Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы
Оглавление
Введение
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия
«Агрессия».
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии.
1.5 Диагностические критерии
агрессивности.
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие
становлению детской
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая
коррекция агрессивного
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной
работы.
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия.
2.5 Групповая работа с
детьми и подростками.
2.6 Методы, техники,
приемы коррекционной работы.
3. Эмпирическое
исследование агрессивного
3.1 Гипотеза и методы
исследования.
3.2 Диагностика исходного
уровня и анализ
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика
программы психологической
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Психологическое состояние современного общества характеризуется тем, что такие понятия, как альтруизм, нравственность, становятся атрибутами человека, отвергнутого «умеющим жить» большинством. Принципами же «умного» человека выступают высказывания типа «Работа – это все то, за что платят деньги». На этом фоне обычный обыватель, оказавшись в ситуации выживания либо других проблемных условиях (например, действие феномена «уровня адаптации») и не имея жесткой нравственной ориентации, начинает воспроизводить «экспроприирующее» поведение. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема социального воспроизводства агрессии. Следует отметить, что на сегодняшний день ни одна из психологических теорий и школ (материалистического направления) не решает вопроса духовно-нравственного воспитания личности. Социоонтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности (Беличева С., Реан А. и др.). Как отмечает А. А. Реан, изучение агрессивного поведения показывает, в частности, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерны особые взаимоотношения. Взаимодействия внутри семьи развиваются по принципу «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные формы взаимоотношений. Установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает его агрессивность в отношениях со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Однако отсутствие насилия внутри референтной группы (например, семьи) еще не гарантирует развития неагрессивной личности. Отсутствие духовных ценностей, атмосфера нравственной дезориентации, сопровождающая семью, воспроизводится ребенком. Родители сами, совершая безнравственные поступки, поощряют безнравственность своих детей. Этот усвоенный в семье моральный потенциал при удобном стечении обстоятельств, трансформируется в агрессивное поведение.
Для начала
нужно определить понятия «