Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

8.2       Мусор, как ловушка для птиц

            Теория: Беседа на тему «Человек – великий загрязнитель»

           Практика: Изготовление плаката, предупреждающего об опасном мусоре, составление рассказа с инсценировкой на тему

             «Какой мусор и чем может быть опасен?»

8.3       Мусор и болезни

              Теория: Беседа на тему «Чем опасен мусор, выбрасываемый на свалки, для здоровья человека, какие животные переносят заболевания»

           Практика: Показ слайдов, фотографии, рисунков о свалках и животных – переносчиках заболеваний, сочинение на тему «От чего берутся болезни»

8.4                  Виды болезней и способы борьбы

           Теория: Беседа на тему «Виды болезней и способы борьбы; почему нужно бороться с мухами, крысами и мышами в городе? Правила выгула собак.»

              Практика: Подведение итогов, подготовка и проведение инсценировки рассказа о болезнях и способах борьбы.

 

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Мешки для мусора

 Слайды, фотографии, рисунки о свалках и животных – переносчиках заболеваний

 Пластилин, ткань, природный материал (для изготовления выставки «Камера ужасов»)

9.     Вода

Вода в природе

       Теория: Рассказ «Сколько воды в природе и как она распределена; Четыре океана; вред от избытка воды и от его недостатка»

       Практика: Просмотр и изучение глобуса; просмотр слайдов и фотографий рек, озёр, морей, ледников, облаков. Заполнение таблицы о природных явлениях, связанных с избытком или недостатком влаги.

9.2   Вода и жизнь

       Теория: Беседа, «Какую роль играет вода для жизни; что общего и в чём различия у животных, обитающих в воде с животными обитающих на суше?»

       Практика: Проведение опыта «Нужна ли вода, для проращивания семян», показ фильма «Водяная флора и фауна», конкурс рисунков «Животные обитающее в воде»

9.3   Экономим воду

       Теория: Рассказ «Как вода попадает в водопроводный кран, предварительная обработка воды на водоочистительных станциях », беседа «Для каких целей человек использует воду, сколько воды требуется нам в быту и в хозяйственной деятельности?»

       Практика: Составление таблицы «Сколько воды мне надо? сколько воды было использовано?», практическое занятие «когда течёт кран» (имитация ситуации)

9.4  Грязная и чистая вода

       Теория: Рассказ «Что называется водой из природных источников и питьевой водой?», «Какая вода пригодна, а какая не пригодна для питья», «Состав воды».

            Практика: Проведение опытов: «Определение мутности воды. Очистка мутной воды», заполнение таблиц по проведённым опытам.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды и фотографий рек, озёр, морей, ледников, облаков.

 Глобус

 Семена любых растений семейства крестоцветных (капуста, редис и т.д.)

 

 

 

10.   Подготовка к проведению Эколого-краеведческих игр-экспедиции: «Айболята» и «Светлячки»

   10.1      Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

                Теория: Правила проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

             Практика: Подготовка проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

   10.2     Выход на природу для подведения итогов экспедиции

              Теория: Беседа «Техника безопасности и правила поведения  в   лесу»

               Практика: Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Айболята».

   10.3     Подготовка к проведению Эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

               Теория: Правила проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

               Практика: Подготовка проведения эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

   10.4    Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

                Теория: Беседа «Техника безопасности и правила поведения  в лесу»

              Практика: Проведение эколого-краеведческие игры-экспедиции: «Светлячки».

10.5       Выход на природу для подведения итогов экспедиции

          Теория: Беседа «Техника безопасности и правила поведения  в   лесу»

        Практика: Подведение итогов, награждение победителей,

       проведение подвижных игр.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Мешки для мусора

 Театральные костюмы

 Туристическое оборудование

 

11.   «Живые … какие мы?»

    11.1     Растения и животные

                Теория: Беседа « Растения и животные, способы их охраны. Сделаем всё, что в наших силах»

               Практика: Изготовление плаката «Сделаем всё, что в наших силах», массовая акция по охране животных (выход на улицы города с природоохранными листовками)

    11.2      Человек

              Теория: Рассказ «История происхождения, несколько гипотез  происхождения человека», «Человек и окружающая среда»

                 Практика: Просмотр фильма «Происхождение человека», конкурс рисунков «Человек и окружающая среда»

   11.3      Ценность природы

                Теория:  Беседа на тему «Ценность природы»

               Практика:  составление таблицы ценности природы.

   11.4    Правила взаимодействия в природе

                  Теория: Беседа на тему «Правила взаимодействия в природе»

              Практика: Составление схемы «Взаимодействие живых организмов в природе», конкурс сочинений «Кто от кого зависит?»

   11.5     Отношение к природе

               Теория: Беседа на тему «Как мы относимся к окружающей среде»

               Практика: Сочинение «Моё отношение к природе», изготовление природоохранных плакатов «Мы любим  природу и бережём »

11.6    Какие животные приспосабливаются к среде?

                 Теория: Беседа, «Какие животные приспосабливаются к среде?»

              Практика: Составление таблицы «Условия приспосабливания животных к различным средам обитания».

11.7       Мы нужны друг другу на земле

          Теория: Беседа «Мы нужны друг другу на земле».

          Практика: Конкурс рисунков «Мы нужны друг другу на земле»,  защита проектов на тему «Мы нужны друг другу на земле».

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

     Экскурсия

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

 Слайды, фотографии на тему «Прекрасный мир природы»

 Фильм «Происхождение человека»

 Ватманы (формата А2)

 

 

 

12.         «Мы – друзья природы»

Представь себя совсем иным

                  Теория: Беседа, «Каким бы я хотел  быть?»

                   Практика: Сочинение на тему, «Каким бы я хотел  быть?»,  игра «Поменяемся местами»

Напоминающее знаки.

              Теория: Беседа «Какие напоминающее знаки мы знаем?»

             Практика: Изготовление  напоминающих знаков, сочинение на тему «Нужны ли нам напоминающие знаки».

Как вести себя в природе?

                 Теория: Беседа «Как вести себя в природе?»

Практика: Изготовление брошюры «Правила поведения нахождения за городом.»

Природа и человек.

              Теория: Беседа «Природа и человек, тип взаимодействия»

                  Практика: Просмотр фильма «Природа и человек, друг или враг?»

Город, в котором хотел бы я жить.

              Теория: Беседа «Город, в котором хотел бы я жить.»

              Практика: Конкурс сочинений и рисунков на тему «Город моей мечты!»

Важность растений ни с чем не сравнима.

          Теория:  Беседа «Для чего нужны растения?»    

         Практика: Просмотр фильма «Великая миссия растений»,

        Конкурс рисунков  «Моё любимое растение»

12.7     Народные изречения

       Теория: Беседа, «Какие народные изречения мы знаем?»   

Практика: Составление рассказов с помощью народных изречений, инсценировка.

12.8         Хочу узнать о себе.

           Теория: Беседа «Что я знаю про себя?»

          Практика: Проведение теста «Узнай больше о себе.», подведение итогов по всей теме, награждение лучших работ.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

     Индивидуальная работа

       Формы контроля:

     Зачёт

     Опрос

     Домашнее задание

 

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 DVD

     Фильмы:«Природа и человек, друг или враг?»,«Великая миссия растений».

 

 

13.               Итоговое занятие

          Теория: Беседа «Чему мы научились, что узнали нового?»

         Практика: Подведение итогов, защита экологических проектов, награждение лучших робот.

 

Для закрепления темы используются данные виды деятельности:

     Групповая работа

       Формы контроля:

     Защита экологических проектов

 

Не обходимое оборудование:

 Кабинет

 Столы

 стулья

 Карандаши простые и цветные

 Фотоаппарат

 Различные сувениры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Методическое обеспечение.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, а так же условия программы. Занятия необходимо проводить, применяя различные методы и приёмы обучения. Занятия по данной программе состоят из практических и теоретических частей, причём большое количество времени занимают практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей.

Обеспечение программы методическими видами продукции.

Разработка игр, бесед, конкурсов, походов, исследовательской деятельности.

 

 

     Техническое оснащение кабинета:

     Кабинет

     Ватман

     Глобус

     Весы (товарные и бытовые)

     DVD

     Телевизор

     Компьютер

     Методический материал

     Канцтовары

 

 

     Требования к уровню подготовленности учащегося

   

 

 

       Учащийся первого года обучения должен знать:

1.     Что такое мусор и как долго он сохраняется в окружающей среде.

2.     Виды и состав упаковок различных товаров и напитков.

3.     Вода, её состав и свойства.

4.     Взаимодействие человека с окружающей средой.

 

        Учащийся первого года обучения должен уметь:

1.     Проводить опыты

2.     Делать флюгер и «Клепсидру»

3.     Составлять различные таблицы

4.     Изготовлять природоохранные плакаты

5.     изготовлять макеты животных из различных материалов (ткани, пластилина, природного материала)

 

 

 

 

         Учащийся второго года обучения должен знать:

1.     Историю родников города.

2.     Что такое мусор и как долго он сохраняется в окружающей среде.

3.     Виды и состав упаковок различных товаров и напитков.

4.     Вода, её состав и свойства.

5.     Взаимодействие человека с окружающей средой.

 

 

 

        Учащийся второго года обучения должен уметь:

1.     Проводить операции по отчистке и реконструкции родников города , горы «Острая», городского пляжа.

2.     Проводить опыты

3.     Делать флюгер и «Клепсидру»

4.     Составлять различные таблицы

5.     Изготовлять природоохранные плакаты

6.     Изготовлять макеты животных из различных материалов (ткани, пластилина, природного материала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

       1.   Закон РФ «Об образовании».

2.   Инструкции по технике безопасности.

       3.   Конвенция ООН о  правах ребенка.

       4.   Перспективный план работы ЦДТ.

       5.   Типовое положение об учреждении дополнительного

     образования.

       6.   Методическое пособие для учителей по курсу «НАША           ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» для 1-го класса среднего школы; УралЭкоЦентр, Екатеринбург 1998

7.     Белавина И.Г., Найденская Н.Г. «Планета – наш дом» М., 1995

8.     Г.В. Буковская «Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников» М.,  2002

9.     Г.В. Буковская «первые шаги в экологию» Тамбов, 1995

10.             Вересов Н.А. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1993, № 10.

Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Под редакцией Б.Т. Лихачёва, Н.С. Дежниковой. М., 1997

Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка