Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

      Групповая  работа с подростками отличается  от аналогичной работы со взрослыми тем, что одна из фаз работы группы – агрессия – длится здесь гораздо меньше, дети намного быстрее переходят к следующей фазе – работоспособности.

      Успешность  применения групповой терапии (А. И. Захаров, 1982, 1996, 1998) зависит от:

  • профессиональной подготовки специалиста и его личностных качеств;
  • условий проведения терапии;
  • правильного подбора группы;
  • точного определения показаний для направлений пациента в группу;
  • оптимальной тактики руководства группой.

  При групповой работе  с детьми и подростками используются  те же принципы, что и с взрослыми  людьми, но с учётом специфики  возраста.

   Цель групповой  терапии состоит в восстановлении  психического единства личности  посредством нормализации её  отношений. Основная терапевтическая  задача связана с эмоциональным  отреагированием конфликтных ситуаций в группе и дезактуализацией угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании сказки.

 Снятие или уменьшение  аффективно-тревожной напряжённости  в общении является необходимым  условием для решения главной  задачи групповой терапии –  обучения, в которое входят выработка  навыков адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.

  В коррекционной группе  ребёнок/подросток видит себя  в зеркале отношений, поступков  и действий других детей при  взаимодействии с ними. Он приобретает  важную способность преодолевать  тревожность и агрессивность, рассматривая  себя глазами других.

  Коррекционная группа  должна воспроизводить условия, максимально напоминающие общение  детей в реальной жизни, поэтому  в неё должны включаться ребята  с разными заболеваниями, разного  возраста, темперамента, жизненными  установками. Такая группа станет  реальной моделью жизненных отношений, и это позволит её участникам  адекватно отобразить свои проблемы  и конфликты и найти оптимальные  пути их разрешения.

Организация групповой работы

     Работу группы  целесообразно планировать и  проводить поэтапно, постепенно  решая возникающие организационные  проблемы.

  1. Определение целей и задач предстоящей группы

 

     Чаще всего специалисту приходится работать с разными людьми из окружения ребёнка: кроме детей в школах в работу могут включаться учителя и администрация, в медицинских учреждениях – врачи и средний медперсонал. На этом этапе необходимо точно определить, какой контингент будет привлечён к работе, каковы её цели и какими методами будет достигаться результат.

 

  1. Подготовка программы групповой работы

 

      После определения  контингента и методов работы  пишется программа, в которой  должны быть сформированы цели, задачи и содержание предстоящей  групповой работы. Она помогает уяснить для себя и предложить родителям, учителям, коллегам и администрации учреждения конкретный план работы.

      Программа  групповой работы включает в  себя:

  • цели и задачи курса терапии;
  • предполагаемые численность и состав группы;
  • частота и продолжительность занятий;
  • место проведения занятий и его оформление;
  • расписание и планы каждого занятия;
  • необходимые материалы для проведения занятия.

      План обычно  состоит из трёх основных частей: вводная часть (разогрев), рабочее  время и обсуждение.

      Для того  чтобы впоследствии определить  достигнутые результаты, очень важно  правильно подобрать методы психодиагностики  группы. У специалиста должна  быть возможность измерять следующие  показатели: уровень агрессии, общее  эмоциональное состояние детей, изменение установок и отношений  к близким и товарищам, интереса  к занятиям и другое. Оценку  эффективности работы можно проводить  с помощью анкет, опросников, проективных методов либо тестированием участников. Важно, чтобы в течение цикла занятий применялись одни и те же диагностические методики.

 

  1. Отбор участников в группу

 

     Будущие члены  группы должны отбираться в  соответствии с уже определёнными  в программе социальными, клиническими  и демографическими параметрами. Агрессивные дети обычно включаются  в гетерогенные группы – как  указывалось выше, ребята в этих  группах различны по полу, возрасту, жизненному опыту и психическому  состоянию.

      Специалист  должен получить от каждого  ребёнка согласие на участие  в групповой работе. При этом  он должен правильно оценить  степень искренности желания ребёнка (например, согласие заниматься может быть дано под сильным нажимом родителей).

     Процедура  отбора может быть организована  несколькими способами:

  • в виде индивидуального собеседования;
  • в виде беседы на собрании потенциальных участников;
  • в виде опроса будущих участников (можно предложить им письменно ответить на ряд вопросов).

 

  1. Подготовка материалов

 

  Оформлению помещения  и подбору материалов для групповой  работы следует уделять особое  внимание. Для проведения самой  групповой терапии обычно достаточно  нескольких стульев, поставленных  по кругу. При применении релаксационных  и визуализационных техник желательно иметь небольшой магнитофон и набор соответствующих кассет. Само помещение может быть оформлено художественно: стены украшены рисунками детей, на стеллажах могут находиться куклы и маски, изображающие людей и сказочных персонажей, игрушечные предметы домашнего обихода, макеты домиков, деревьев.

  У школьников в  игровом помещении могут стоять  парты и доска для письма, воспроизводящие  обстановку учебного класса. Наш  опыт показывает, что детям привычнее  и удобнее заниматься в своих  учебных классах. Специалист должен  знать, какие материалы, могут, понадобиться  ему в процессе работы для  построек, рисования и лепки, и  позаботиться о том, чтобы иметь  их до начала занятий.

 

  1. Проведение занятий

 

       Каждое  занятие состоит из трёх основных  частей: вводной (разминка или разогрев), основной (рабочее время) и завершающей.

      При работе  с подростками необходимо учитывать  следующие моменты:

  • активность ведущего занятий;
  • наличие эмоционального компонента;
  • присутствие игрового компонента;
  • относительно небольшая продолжительность занятий – (45 – 90 минут);
  • необходимость учитывать возникновение таких ситуаций, как споры и ссоры, нарушение конфиденциальности, образование группировок, массовый выход из группы. Подробнее эти моменты рассматриваются ниже.

 

  1. Проведение заключительного тестирования   

   На последнем или  предпоследнем занятии ведущих  проводит последнее тестирование, для того чтобы зафиксировать  появившиеся изменения в установках, поведении и настроении участников  группы. Методы обследования группы  нужно планировать заранее, чтобы  собрать ту информацию, которая  необходима.

  1. Оценка результатов

 

      После завершения  работы группы перед специалистом  встаёт задача мониторинга. Ему  необходимо провести обзор своей  работы с группой и понять, достиг ли он намеченных целей, какие изменения следует внести  при планировании последующих  групп.

      Не обязательно  рассматривать нижеуказанные этапы  как нечто незабываемое. В зависимости  от ситуации можно объединить  несколько этапов в один или  изменить их последовательность.

 

 

 

Алгоритм групповой работы с подростками

Упражнение

Тема для обсуждения

1. Активизация самосознания. Упражнения на осознавание себя

Что было легко вербализовывать, что – сложно?

2. Принятие своих негативных качеств (в том числе и агрессии). Каковы эти качества (попросить назвать их), от каких из них хотелось бы избавиться, как оценивается собственная агрессивность?

Легко или трудно назвать качества, от которых хотелось бы отказаться?

3. Актуализация негативного опыта. В каких ситуациях появились агрессивные эмоции, когда эти чувства возникли в последний раз и как проявились?

Какие способы разрядки своих отрицательных эмоций вы используете чаще всего?

4. Осознавание и выражение своего отношения к агрессивному поведению. В какой форме подростки проявляют агрессию, стараются ли её сдерживать или всегда позволяют прорваться наружу. Как они относятся к ней: боятся, или наслаждаются?

Как вы оцениваете своё прежнее поведение здесь и сейчас?

5. Изучение мотивов своего агрессивного поведения, вербализация чувств. Что не нравится в поведении людей, которые вызывают агрессивные реакции?

Легко ли определить, на что сердишься, какие чувства испытывал в момент рассказа и какие сейчас?

6. Выбор наиболее приемлемых способов разрядки гнева и агрессии. Тренинг поведения в ситуациях, вызывающих проявление агрессивных реакций. Проведение ролевых игр, в которых разыгрываются бывшие в прошлом реальные конфликтные ситуации, в которых, как правило, проявлялась агрессия

Удавалось ли контролировать агрессию, и каким образом, что помогало сдерживаться и что мешало? Каково самочувствие в конце занятия?

Закрепление конструктивных способов поведения.

Тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов

Какие способы сдерживания агрессии и конструктивного проявления эмоций вы будете использовать в дальнейшем, какие стратегии поведения кажутся вам более предпочтительными, какие способы разрядки эмоций после конфликта наиболее приемлемы?


 

2.6. Методы, техники, приемы коррекционной работы.

1. Коррекционная  работа, направленная на обучение  ребенка приемлемым способам  выражения гнева, а также на  отреагирование негативной ситуации в целом.

В.Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева (В.Оклендер, 1997).

Первая стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь».

Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева».

Четвертая стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит».

Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь высвобождения его истинных переживаний, которые прячутся за внешним проявлением гнева.

Упражнения:

  1. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение.
  2. Рисование  собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины).
  3. Галерея негативных портретов.
  4. Письма гнева.
  5. Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на запах?)
  6. Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (из Фонеля)
  7. Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции).

      У агрессивных  детей отмечается высокий уровень  мышечного напряжения. Особенно  он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной  релаксации. Релаксационные упражнения  лучше проводить под спокойную  музыку.

Реласакционные упражнения:

  1. «Апельсин (или лимон)» (Алворд, 1998)
  2. «Сдвинь камень»
  3. «Черепаха» (Алворд, 1998)
  4. Расслабление в позе «Морской звезды»
  5. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

 Агрессивные дети в  силу своих характерологических  особенностей обладают достаточно  ограниченным набором поведенческих  реакций на проблемную ситуацию.

Информация о работе Детская агрессивность и её причины