2.2. Принципы коррекционной
работы.
Агрессивные
дети – это та категория
детей, которая наиболее осуждается
и отвергается взрослыми. Непонимание
и незнание причин агрессивного
поведения приводит к тому, что
агрессивные дети вызывают у
взрослых открытую неприязнь
и неприятие в целом.
Взаимодействие
с взрослым, готовым понять и
принять его, даёт агрессивному
ребёнку бесценный опыт (возможно,
первый в его жизни), что взрослые
бывают разные, а мир не только
плох, что может положительно
сказаться на базовом доверии
ребёнка к людям и миру в
целом.
При работе
с агрессивным ребёнком психологу
важно с уважением относиться
к его внутренним проблемам. Агрессивным
детям необходимо положительное
внимание со стороны взрослого
к своему внутреннему миру, в
котором накопилось слишком много
разрушительных эмоций, и с которыми
самостоятельно они не в состоянии
справиться. За агрессивным поведением,
как правило, прячется боль, разочарование,
отверженность. Агрессия – это
реакция на «неудовлетворение
базисных психологических потребностей
в любви, уважении, принятии и
нужности другому человеку» (Гиппенрейтер,
1997).
Без
положительного внимания и принятия
личности ребёнка со стороны
психолога вся коррекционная
работа будет обречена на неудачу,
так кА ребёнок, скорее всего,
потеряет доверие к психологу
и будет сопротивляться дальнейшей
работе.
В то
же время во время работы
с агрессивным ребёнком психолог
не должен играть роль «добрый
тёти» или «доброго дяди», поскольку
помимо сочувствия этим детям
необходима конструктивная, действенная
помощь в отреагировании травмирующих
ситуаций, а также приобретении навыков
саморегуляции и контроля.
Психологу
также важно при работе с
агрессивными детьми занять безоценочную
позицию: не делать оценочных замечаний
типа «нехорошо так говорить», «нельзя
так себя вести», «как ты можешь так поступать»
и т. п., поскольку подобные замечания не
способствуют установлению контакта с
ребёнком.
В целях
проведения успешной коррекции
можно выделить следующие принципы,
на которых строиться взаимодействие
психолога с ребёнком в ходе
совместной работы:
- контакт с ребёнком;
- уважительное отношение и личности
ребёнка;
- положительное внимание и внутреннему
миру ребёнка;
- безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ребёнком
– оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
2.3. Организация
индивидуальной психокоррекционной
работы.
Принципы индивидуальной
терапии |
Алгоритм психокорекционной
работы с агрессивными детьми и подростками |
1. Выявление причин агрессивности
ребёнка |
1. Вхождение в контакт с пациентом,
и создание у него чувства доверия к специалисту |
2. Согласование необходимости
проведения коррекции с родителями ребёнка,
обеспечение необходимой помощи с их стороны |
2.Достижение эмоционального
отреагирования агрессии и успокоение
пациента |
3. Выбор техник в зависимости
от возраста и возможностей пациента,
клинических проявлений агрессивности
и умения специалиста пользоваться теми
или иными методами работы |
3. Устранение патологических
стереотипов реагирования, повышение
самооценки, принятие себя и других |
4. Построение работы с маленьким
пациентом на паритетности отношений,
независимо от его возраста |
4. Выработка и закрепление навыков
адаптивного поведения |
На всех этапах индивидуальной
работы поведение специалиста является
ведущим источником подкрепления позитивных
изменений в поведении ребенка, а его личность
– основным «инструментом» его профессиональной
деятельности.
С первого
же этапа специалист должен
стремиться создать атмосферу
доброжелательности, оптимизма, непосредственности,
искренности и доверия. Наивысшее
профессиональное искусство состоит
в том, что он должен наладить
с ребенком теплые, дружественные
(с подростком – партнерские)
отношения, но при этом сохранить
определенную дистанцию с ним.
Это позволяет избежать зависимости
ребенка от умного старшего
товарища и повысить ответственность
маленького пациента за свое
поведение и терапию. Очень важно
соблюсти меру и не освобождать
ребенка от ответственности за
агрессивные реакции, непослушание или
невыполнение порученных заданий, не дать
свалить на специалиста решение всех проблем.
Наиболее
легко устанавливается контакт
с детьми 6 – 11 лет, у которых все
еще сильны свойственные этому
возрастному периоду механизмы
внушаемости и идентификации.
Подростки старше 12 лет относятся
к специалистам, как и ко всем взрослым
людям, настороженно, и потому требуется
больше времени, чтобы завоевать их расположение.
Трудности начинаются с момента
обращения: дети (а тем более подростки)
редко идут на прием добровольно, часто
считают это наказанием и поэтому переносят
на специалиста враждебность, страх и
недоверие, которые чувствуют ко всем
окружающим взрослым.
Затруднения в общении возникают
не только из-за того, что ребенок недополучил
в раннем детстве родительской любви.
Обычно к моменту обращения за помощью
у него уже выработались негативные взгляды
на отношение взрослых к детям. Поэтому
проявление положительных эмоций со стороны
взрослых вызывает тревогу и страх перед
зависимостью, что очень осложняет коррекцию.
Потому не нужно удивляться,
что в ответ на сердечность, доброжелательность
и заинтересованность специалиста, агрессивный
ребенок ответит тревогой, недоверием
и даже гневом. Свою агрессию дети воспринимают
как самозащиту от нападок и давления
старших. После периода агрессии у них
появляется чувство признательности и
привязанности к взрослым, которые терпели
их разнузданность, возрастает чувство
ответственности за свое поведение (то
есть самоконтроль) и начинается процесс
социализации.
При грамотной работе можно
увидеть, как у детей уменьшается чувство
тревоги и недоверия, и он сам начинает
делать настойчивые попытки укрепить
контакт и добиться признания. Специалист
достигает большего успеха, если он не
давит на ребенка, не выясняет, что и почему
произошло, не требует от него самоанализа
и информации о поведении других.
После установления хорошего
контакта проводится коррекционная работа,
в ходе которой происходит формирование
системы самоограничений и самодисциплины,
то есть внутреннего контроля. Ее следует
начинать с момента, когда фигура специалиста
становится для ребенка значимой. Это
проявляется в том, что он начинает обращаться
к психологу за советом.
Свидетельством становления
внутреннего контроля становится то, что
ребенок/подросток начинает руководствоваться
самоодобрением или самоосуждением.
Специалисту категорически
запрещается (А.И.Захаров, 1982):
- Навязывать свое мнение и оценки
ребенку и его родителям.
- Не учитывать психофизиологические
и характерологические особенности ребенка.
- Делать ребенка единственным
ответственным за результаты коррекции.
По мнению
Л. И. Божович (1995), для большинства детей
семья является главным источником живых
примеров агрессивного поведения и психотравмирующих
ситуаций. Постоянная агрессия деформирует
семью, ребёнок теряет в ней чувство безопасности
и защищённости, а наша замечательная
система образовательных учреждений,
которые он посещает в разные годы своей
жизни, закрепляет навыки агрессивного
поведения.
Многочисленные
исследования показали, что агрессивные
дети выходят из семей, для
которых характерны агрессивные
взаимоотношения между супругами,
родителями и детьми или прародителями.
Подобные тенденции психологами
описаны как «цикл насилия». Дети
внимательно наблюдают за взаимоотношениями
родителей, перенимают их агрессивное
поведение, и в процессе общения
с братьями, сёстрами или сверстниками
старательно его воспроизводят.
Когда они вырастают и вступают
в брак, то используют давно
отрепетированные агрессивные способы
разрешения конфликтов и, замыкая
цикл, передают эти навыки своим
детям.
Поэтому
так важна роль семейной терапии
– метода восстановления функционального
единства семьи путём нормализации
отношений и психического здоровья
её членов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий,
1990). Она состоит из семейной диагностики,
семейных обсуждений и совместной терапии
больного и родителей.
После
обследования семьи специалист
устанавливает так называемый
семейный диагноз, в котором обобщает
психопатологические, личностные и
социально-психологические особенности
исследуемой семьи. Особое внимание
обращается на:
- недостаточное исполнение членами
семьи своих социальных ролей;
- низкую продуктивность совместной
деятельности;
- наличие большого количества
неразрешённых проблем;
- присутствие большого количества
явных или скрытых конфликтов.
Основные задачи семейной терапии
(А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и пр.):
- содействие всем членам семьи
в разрешении их проблем;
- осознание родителями причин
болезненного состояния ребёнка и формирование
у них настроя на его терапию;
- совместные обсуждения с родителями
задач терапии;
- параллельная работа с детьми
и родителями;
- перестройка их отношений, практическое
и обучение адекватным формам межличностных
отношений.
Специалист, ребёнок
и родители составляют малую
группу, с которой проводятся
сеансы терапии. Первые сложности
могут начаться уже на этапе
знакомства: большинство родителей
ожидают, что специалист, поддерживая
их, будет заставлять детей выполнять
их требования. Они начинают прямо
или косвенно предписывать специалисту
свой план действий, вовлекая
его в семейные конфликты. Однако
работа специалиста заключается
в содействии развитию семейных
отношений и понимании всех
участников конфликта. Он выступает
не как судья. А как посредник
в разрешении проблем семьи, его
основная задача – помочь ребёнку,
дезадаптация которого обусловлена, в
том числе и неблагоприятно сложившимися
семейными отношениями. Поэтому специалисту
необходимо соблюдать нейтралитет, который
должен быть не сдержанным и эмоционально
холодным, а тёплым, эмпатическим.
Особое
внимание нужно обратить на
позицию того родителя, который
не посещает специалиста и
отрицательно относится к лечению
ребёнка: при доминировании в
семье он может свести на
нет весь эффект терапии. Да
предупреждения подобного отношения
нужно при беседе с обоими
родителями лишний раз подчеркнуть
необходимость лечения ребёнка.
А. И. Захаров
(1999) считает, что в зависимости
от отношения к работе с
ребёнком всех родителей можно
разделить на две основные
группы. Первую составляют те
родители, которые придают серьёзное
значение психическому здоровью
своих детей и обеспокоены
их состоянием (чаще всего это
мать, сама страдающая неврозом
и испытывающая чувство вины
за поведение ребёнка). Другая группа
образована родителями, не осознающими,
не осознающими своей ответственности
и возникновении проблемы и занимающимися
лечением детей только по настоянию врачей-педиатров,
воспитателей, логопедов и других специалистов.
В таких случаях необходимо заинтересовать
родителей в оказании помощи ребёнку,
и здесь успешность работы в значительной
мере зависит от их культурного и нравственного
уровня.
Каким бы
ни было установочное отношение
родителей, специалист при первой
совместной беседе подчёркивает
необходимость тесного сотрудничества.
К положительному настрою и
успокоению родителей приводят
целенаправленное участие специалиста
в семейных проблемах и предоставление
им возможности для индивидуального
изложения своих затруднений. Нередко
родители тоже нуждаются в
коррекционных мероприятиях (релаксационных,
суггестивных и пр.).
Если родители
не выполняют предложенных рекомендаций,
их нужно предупредить о том, что эффект
терапии будут незначительным – и не из-за
плохой квалификации специалиста, а из-за
постоянной истощающей нервные силы ребёнка
семейной ситуации. В таком случае проводится
только симптоматическое лечение, а суггестивные
и групповые техники исключаются.
- Групповая работа
с детьми и подростками.
Групповую терапию рекомендуется
проводить после семейной и индивидуальной
терапии. Необходимыми условиями, позволяющими
перейти к групповой терапии, являются:
со стороны родителей - это улучшение
семейных отношений, со стороны ребёнка
– доступное возрасту осознание неконструктивности
своего поведения и снижение агрессивности
в процессе индивидуальной работы или
под воздействием медикаментозной терапии,
для всех – заинтересованность в дальнейшем
результате.