Теория: Беседа на тему «Почему время надо беречь и экономить;»
Практика: Изготовление «Клепсидры(водяные часы)».
3.3 Как делают бумагу
Теория: Беседа «Как делают бумагу», «Почему важно экономить бумагу?»
Практика: Изготовление плаката на тему «Сокращайте расход бумаги, а не количество деревьев!»
3.4 Вторая жизнь бумаги.
Теория: Беседа «Бумагу можно делать не только из деревьев, но и из макулатуру»
Практика: Изготовление из папье-маше вазы.
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Использованная бумага (старые газеты, журналы, тетради)
Различный мусор (пластиковые бутылки и т.д., для изготовления «Клепсидры»)
4. Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?
Мусор, как часть человеческой жизни.
Теория: Беседа на тему «Мусор как часть человеческой жизни»
Практика: Конкурс рисунка на тему
«Мусор и человек, они не могут друг без друга».
Как долго сохраняется мусор в воде?
Теория: Беседа на тему «Пути попадания мусора в воду. Как меняется жизнь обитателей водоёмов с появлением мусора в воде?» «Как долго сохраняется мусор в воде?».
Практика: Составление и заполнение таблицы «Плавает или тонет»
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Экскурсия
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Слайды и фотографии на тему «виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами».
Различный мусор (для проведения опытов)
Мешки для мусора
Тетради в клеточку (24 листа)
5. Ветреный день
Ветер – составляющее природы.
Теория: Беседа «Ветер – составляющее природы».
Практика: Просмотр фильма «Конкурс сказок «Ветерок»
Ветер и мусор
Теория: Беседа «Ветер – переносчик мусора и его производитель»
Практика: Оцениваем силу ветра, изучая разбрасывание мусора ветром; игра «Ветерок»
Для закрепления темы используются данные виды деятельности:
Групповая работа
Индивидуальная работа
Формы контроля:
Зачёт
Опрос
Домашнее задание
Не обходимое оборудование:
Кабинет
Столы
стулья
Карандаши простые и цветные
Фотоаппарат
DVD
Вентилятор
Компас
Различный мусор (для изготовления флюгера)
Мешки для мусора
6. Упаковка товаров и напитков.
Зачем нужна упаковка
Теория: Беседа «Что такое упаковка? Для чего нужны упаковки, Виды естественных упаковок».
Практика: Конкурс рисунков «Свой вариант упаковки для разных товаров.»
Определяем объём
Теория: Рассказ «Объём »
Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка