Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа
Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.
Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы
Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т. д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчетный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.
Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т. д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.
В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно. По разным оценкам сегодня лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских объединений.
Важную роль в сохранении детского движения сыграли ряд документов тогдашнего Министерства образования России. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями.
Это было весьма важно, так как после распада единой детской организации общественные объединения лишились и материальной базы для своей работы и кадров, и возможности проведения своих мероприятий.
Спустя 8 лет на другом заседании коллегии Министерства «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» вновь был рассмотрен вопрос о развитии и поддержке детских объединений.. В числе мер, решаемых с системой образования в последние десятилетие были следующие:
Выделение в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый и др.);
создание надлежащих материально-технических условий для работы детского общественного объединения: (выделены помещения для работы во внеурочное время; предоставлена оргтехника, телефонная связь и т. п.);
создание условий для проведения занятий по интересам в рамках детского общественного объединения, а также мероприятий самого объединения (сборов, встреч актива и т. д.);
проведение совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
создание и развитие методической службы по оказанию помощи активу детских общественных объединений и педагогам, работающим с ними;
проведение совместных с детскими общественными объединениями фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных загородных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования детей.
Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на_Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек». Площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего — учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т. д. Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодежных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена. Новым импульсом развития детского движения в России стал принятие Правительством Российской Федерации в декабре 2006 года Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В этом документе, рассчитанном на реализацию проектов до 2015 года значительное место отводится деятельности детских объединений и всемерная их поддержка. В настоящее время Минобрнауки России готовятся предложения по финансовой и организационной поддержке этих объединений в новых условиях.
В настоящее время существует Ассоциация исследователей детского движения в России (президент — Людмила Швецова), проводящая регулярно научно-практические конференции по истории детского движения, теории и практики развития детских общественных объединений. В 2003 году прошла крупнейшая за последние годы научно-практичсекая конференция по детскому движению и взаимодействию с органами управления образованием и молодёжной политики в г. Челябинске. Негласной столицей исследователей детского движения в России является сегодня город Кострома, где на базе бывшего «Пионерфака» (КГПИ имени Н. А. Некрасова, ныне Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова) до сих пор проводятся мероприятия, посвященные развитию детского движения в России и истории детских организаций. Выходит методический журнал «Вожатый века», сборники программ детских общественных объединений, созданы ряд сайтов. Лучшие вожатые России участвуют во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям». Наиболее значимые научные и научно-методические работы приведены в разделе «Литература»
В Новосибирске, на базе кафедры пионерской и комсомольской работы пединститута был создан Институт молодёжной политики и социальной работы (ИМПиСР). ИМПиСР - единственное учебное заведение в России готовящее дипломированных специалистов по работе с молодёжью. Институт возглавляет к.п.н., доцент Валентина Степановна Пель.
Одной из важнейших целей создания таковых объединений является воспитание подрастающего поколения.
Детское общественное объединение (ДОО) - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. ДОО можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума.
На современном этапе детские объединения представлены множеством форм с разнообразным содержанием деятельности. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привел к стихийному росту различных по своей направленности ДОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку. В последнее время резко возросло число неформальных (нередко нелегальных) детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
Новый этап организованного детского движения только набирает силы. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Детское общественное объединение имеет большие воспитательные возможности:
1) форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации, - важнейшее условие целостного развития личности;
2) разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора), в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией (пусть в стадии зарождения); может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в "республики", "министров", "президентов");
3) эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально- нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;
4) мир игры, фантазии, свободы творчества; "мир настоящего детства" - самого ценного в жизни растущего человека.
Детские объединения возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям и т.д.
Большую роль в создании ДОО играют конкретные программы, конкурсы, фестивали (федерального, регионального, местного значения), предлагаемые детям. Базой их деятельности могут быть школы, внешкольные учреждения, предприятия, воинские части, редакции газет, журналов, студии телевидения, клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря, взрослые общественные структуры.
Как реальность воспитательного пространства ДОО поддержаны нормативно- правовыми государственными законами "Об общественных объединениях" (1990), "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1996), "Об образовании" (1998), а также региональными правовыми актами. Первый закон определяет главную цель - "развитие активности и самодеятельности граждан", а принципами создания и деятельности провозглашает добровольность, равноправие членов, самоуправление, гласность. Закон определяет отношение государства к детским общественным и молодежным объединениям: признание их юридической самостоятельности, установление договорных отношений как "партнеров", материальную и финансовую поддержку, льготною налоговую политику.
Создание в 90-х гг. в нашей стране правовой базы детского движения свидетельствует об отказе от жесткого диктата государственных структур, о признании его особой роли в воспитательном пространстве. Анализ современного опыта позволяет выявить позитивные тенденции в детском движении:
* отход от единых программ; вариативный подход с учетом особенностей конкретной организации, объединения, местных условий; реальная возможность выбора программ, предлагаемых "сверху", и собственных ("снизу");
* ориентация на гармоничное сочетание общественных и личных интересов участников; необходимость взаимодействия детского коллектива и личности;
* активизация процесса создания самоорганизующихся самодеятельных (первичных) детских объединений по месту жительства (как педагогически организованной среды жизнедеятельности детей);
* тенденции роста на базе детского движения "ассоциативных", более демократичных, не структурированных жестко форм, разнообразных по своей основной направленности, по содержанию деятельности (социально, профессионально, личностно ориентированных, многопрофильных и однопрофильных);
* возрождение метода игры как средства создания детских самодеятельных объединений.
Главная особенность - создание детских объединений не по указке "сверху", "по единому принципу", а их возникновение "снизу" - добровольно, демократично, инициативным путем с помощью детей и взрослых, с учетом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Отсюда многообразие форм, их "принадлежность" к ребенку, среде его жизнедеятельности. А значит, и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны (клубы, отряды, патрули, школы, палаты, бизнес-центры, "биржи", пресс-центры, ассоциации и т.д.). Доминируют две функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве.
Наиболее полно эти функции представлены в концепции и программах социализации личности ребенка, предлагаемых Советом пионерских организаций и Федерацией детских объединений (СПО-ФДО). Их исходные положения - раскрытие потенциала личности; создание условий для социального творчества; многообразие форм, дающих возможность ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить свои интересы и способности /
С детства формируется у ребенка и позиция члена семьи. Этому уделено особое внимание в программе "Древо жизни" (взаимодействие детской организации и семьи), "Аленка" (для девочек), "Рост" (для детей младшего школьного возраста). Выбирая виды занятий, ребенок получает возможность творческого труда, осваивает начала важной социальной роли - труженика-профессионала. Создатели федеральных программ стремятся органично соединить гражданское воспитания ребенка с профориентацией, его начальной профессиональной подготовкой. Эта идея пронизывает новые программы "Хочу делать свое дело", "Золотая игла", программу межрегиональной общественной организации "Детский бизнес-клуб" и др. Все это способствует включению школьника в новые производственные отношения, вызванные рыночной экономикой.
Много внимания уделяется формированию у ребенка позиции члена мирового сообщества, осознанию необходимости взаимопонимания, терпимости, общей заботы о планете Земля, выживанию человечества.
В содержании деятельности ДОО нередко сохраняются традиции общественно и социально значимой коллективной деятельности пионерской организации - трудовые дела, "тимуровские" заботы, юнкоровская, юнармейская, природоохранительная деятельность, движение красных следопытов-краеведов, туристско-оздоровительные занятия, помощь школе и т.д. Возрождение скаутского движения обогатило содержание работы детских объединений традициями, связанными с физическим и духовным развитием ребенка - индивидуализацией, осуществляемой в работе отряда-патруля, проведением летних спортивно-туристских палаточных лагерей, "робинзонад", освоением православной духовной культуры.
Заметное влияние на деятельность ДОО оказывают местные факторы (национальные, культурные, природные, исторические, демографические, экономические). Они обогащают воспитательный потенциал детских объединений, приближая их к конкретному ребенку, к его "малой" родине. Предмет особого внимания - положение ребенка в обществе, обеспечение его прав, гарантий нормальной жизни (а не только выживания), привлечение внимания взрослого общества к проблемам детства. Так, программа "Детский орден милосердия" имеет цель помочь социально не защищенным детям - воспитанникам детских домов, приютов, интернатов, проявить заботу о детях- инвалидах.
Сохранились и детские объединения, рожденные еще в 60-е гг.: отряды юных друзей милиции, юных инспекторов движения, юных друзей армии, флота, юных пограничников (на базе воинских частей, военно-патриотических клубов). Деятельность этих "малых" детских объединений имеет конкретную направленность, профессиональную ориентацию, отвечающую потребностям подростков, особенно мальчиков; участвуют в ней и профессионалы-взрослые. В центре внимания детских объединений остается и юнкоровская работа. В современном информационном мире она представляет детям возможность сказать свое веское слово, чтобы напомнить взрослым и сверстникам о собственных проблемах, о том, как найти свое место в "мире взрослых". Перспективным направлением в деятельности ДОО является изучение и возрождение национальной культуры, традиций своего народа, формирование национального самосознания,
приобщение детей к общероссийской и мировой культуре.
Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям. С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения: 1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); 2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации); 3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей ("Бизнес-клубы", "Школы предпринимателей", "Лиги юных журналистов" и т.д.); 4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.); 5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов); 6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).
По идеологическому признаку существующие ДОО можно разделить на светские и религиозные, общечеловеческой и узконациональной ориентации. Так, "Союз православных скаутов" - это религиозная структура, действующая под руководством православной церкви. Определенная группа пионерских объединений ориентирована на социалистические идеалы, принципы. Представлены и национальные детские объединения.
Решающую роль в ДОО играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.
Детские объединения очень многообразны по своим функциям и формам организации. Значительное место среди них занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности. Некоторые ДОО перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. "Золотая середина" представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные "оазисы" детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы.
По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются: а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры; б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как "детские"), или взрослых неполитических движений (например, экологического).
Детские общественные объединения различаются и по характеру взаимосвязи с государственными и общественными структурами. ДОО сегодня стали органичной частью воспитательных систем многих школ и учреждений дополнительного образования. Чаще всего формами их работы в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, комитеты), клубы по различным направлениям
1.4 Характеристика форм организации воспитания детей в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания
Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности -духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.
Форма осуществления социального воспитания - наиболее обобщенное целостное отображение специфики функционирования воспитательной организации, в соответствии с определенными социокультурными аналогами. Использование понятия «форма», призвано обозначить особенное единство и специфическое сочетание характеристик социального воспитания в рамках определенной воспитательной организации - ценностно-смысловой, содержательный и организационный планы жизнедеятельности.[10]
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
В истории педагогики выделяются различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.
Есть лишь один эффективный путь - это классификация .
Подласый И.П. из всего многообразия форм выделяет несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка