Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:30, дипломная работа

Описание работы

Идейными ориентирами в оформлении граней социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей стали: хрестоматийная формула «общество» -- «культура» -- «человек» (П.А. Сорокин), субъект-субъектный подход в понимании социализации, идеология рассмотрения социального воспитания как диалога общества и человека (А.В. Мудрик) и посредническое предназначение воспитательных организаций в социальном воспитании, педагогическая концепция договора (Л.Буйлова).
Цель исследования: охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и представить программу обследования социального воспитания в данных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть.
Глава I. Теоретические основы воспитания подростков в детских объединениях учреждений дополнительного образования
1.1 Особенности учреждений дополнительного образования как фактора воспитания детей.
1.2 Сущность, понятие и принципы деятельности детского объединения
1.3 Воспитание в ДОО
1.4 Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
1.5 Специфика социализации в дополнительном образовании.
Глава 2 Психолого-педагогические аспекты экологического образования детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
2.1 Своеобразие возраста младшего школьника.
2.2 История накопления экологических знаний.
2.3 Экологические игры в младшем школьном возрасте.
Практическая часть.
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

11.             Остапец-Свешников А.А. «Универсальное средство экологического воспитания.» М., 1995

12.             Ясвин С.Д., Дерябо В.А «Экологическая педагогика и психология.» Ростов-на-Дону, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Сведения о разработчике

 

Автор- Говядина Любовь Николаевна – педагог

                                                                дополнительного образования

 

Общий стаж работы -  2 года, по месту работы – 1 год .

 

Основное место работы – Центр Детского Творчества

Образование – студентка 3-го курса Уральского Государственного   Технического Университета – УПИ

Домашний адрес – г. Кировград , ул. Чапаева д. 22

Телефон – 8-908-927-795-7  

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

Аннотация.

 

Программа составительская, рассчитана на 2 года обучения.

Аналогом для данной программы послужила программа «Наша окружающая среда», и программа экологического развития детей «МЫ», из которых взяты темы : Мусор и хлам, как часть окружающей среды; Вторая жизнь хлама; Как долго сохраняется мусор в окружающей среде; Ветреный день; Упаковка товаров и напитков; Опасный мусор; Вода; Живые … какие мы; Мы друзья природы.

Преимуществом данной программы является добавление и раскрытие тем: Родники и Чистый город; и направленность на практическую деятельность в акции «Родники» и «Дни наблюдения за птицами»

 

Основные разделы программы:

      Родники

      Мусор и хлам, как часть окружающей среды.

      Вторая жизнь хлама

      Как долго сохраняется мусор в окружающей среде.

      Ветреный день

      Упаковка товаров и напитков

      Опасный мусор

      Вода

      Эколого-краеведческие игры-экспедиции «Айболята» и «Светлячки»

      «Живые … какие мы?»

      «Мы друзья природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

                 

              

 

 

 

 

 

                                    Заключение

Организация социального опыта в детских общественных организациях протекает в определенных формах организации взаимодействия. Анализ различных современных подходов позволяет определить форму организации воспитательного взаимодействия как ограниченную по месту и времени структуру (конструкцию) взаимодействия детей и взрослых, позволяющую решить определенные задачи социального воспитания.

В современных условиях учреждения дополнительного образования играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Форма осуществления социального воспитания - наиболее обобщенное целостное отображение специфики функционирования воспитательной организации, в соответствии с определенными социокультурными аналогами. Использование понятия «форма», призвано обозначить особенное единство и специфическое сочетание характеристик социального воспитания в рамках определенной воспитательной организации - ценностно-смысловой, содержательный и организационный планы жизнедеятельности.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Но далеко не все они подходят для учреждений дополнительного образования.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности -- интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Так, стремление сохранить старые формы при новом содержании неизбежно затормозит развитие, так же как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня.

Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество -- возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания -- серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимости педагогических услуг. Последняя причина -- решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список литературы

 

1. Буйлова Л.,Клёнова Н. методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей// Народное образование.-2004.-№2.-С97-103.

2. Владимирова Л. В учреждениях дополнительного образования// Воспитание школьников.-1993.-№3.-С12-13.

3. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. -- М., Владос, 2005, 204 с.

4. Егорова А. Учреждения дополнительного образования и жизненное самоопределение школьников// Воспитание школьников.-2008.-№10.-С43-46.

5. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание школьников.-2009.-№6.-С33-36.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».

7. Кленова Н.,Буйлова Л., Дополнительное образование и его роль и место в решении задач профилизации школы// Директор школы.-2004.-№8.-С71-76.

8. Кленова Н., Буйлова Л., Шибеко Н. Как разработать программу развития учреждения дополнительного образования детей.// Народное образование.-2001.-№5.-С69-175.

9. Куприянов Б.В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. -- 2005. -- № 12. -- С. 25--26.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/Образование и наука.-2006.-№2.-С48-55.

11. Куприянов Б. В. Человек - деятельность - общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт).-- 2006. -- № 4. -- С. 13--15.

12. Липский И.А. Социальная педагогика.-М.: Сфера,2004.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сласте-нина. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - С. 126.

 

Список литературы

1.Закон РФ «Об образовании».─ 8-е изд.─ М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – 64с (Актуальный закон)

2.   Закон РФ «Об охране окружающей среды». (от 19 декабря 1991г.) Сборник нормативных актов по экологическому праву Российской Федерации. В двух томах. Т.2 / Б.В. Ерофеев, ─ М: Институт международного права и экономики, 1995. – 375 с

3.   Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.(от 17.01.2006г., № 15 – ПП г. Екатеринбург), Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, 2006г.

4. Дополнительное образование 5 (67)` 2005., Гороскии В.А., ООО «Витязь-М».,2005

5.  Дополнительное образование 6 (68)` 2005., Гороскии В.А., ООО «Витязь-М».,2005

6.  Дополнительное образование 8 (46)` 2003., Гороскии В.А., ЗАО «Витязь».,2003

7.  Дополнительное образование 9 (71)` 2005., Гороскии В.А., ООО «Витязь-М».,2005

8.  Дополнительное образование и воспитание 4 (78)` 2006., Юнак В.В.., ООО «Витязь-М».,2006

9.   Методическое пособие для учителей по курсу «НАША           ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» для 1-го класса среднего школы; УралЭкоЦентр, Екатеринбург 1998

10. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. «Планета – наш дом» М., 1995

11. Г.В. Буковская «Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников» М.,  2002

12. Г.В. Буковская «первые шаги в экологию» Тамбов, 1995

13. Вересов Н.А. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1993, № 10.

Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Под редакцией Б.Т. Лихачёва, Н.С. Дежниковой. М., 1997

14. Остапец-Свешников А.А. «Универсальное средство экологического воспитания.» М., 1995

15. Ясвин С.Д., Дерябо В.А «Экологическая педагогика и психология.» Ростов-на-Дону, 1996.

 

 



Информация о работе Воспитательный потенциал детского объединения на примере экологического кружка