Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

      В транзактном анализе Э. Берна, а также у М. И Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные мектоды воздействия на ребёнка связаны с родительским предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998)

      В ходе  работы с психологом агрессивные  дети часто признаются, что чувствуют  себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их  не любят и часто унижают.

      Создаётся впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за своё психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.

      Агрессия  – это способ выражения своего  гнева, протеста. А, как известно, гнев  – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, уничтожение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1998).

      Агрессивное  поведение детей – это своеобразный  сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.

      Семьи агрессивных  детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей  агрессивных детей проводился  на основе  исследования влияния  воспитания и семейных отношений  на агрессивное поведения детей, сделанного А. Бандурой (А. Бандура, 1998).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. 2. Особенности  семей агрессивных детей

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родителями испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересны друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют  модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении  своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных  детей не требовательны к своим  детям, часть равнодушны по отношению  к их социальной успешности. Дети  не имеют чётких обязанностей  по дому.

4. У родителей агрессивных  детей модели воспитания и  собственного поведения часто  противоречат друг другу, и к  ребёнку предъявляются взаимоисключающие  требования. Как правило, очень жёсткий  отец и попустительская мать. В результате у ребёнка формируется  модель вызывающего, оппозиционного  поведения, которая переносится  на окружающий мир.

5. Основные воспитательные  средства, к которым всегда прибегают  родители агрессивных детей, - это:

  • физические наказания;
  • угрозы;
  • лишение привилегий;
  • введение ограничений и отсутствие поощрений;
  • частые изоляции детей;
  • сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

     Причём сами  родители никогда не испытывают  чувства вины при использовании  того или иного метода наказания.

6. Родители агрессивных  детей не пытаются разобраться  в причинах деструктивного поведения  своих детей, оставаясь равнодушными  к их эмоциональному миру.

Выводы:

Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к

определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессивного

поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на

определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может

дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный аспект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

В нашей работе мы придерживаемся комплексного  подхода к определению

агрессии. Агрессия- это любая форма поведения, которая имеет цель нанесения

вреда другому живому существу. Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.

Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация.  Главная  личностная черта - личностная

нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной

возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я  концепции».

Причинами агрессивности выступают личностные особенности подростка-

темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания, окружение подростка.

Для результативной работы с агрессивными детьми необходимо планомерно строить коррекционную работу, определив основные направления.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения.

2.1. Направления  коррекционной работы с агрессивными  детьми

      Психологическая  коррекция – метод комплексного  психологического воздействия на  ребёнка (подростка) для изменения  его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития  таких психических функций, как  память, внимание, мышление.

      Эффект  коррекционной работы обычно  определяют следующие факторы:

1. Установка пациента  и семьи на помощь специалиста.

2. Клинические особенности  заболевания.

3. Характерологические особенности  ребёнка.

4. Возможность эмоционального  отражения агрессивных реакций.

5. Возможность перестройки  неадаптивного поведения и обретения  навыков      адаптивного  общения.

     Психологическая  коррекция агрессивных форм поведения  проводится различными методами  по следующим направлениям:

  1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
  2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребёнка/подростка и его ближайшим окружением).
  3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
  4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).
  5. Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
  6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

      Практически  коррекция агрессивных детей  проводится в форме индивидуальной  или групповой работы, нередко  в виде семейной  терапии.

Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание примеров рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

      При проведении  коррекции часто возникают сложности, главные из которых таковы:

      А. Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию даже специалистов, тем более что общество уже и так признаёт их хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.

       Б. Агрессивное поведение детей и подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию в основном вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.

       В. Специалисты, работающие с несоциализированными агрессивными детьми, часто склонны применять методы, используемые в работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, естественно, не даёт результата: работа с невротиками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление.

       Г. Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жёсткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.

      Кроме того, коррекционную работу затрудняет  и то, что в большинстве лечебных, учебных и исправительных учреждений  выдвигается множество ограничений и требований. Конечно, в переполненных учреждениях установление жёстких правил и норм невольно необходимо, но их соблюдение укрепляет главным образом внешний контроль, а внутренний только ослабляет. Дети усваивают, что они должны делать только то, что им говорят, да и то формально, зато могут уклониться от всякой ответственности за своё поведение. Поэтому ограничения должны быть разумно уменьшены, особенно  в амбулаторных условиях. Но уже оставшиеся ограничения следует соблюдать чётко и последовательно, ибо дети и в прошлом часто страдали  от непоследовательного поведения взрослых и имеют к нему негативное отношение.

      Для того  чтобы результат работы с агрессивным  ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не  эпизодический, а системный, комплексный  характер, предусматривающий проработку  каждой характерологической особенности  данного ребёнка. В противном  случае эффект от коррекционной  работы будет нестойким.

      Опираясь  на практический опыт работы  с агрессивными детьми и анализируя  характерологические особенности  этих детей, а также их семей, автором было выделено 6 ключевых  блоков – 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо  строить коррекционную работу (см. схему 1). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности данного ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность.

      Отдельным, седьмым блоком выделяется работа  с родителями и педагогами, направленная  на снятие провоцирующих факторов  агрессивного поведения у детей.

      Рассмотрим  подробнее основные направления  работы, которые представлены на  схеме 1, а также методы и техники  коррекционного воздействия (см. табл. 1).

       Последовательность  блоков, отражающих основные направления  работы с агрессивными детьми  и представленных в таблице 1, взята произвольно и не задаёт  именно такую логику и последовательность  коррекционной работы. Важно, чтобы  работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

      Хочется  ещё раз отметить, что работа  с агрессивными детьми должна  носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приёмов  и упражнений из разных направлений  коррекционной работы, а также  не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми  в рамках данных направлений  можно строить как в индивидуальном  порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Подростковые группы можно расширить до 10 человек.

      Количество  занятий с агрессивными детьми  должно быть не менее 1 – 2 раз  в неделю. Продолжительность занятий  с детьми старшего дошкольного  возраста – не более 40 минут, младшего  школьного возраста – не более 60 минут. Коррекционные занятия с  подростками могут проводиться  в течение 1- 1,5 часов.

 

 

          Таблица 1

Характерологические особенности ребёнка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1

2

3

1.Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2.Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

8) методика – «я грустный (радостный и т. д.), когда…»

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3.Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я – состояний»;

2) разработка системы поощрений  и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т. п.);

3) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающим способом;

4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приёмов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом

1) релаксационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание +  визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай до 10  прежде чем перейдёшь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль)

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре;

6) введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т. п.);

7) ведение ребёнком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) введение ребёнком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребёнка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил)

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка

2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмам регуляции психического равновесия;

3)обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; «Я – сообщений» вместо «Ты – сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий

Информация о работе Детская агрессивность и её причины