Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Принципы коррекционной  работы.

 

 

       Агрессивные  дети – это та категория  детей, которая наиболее осуждается  и отвергается взрослыми. Непонимание  и незнание причин агрессивного  поведения приводит к тому, что  агрессивные дети вызывают у  взрослых открытую неприязнь  и неприятие в целом.

       Взаимодействие  с взрослым, готовым понять и  принять его, даёт агрессивному  ребёнку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые  бывают разные, а мир не только  плох, что может положительно  сказаться на базовом доверии  ребёнка к людям и миру в  целом.

      При работе  с агрессивным ребёнком психологу  важно с уважением относиться  к его внутренним проблемам. Агрессивным  детям необходимо положительное  внимание со стороны взрослого  к своему внутреннему миру, в  котором накопилось слишком много  разрушительных эмоций, и с которыми  самостоятельно они не в состоянии  справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это  реакция на «неудовлетворение  базисных психологических потребностей  в любви, уважении, принятии и  нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

       Без  положительного внимания и принятия  личности ребёнка со стороны  психолога вся коррекционная  работа будет обречена на неудачу, так кА ребёнок, скорее всего, потеряет доверие к психологу  и  будет сопротивляться дальнейшей  работе.

      В то  же время во время работы  с агрессивным ребёнком психолог  не должен играть роль «добрый  тёти» или «доброго дяди», поскольку  помимо сочувствия этим детям  необходима конструктивная, действенная  помощь в отреагировании травмирующих ситуаций, а также приобретении навыков саморегуляции и контроля.

      Психологу  также важно при работе с  агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребёнком.

      В целях  проведения успешной коррекции  можно выделить следующие принципы, на которых строиться взаимодействие  психолога с ребёнком в ходе  совместной работы:

  • контакт с ребёнком;
  • уважительное отношение и личности ребёнка;
  • положительное внимание и внутреннему миру ребёнка;
  • безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;
  • сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Организация  индивидуальной психокоррекционной работы.

Принципы индивидуальной терапии

Алгоритм психокорекционной работы с агрессивными детьми и подростками

1. Выявление причин агрессивности ребёнка

1. Вхождение в контакт с пациентом, и создание у него чувства доверия к специалисту

2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребёнка, обеспечение необходимой помощи с их стороны

2.Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение пациента

3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей пациента, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы

3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других

4. Построение работы с маленьким пациентом на паритетности отношений, независимо от его возраста

4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения


 

 

На всех этапах индивидуальной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность – основным «инструментом» его профессиональной деятельности.

     С первого  же этапа специалист должен  стремиться создать атмосферу  доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее  профессиональное искусство состоит  в том, что он должен наладить  с ребенком теплые, дружественные (с подростком – партнерские) отношения, но при этом сохранить  определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать зависимости  ребенка от умного старшего  товарища и повысить ответственность  маленького пациента за свое  поведение и терапию. Очень важно  соблюсти меру и не освобождать  ребенка от ответственности за  агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.

      Наиболее  легко устанавливается контакт  с детьми 6 – 11 лет, у которых все  еще сильны свойственные этому  возрастному периоду механизмы  внушаемости и идентификации.

Подростки старше 12 лет относятся к специалистам, как и ко всем взрослым людям, настороженно, и потому требуется больше времени, чтобы завоевать их расположение.

Трудности начинаются с момента обращения: дети (а тем более подростки) редко идут на прием добровольно, часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всем окружающим взрослым.

Затруднения в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви. Обычно к моменту обращения за помощью у него уже выработались негативные взгляды на отношение взрослых к детям. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает тревогу и страх перед зависимостью, что очень осложняет коррекцию.

Потому не нужно удивляться, что в ответ на сердечность, доброжелательность и заинтересованность специалиста, агрессивный ребенок ответит тревогой, недоверием и даже гневом. Свою агрессию дети воспринимают как самозащиту от нападок и давления старших. После периода агрессии у них появляется чувство признательности и привязанности к взрослым, которые терпели их разнузданность, возрастает чувство ответственности за свое поведение (то есть самоконтроль) и начинается процесс социализации.

При грамотной работе можно увидеть, как у детей уменьшается чувство тревоги и недоверия, и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист достигает большего успеха, если он не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других.

После установления хорошего контакта проводится коррекционная работа, в ходе которой происходит формирование системы самоограничений и самодисциплины, то есть внутреннего контроля. Ее следует начинать с момента, когда фигура специалиста становится для ребенка значимой. Это проявляется в том, что он начинает обращаться к психологу за советом.

Свидетельством становления внутреннего контроля становится то, что ребенок/подросток начинает руководствоваться самоодобрением или самоосуждением.

Специалисту категорически запрещается (А.И.Захаров, 1982):

  1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.
  2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка.
  3. Делать ребенка единственным ответственным за результаты коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Семейная терапия.

      По мнению  Л. И. Божович (1995), для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения и психотравмирующих ситуаций. Постоянная агрессия деформирует семью, ребёнок теряет в ней чувство безопасности и защищённости, а наша замечательная система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни, закрепляет навыки агрессивного поведения.

      Многочисленные  исследования показали, что агрессивные  дети выходят из семей, для  которых характерны агрессивные  взаимоотношения между супругами, родителями и детьми или прародителями. Подобные тенденции психологами  описаны как «цикл насилия». Дети  внимательно наблюдают за взаимоотношениями  родителей, перенимают их агрессивное  поведение, и в процессе общения  с братьями, сёстрами или сверстниками  старательно его воспроизводят. Когда они вырастают и вступают  в брак, то используют давно  отрепетированные агрессивные способы  разрешения конфликтов и, замыкая  цикл, передают эти навыки своим  детям.

      Поэтому  так важна роль семейной терапии  – метода восстановления функционального  единства семьи путём нормализации  отношений и психического здоровья  её членов (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990). Она состоит из семейной диагностики, семейных обсуждений и совместной терапии больного и родителей.

       После  обследования семьи специалист  устанавливает так называемый  семейный диагноз, в котором обобщает  психопатологические, личностные и  социально-психологические особенности  исследуемой семьи. Особое внимание  обращается на:

      • недостаточное исполнение членами семьи своих социальных ролей;
  • низкую продуктивность совместной деятельности;
  • наличие большого количества неразрешённых проблем;
  • присутствие большого количества явных или скрытых конфликтов.

Основные задачи семейной терапии (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и пр.):

  • содействие всем членам семьи в разрешении их проблем;
  • осознание родителями причин болезненного состояния ребёнка и формирование у них настроя на его терапию;
  • совместные обсуждения с родителями задач терапии;
  • параллельная работа с детьми и родителями;
  • перестройка их отношений, практическое и обучение адекватным формам межличностных отношений.

     Специалист, ребёнок  и родители составляют малую  группу, с которой проводятся  сеансы терапии. Первые сложности  могут начаться уже на этапе  знакомства: большинство родителей  ожидают, что специалист, поддерживая  их, будет заставлять детей выполнять  их требования. Они начинают прямо  или косвенно предписывать специалисту  свой план действий, вовлекая  его в семейные конфликты. Однако  работа специалиста заключается  в содействии развитию семейных  отношений и понимании всех  участников конфликта. Он выступает  не как судья. А как посредник  в разрешении проблем семьи, его  основная задача – помочь ребёнку, дезадаптация которого обусловлена, в том числе и неблагоприятно сложившимися семейными отношениями. Поэтому специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.

      Особое  внимание нужно обратить на  позицию того родителя, который  не посещает специалиста и  отрицательно относится к лечению  ребёнка: при доминировании в  семье он может свести на  нет весь эффект терапии. Да  предупреждения подобного отношения  нужно при беседе с обоими  родителями лишний раз подчеркнуть  необходимость лечения ребёнка.

       А. И. Захаров (1999) считает, что в зависимости  от отношения к работе с  ребёнком всех родителей можно  разделить на две основные  группы. Первую составляют те  родители, которые придают серьёзное  значение психическому здоровью  своих детей и обеспокоены  их состоянием (чаще всего это  мать, сама страдающая неврозом  и испытывающая чувство вины  за поведение ребёнка). Другая группа образована родителями, не осознающими, не осознающими своей ответственности и возникновении проблемы и занимающимися лечением детей только по настоянию врачей-педиатров, воспитателей, логопедов и других специалистов. В таких случаях необходимо заинтересовать родителей в оказании помощи ребёнку, и здесь успешность работы в значительной мере зависит от их культурного и нравственного уровня.

      Каким бы  ни было установочное отношение  родителей, специалист при первой  совместной беседе подчёркивает  необходимость тесного сотрудничества. К положительному настрою и  успокоению родителей приводят  целенаправленное участие специалиста  в семейных проблемах и предоставление  им возможности для индивидуального  изложения своих затруднений. Нередко  родители тоже нуждаются в  коррекционных мероприятиях (релаксационных, суггестивных и пр.).

      Если родители не выполняют предложенных рекомендаций, их нужно предупредить о том, что эффект терапии будут незначительным – и не из-за плохой квалификации специалиста, а из-за постоянной истощающей нервные силы ребёнка семейной ситуации. В таком случае проводится только симптоматическое лечение, а суггестивные и групповые техники исключаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Групповая работа с детьми и подростками.

      Групповую терапию рекомендуется проводить после семейной и индивидуальной терапии. Необходимыми условиями, позволяющими перейти к групповой терапии, являются: со стороны родителей -  это улучшение семейных отношений, со стороны ребёнка – доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности в процессе индивидуальной работы или под воздействием медикаментозной терапии, для всех – заинтересованность в дальнейшем результате.

Информация о работе Детская агрессивность и её причины