Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы
В транзактном анализе Э. Берна, а также у М. И Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные мектоды воздействия на ребёнка связаны с родительским предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998)
В ходе
работы с психологом
Создаётся впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за своё психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.
Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, уничтожение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1998).
Агрессивное
поведение детей – это
Семьи агрессивных
детей имеют свои особенности,
присущие только им. Анализ особенностей
агрессивных детей проводился
на основе исследования влияния
воспитания и семейных
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родителями испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересны друг друга.
2. Отцы часто сами демонстрируют
модели агрессивного поведения,
а также поощряют в поведении
своих детей агрессивные
3. Матери агрессивных
детей не требовательны к
4. У родителей агрессивных
детей модели воспитания и
собственного поведения часто
противоречат друг другу, и к
ребёнку предъявляются
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
Причём сами
родители никогда не
6. Родители агрессивных
детей не пытаются разобраться
в причинах деструктивного
Глава 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения.
Практически
коррекция агрессивных детей
проводится в форме
Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание примеров рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
При проведении
коррекции часто возникают
А. Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию даже специалистов, тем более что общество уже и так признаёт их хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.
Б. Агрессивное поведение детей и подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Особенно поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию в основном вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.
В. Специалисты, работающие с несоциализированными агрессивными детьми, часто склонны применять методы, используемые в работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, естественно, не даёт результата: работа с невротиками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление.
Г. Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики и терапевтические центры, хотя всем ясно, что жёсткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.
Кроме того,
коррекционную работу
Для того
чтобы результат работы с
Опираясь
на практический опыт работы
с агрессивными детьми и
Отдельным,
седьмым блоком выделяется
Рассмотрим
подробнее основные
Последовательность
блоков, отражающих основные
Хочется
ещё раз отметить, что работа
с агрессивными детьми должна
носить комплексный, системный характер;
сочетать в себе элементы
Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1 – 2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста – не более 40 минут, младшего школьного возраста – не более 60 минут. Коррекционные занятия с подростками могут проводиться в течение 1- 1,5 часов.
Таблица 1
Характерологические особенности ребёнка |
Направления коррекционной работы |
Методы и техники терапевтического воздействия |
1 |
2 |
3 |
1.Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих |
Снижение уровня личностной тревожности |
1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2) работа со страхами; 3) ролевые игры |
2.Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии |
1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений; 7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния; 8) методика – «я грустный (радостный и т. д.), когда…» 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы» |
3.Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих |
Развитие позитивной самооценки |
1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я – состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т. п.); 3) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков |
4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом |
1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающим способом; 4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев; 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приёмов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
5. Слабый контроль над своими эмоциями |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом |
1) релаксационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) ввод правила: «посчитай до 10 прежде чем перейдёшь к действию»; 4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль) |
6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения |
Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении |
1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудничество; 5) разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре; 6) введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т. п.); 7) ведение ребёнком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) введение ребёнком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребёнка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил) |
7. Работа с родителями и педагогами |
Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей |
1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка 2) обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмам регуляции психического равновесия; 3)обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; «Я – сообщений» вместо «Ты – сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребёнка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий |