Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

      Принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному)

      Принцип научности

      Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированна на детей конкретного возраста)

      Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным)

      Принцип связи теории с практикой (т.е. ограниченное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков)

      Принцип результативности (в программе указано, что узнаёт и чему научится каждый ребёнок)

      Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

 

Документы и материалы, с учётом которых составлена программа.

 

1.      Закон РФ «Об образовании».

2.      Конвенция ООН о правах ребенка.

3.      Типовое положение об учреждении дополнительного образования.

4.      Перспективный план работы ЦДТ.

5.      Инструкции по технике безопасности.

 

Условия реализации программы.

Участниками программы являются учащиеся 7-14 лет.

Объём учебной нагрузки для детей с 7 до 10 лет, 72 часа в год. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.

С 11 до 14 лет объём учебной нагрузки 216 часов в год, занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Программа составительская, рассчитана на 2 года обучения.

Аналогом для данной программы послужила программа «Наша окружающая среда», и программа экологического развития детей «МЫ», из которых взяты темы : Мусор и хлам, как часть окружающей среды; Вторая жизнь хлама; Как долго сохраняется мусор в окружающей среде; Ветреный день; Упаковка товаров и напитков; Опасный мусор; Вода; Живые … какие мы; Мы друзья природы.

Преимуществом данной программы является добавление и раскрытие тем: Родники и Чистый город; и направленность на практическую деятельность в акции «Родники» и «Дни наблюдения за птицами»

 

 

 

Формы и методы работы.

Для успешной реализации программы используются различные формы и методы обучения:

      Групповой

      Словесный

      Наглядный

      Репродуктивный

      Опросники

      Игры

      Экскурсии

      Беседы

Формы контроля

      Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия, в виде анкеты, устного опроса, игры или викторины, домашнее задание)

      Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённой темы в виде анкеты, устного опроса, игры или викторины, собеседования «Круглый стол»)

      Итоговый (защита экологических проектов, выход на городские и областные экологические мероприятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план (для детей с 7 до 10 лет)

Наименование темы

Количество     часов

теория

практика

1

Вводное занятие

         2

     0,5

     1,5   

2

Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

       

         8

 

      2

 

       6

3

Вторая жизнь хлама

         8

      2

       6

4

Как долго сохраняется мусор в окружающей среде.

         4

      1

       3

5

Ветреный день

         4

      1

       3

6

Упаковка товаров и напитков

        10

     2,5

      7,5

7

Опасный мусор

         4

      1

      3

8

Вода

         8

      2

      6

9

Эколого-краеведческие игры-экспедиции «Айболята» и «Светлячки»

 

       10

 

    2,5

 

     7,5

10

«Живые … какие мы?»

       12

    3

     9

11

Итоговое занятие

       2

    0,5

      1,5

 

                                  Всего часов

     72

    18

      54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план (для детей с 7 до 10 лет)

 

                 Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

      2

     0,5

       1,5

2

Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

      8

     2

       6

2.1

Что люди выбрасывают?

      2

     0,5

       1,5

2.2

Сколько весит мусор?

      2

     0,5

       1,5

2.3

Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?

      2

     0,5

       1,5

2.4

Какой мусор мы оставляем?

      2

     0,5

       1,5

3

Вторая жизнь хлама.

      8

     2

        6

3.1

Немного фантазии.

      2

     0,5

       1,5

3.2

Делаем водяные часы.

      2

     0,5

       1,5

3.3

Как делают бумагу?

      2

     0,5

       1,5

3.4

Вторая жизнь бумаги.

      2

     0,5

       1,5

4

Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?

      4

     1

       3

4.1

Мусор, как часть человеческой жизни.

      2

     0,5

       1,5

4.2

Как долго сохраняется мусор в воде?

      2

     0,5

       1,5

5

Ветреный день

      4

     1

       3

5.1

Ветер – составляющее природы

      2

     0,5

       1,5

5.2

Ветер и мусор

      2

     0,5

       1,5

6

Упаковка товаров и напитков

     10

     2,5

      7,5

6.1

Зачем нужна упаковка

      2

     0,5

       1,5

6.2

Определяем объём

      2

     0,5

       1,5

6.3

Упаковка для напитков, мой любимый напиток.

      2

     0,5

       1,5

6.4

Как измерить объём хлама?

      2

     0,5

       1,5

6.5

Во что упакованы товары в магазине?

      2

     0,5

       1,5

7

Опасный мусор

     4

     1

       3

7.1

Мусор, как ловушка для животных

      2

     0,5

       1,5

7.2

Мусор, как ловушка для птиц

      2

     0,5

       1,5

8

Вода

      8

     2

       6

8.1

Вода в природе

      2

     0,5

       1,5

8.2

Вода и жизнь

      2

     0,5

       1,5

8.3

Экономим воду

      2

     0,5

       1,5

8.4

Грязная и чистая вода

      2

     0,5

       1,5

9

Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята», «Светлячки».

 

     10

 

     2,5

 

      7,5

9.1

Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

     

      2

   

      0,5

   

       1,5

9.2

Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

     

      2

   

      0,5

   

       1,5

9.3

Выход на природу для подведения итогов экспедиции

     

      2

   

      0,5

   

       1,5

9.4

Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

     

      2

   

      0,5

   

       1,5

9.5

Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

     

      2

   

      0,5

   

       1,5

10

«Живые … какие мы?»

     12

      3

      9

10.1

Растения и животные

       2

      0,5

       1,5

10.2

Человек

       2

      0,5

       1,5

10.3

Ценность природы

       2

      0,5

       1,5

10.4

Правила взаимодействия в природе

       2

      0,5

       1,5

10.5

Отношение к природе

       2

      0,5

       1,5

10.6

Какие животные приспосабливаются к среде?

       2

      0,5

       1,5

11

Итоговое занятие

       2

      0,5

       1,5

 

 

 

 

 

 

Содержание образовательной программы.

(для детей от 7 до 10 лет)

1        Вводное занятие

1.1            Теория: Введение, знакомство. Беседа на тему «Чистый город»,

Практика: Мини сочинение, на тему «Какими способами можно добиться чистоты родного города?

 

         2.       Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

Что люди выбрасывают?

         Теория:   Беседа на тему «Откуда берётся мусор, что люди выбрасывают.»

        Практика: Игра «Наводим порядок в куче хлама», рассортировка мусора по составу.

Сколько весит мусор?

          Теория:   Беседа  на тему «Что такое масса предмета? »

         Практика: Показ слайдов «Виды весов», домашнее задание «Какие виды мусора выбрасывает ваша семья за неделю?»

Сколько и какого мусора выбрасывает ваша семья?

         Теория:   Повторение темы «Бытовые отходы», беседа «Какие виды мусора больше всего накапливаются дома?»

         Практика:  Проверка домашнего задания, составление таблиц «Какой мусор накапливается дома».

Какой мусор мы оставляем?

Теория: Беседа на тему , «Взаимодействие с окружающей средой»

Практика:  Подготовка плана школьного участка. Экскурсия по прилегающей территории. Заполнение плана (где и какой мусор был найден).

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

     Тетради в клеточку (24 листа)

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Весы (товарные, бытовые)

 Карандаши простые и цветные

 Слайды «Виды весов»

 Фотоаппарат

 DVD

 Тетради в клеточку (24 листа)

 

 

3.     Вторая жизнь хлама.

   3.1     Немного фантазии…

Теория: Беседа на тему «Что такое вторичное сырьё, макулатура;

         Практика:  Заполнение таблицы «Хозяин ли я?», обработка результатов, игра «Я – гениальный сыщик »

3.2 Делаем водяные часы.

Теория: Беседа на тему «Почему время надо беречь и экономить;»

         Практика:  Изготовление «Клепсидры(водяные часы)».

3.3            Как делают бумагу

Теория: Беседа «Как делают бумагу», «Почему важно экономить бумагу?»

         Практика: Изготовление плаката на тему «Сокращайте расход бумаги, а не количество деревьев!» 

3.4            Вторая жизнь бумаги.

Теория: Беседа «Бумагу можно делать не только из деревьев, но и из макулатуру»

         Практика:  Изготовление из папье-маше вазы.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Использованная бумага (старые газеты, журналы, тетради)

 Различный мусор (пластиковые бутылки и т.д., для изготовления «Клепсидры»)

 

 

4.     Как долго сохраняется мусор в окружающей среде?

Мусор, как часть человеческой жизни.

Теория: Беседа на тему «Мусор как часть человеческой жизни»

Практика: Конкурс  рисунка на тему

«Мусор и человек, они не могут друг без друга».

Как долго сохраняется мусор в воде?

         Теория: Беседа на тему «Пути попадания мусора в воду. Как меняется жизнь обитателей водоёмов с появлением мусора в воде?» «Как долго сохраняется мусор в воде?».

           Практика: Составление и заполнение таблицы «Плавает или   тонет»

        

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды и фотографии на тему «виды мусора, оставляемого туристами, автопутешественниками, рыболовами».

 Различный мусор (для проведения опытов)

 Мешки для мусора

 Тетради в клеточку (24 листа)

 

5.         Ветреный день

Ветер – составляющее природы.

         Теория: Беседа «Ветер – составляющее природы».

       Практика: Просмотр фильма «Конкурс   сказок «Ветерок»

Ветер и мусор

          Теория: Беседа «Ветер – переносчик мусора и его производитель»

        Практика: Оцениваем силу ветра, изучая разбрасывание мусора ветром; игра «Ветерок»

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

 

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Вентилятор

 Компас

 Различный мусор (для изготовления флюгера)

 Мешки для мусора

 

 

6.     Упаковка товаров и напитков.

Зачем нужна упаковка

          Теория: Беседа «Что такое упаковка? Для чего нужны упаковки,  Виды естественных упаковок».

          Практика: Конкурс рисунков «Свой вариант упаковки для разных товаров.»

Определяем объём

         Теория: Рассказ «Объём »

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка