Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

учащихся мало уроков. Каждое занятие может длиться от 40 минут до  1,5

часов в зависимости от эмоционального настроя участников, степени вовлечения в процесс, проработанности эмоциональных проблем, более конкретных задач каждого занятия. Занятия проходили один раз в неделю  по субботам с 12.45.

     Структура занятий:

    Все занятия  имеют одинаковую структуру, при  этом, возможно, менять местами или  опускать отдельные его компоненты, исходя из более конкретных  целей, задач каждого занятия.

В структуре занятия чередуются модули напряжения и расслабления; совместной и индивидуальной работы; их чередование создает дополнительные условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения, способствуют отдыху и расслаблению.

     Критерии эффективности:                        

     Критерием  эффективности работы является  развитие индивидуальных личностных  качеств подростка, раскрытие его  творческих ресурсов, гармонизация  внутреннего мира, адекватность  и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

     Тематический план:

Программа коррекции психологических особенностей личности агрессивных

подростков включает в себя 10 занятий.

     Занятие № 1

Время – 40 минут. Лекция – беседа с учащимися об агрессивном поведении. Цель:

дать представление учащимся об  агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении.

     Занятие № 2

Время – 40 минут. Лекция «От слов своих». Цель: дать представление

подросткам о том, как наша речь, слова влияют на нашу жизнь, здоровье.

     Занятие № 3

Время 1,5 часа. Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.

Введение. Вводиться понятие тренинга, правила, дается установка на совместную работу.

«Снежный ком». Цель: знакомство сплочение группы.

«Знакомство по парам».

Цель: опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны.

Беседа о дружбе. Вводится понятие ответственности за себя и других. Понятие об общении.

«Общение в паре». Цель: поэкспериментировать с вербальными и невербальными способами общения.

«Хлопки». Цель: отдых, разрядка.

Ритуал прощания.

    Занятие  № 4

Время 1,5 – 2 часа. Цель: представления об уверенном, неуверенном, агрессивном поведении

Подвижная игра «Путаница». Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу. «Слепец и поводырь». Цель: сплочение, установление контакта, опыт

ответственности и беспомощности, доверие к партнеру.

«Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».

Цель: отработка разного типа поведения, проигрывание ситуаций, умение отличать одно поведение от другого.

Подвижная игра «Мальчик/ девочка наоборот». Цель: произвольный контроль за своими действиями, снятие негативизма, разрядка.

Ритуал прощания.

Занятие № 5

Время 1,5 часа. Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева,

агрессивности, снятие тревожности, отражение  негативных эмоций.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Прорвись в круг». Цель: сплочение, установление контакта.

Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить. Игра «Выражение чувств».

Сказка «Змейка». Цель: отражение негативных эмоций, разрядка гнева,

агрессивности, снятие тревожности. Обучение релаксации, отработка отражения  негативных эмоций.

Подвижная игра «Поросята и котята».

Ритуал прощания.

Занятие № 6

Время 1,5 – 2 часа. Цель: исследования себя, осознание своих эмоций,

актуализация «Я - состояний», «Я - мотиваций», процессов мотивации и волевой регуляции.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Дракон и его хвост».

Осознание своего Я, своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация». Рисование чувств, эмоций, своего эмоционального состояния. Обсуждение рисунков.

Игра «Зоопарк». Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии.

Ритуал прощания.

     Занятие № 7

Время 1,5 часа. Цель: осознание своих прав и прав других людей. Просьба.

Умение высказать, принять отказ или согласие о ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Переманивание».

Беседа о правах людей. Упражнение «Мои права», принятие декларации о правах подростка.

Обсуждение понятия «просьба», отношение к просьбе. Упражнение «Пирог с

начинкой». Индивидуальное рисование, обсуждение рисунков.

«Скульптура». Цель: овладение своим телом, развитие фантазии, отработка

уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Ритуал прощания.

     Занятие № 8

Время 2 часа. Цель: как справиться с раздражением, плохим настроением, снятие тревожности.

Ритуал приветствия.

«Мое тайное место». Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности.

Осознание форм поведения, как справиться с плохим настроением, упражнение «Аукцион».

Упражнение «Моя энергия». Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Упражнение «Хоровод». Ритуал прощания.

     Занятие № 9

Время  1,5 – 2 часа. Цель: изучение мотивов собственного агрессивного

поведения, выражение негативных эмоций, снятие тревожности. Восстановление позитивного эмоционального состояния.

Ритуал приветствия.

Игра «Приветствие».

Упражнение «На выставке». Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности.

Изучение  мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств. Упражнение «Разговор».

«Мое безопасное место». Цель: восстановление позитивного эмоционального настроя.

Ритуал прощания.

     Занятие № 10

Время 2 часа. Цель:  осознание своего собственного Я. Прояснение внутренней позиции. Подведение итогов.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Жмурки». Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Упражнение «Вопросы на бумажках».

Упражнение «Моя Вселенная». Цель осознание, что меня радует в жизни. Обсуждение.

Игра «Я никогда не». Цель: разрядка, отдых.

Обучение релаксации. Медитация «Дивная роза». Цель: расслабление, прощение себя и других.

Упражнение «Ладошка».  Цель: возможность выражения позитивных эмоций, позитивная обратная связь.

Упражнение «Хоровод». Подведение итогов занятий.

Ритуал прощания.

    

 

3.4. Диагностика уровня сформированности особенностей личности агрессивных подростков.

 

После проведения коррекционной работы по изменению уровня  психологических особенностей агрессивных подростков. Было  проведено контрольное обследование экспериментальной группы с использованием тестов Баса – Дарки и

Результаты диагностики по тесту  FPI зафиксированы в таблице № 5

                                                                                                               Таблица № 5

Психологические особенности подростков

 

Показатели

Ф. И.

Н

СА

Д

Р

ОБЩ

УР

РА

З

ОТК

ЭИ

ЭЛ

МФ

1.

Вика А.

6

5

6

7

8

6

7

5

6

9

6

9

2.

Надя Е.

6

7

5

6

8

6

7

5

8

9

6

8

3.

Лена С.

7

7

7

8

7

6

7

5

6

6

7

8

4.

Влад О.

7

7

8

7

7

6

7

6

9

8

6

9

5.

Сергей Р.

7

5

6

7

7

8

7

7

8

6

6

8

6.

Эльвира

6

6

7

6

8

6

6

7

7

7

7

7

7.

Никита А

6

5

6

8

7

6

6

6

8

6

7

8

8.

Артем Н

7

6

5

7

7

7

7

5

6

6

6

7


 

    

Данные о психологических особенностях испытуемых были зафиксированы в отдельной таблице № 6

                                                                                                             Таблица № 6

    

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

1.

Невротичность

60%

40%

-

2.

Спонтанная агрессивность

60%

40%

-

3.

Депрессивность

40%

60%

-

4.

Раздражительность

70%

30%

-

5.

Общительность

70%

30%

-

6.

Уравновешенность

40%

60%

-

7.

Реактивная агрессивность

80%

20%

-

8.

Застенчивость

30%

70%

-

9.

Открытость

65%

35%

-

10.

Экстраверсия-Интроверсия

70%

30%

-

11.

Эмоциональная лабильность

45%

55%

-

12.

Маскулинизм-Феминизм

90%

10%

-


 

 

    Проводя анализ результатов на  констатирующем и контрольном этапах по тесту FPI мы получили, следующие результаты.

Шкала Невротичность  - высокий показатель снизился на 20%, средний показатель вырос на 20%.

Шкала Спонтанная агрессивность – высокий показатель снизился на 5%, средний вырос на 5%. 

Шкала Депрессивность – высокий показатель снизился на 40%, средний повысился на 40%.  

Шкала Раздражительность - высокий показатель снизился на 30%, средний уровень вырос на 30%.

Шкала Общительность -  высокий уровень вырос на 50%. 

Шкала Уравновешенность – высокий уровень вырос на 20%.

Шкала Реактивная агрессивность – высокий уровень снизился на 10%, средний уровень вырос на 10%.

Шкала Застенчивость – высокий показатель снизился на 20%, средний показатель вырос на 20%.

Шкала Открытость – высокий уровень вырос на 55%, средний показатель снизился на 45%.

Шкала Экстраверсия-интроверсия – показатели остались без изменений.          Шкала Эмоциональная лабильность  - высокий уровень снизился на 15%, средний уровень вырос на 15%. 

Шкала Маскулинизм- феминизм – высокий показатель вырос на 20%,средний снизился на 20%.

     Вывод: сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и

контрольном этапах мы наблюдаем снижение проявления личностных особенностей, которые влияют на проявление агрессивности;  повышение степени выраженности черт, которые способствуют снижению состояния агрессивности.

Результаты диагностики по тесту Баса – Дарки

зафиксированы в таблице № 7

                                                                                                               Таблица № 7

Уровни агрессивного поведения подростков

    

Показатели

Ф. И.

ФА

КА

РАЗ

НЕГ

ОБ

ПОД

ВА

ЧВ

ИА

 ИВ

1.

Вика А.

10

7

6

3

6

6

10

7

26

12

2.

Надя Е.

8

6

6

3

3

6

10

5

25

9

3.

Лена С.

8

6

7

4

3

7

12

5

27

10

4.

Влад О.

9

9

10

4

3

3

10

1

30

6

5.

Сергей Р.

8

6

6

5

5

7

10

6

24

12

6.

Влад Ч.

8

7

4

4

3

4

8

6

20

7

7.

Артем

8

4

3

3

4

5

7

7

18

9

8.

Эльвира

5

7

7

0

5

5

5

6

17

10

Информация о работе Детская агрессивность и её причины