Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы
При групповой работе
с детьми и подростками
Цель групповой
терапии состоит в
Снятие или уменьшение
аффективно-тревожной
В коррекционной группе
ребёнок/подросток видит себя
в зеркале отношений, поступков
и действий других детей при
взаимодействии с ними. Он приобретает
важную способность
Коррекционная группа
должна воспроизводить условия,
максимально напоминающие
Чаще всего специалисту приходится работать с разными людьми из окружения ребёнка: кроме детей в школах в работу могут включаться учителя и администрация, в медицинских учреждениях – врачи и средний медперсонал. На этом этапе необходимо точно определить, какой контингент будет привлечён к работе, каковы её цели и какими методами будет достигаться результат.
После определения
контингента и методов работы
пишется программа, в которой
должны быть сформированы цели,
задачи и содержание
Программа групповой работы включает в себя:
План обычно
состоит из трёх основных
Для того
чтобы впоследствии определить
достигнутые результаты, очень важно
правильно подобрать методы
Будущие члены
группы должны отбираться в
соответствии с уже
Специалист должен получить от каждого ребёнка согласие на участие в групповой работе. При этом он должен правильно оценить степень искренности желания ребёнка (например, согласие заниматься может быть дано под сильным нажимом родителей).
Процедура
отбора может быть
Оформлению помещения
и подбору материалов для
У школьников в
игровом помещении могут
Каждое
занятие состоит из трёх
При работе
с подростками необходимо
После завершения
работы группы перед
Не обязательно
рассматривать нижеуказанные
Упражнение |
Тема для обсуждения |
1. Активизация самосознания. Упражнения на осознавание себя |
Что было легко вербализовывать, что – сложно? |
2. Принятие своих негативных качеств (в том числе и агрессии). Каковы эти качества (попросить назвать их), от каких из них хотелось бы избавиться, как оценивается собственная агрессивность? |
Легко или трудно назвать качества, от которых хотелось бы отказаться? |
3. Актуализация негативного опыта. В каких ситуациях появились агрессивные эмоции, когда эти чувства возникли в последний раз и как проявились? |
Какие способы разрядки своих отрицательных эмоций вы используете чаще всего? |
4. Осознавание и выражение своего отношения к агрессивному поведению. В какой форме подростки проявляют агрессию, стараются ли её сдерживать или всегда позволяют прорваться наружу. Как они относятся к ней: боятся, или наслаждаются? |
Как вы оцениваете своё прежнее поведение здесь и сейчас? |
5. Изучение мотивов своего агрессивного поведения, вербализация чувств. Что не нравится в поведении людей, которые вызывают агрессивные реакции? |
Легко ли определить, на что сердишься, какие чувства испытывал в момент рассказа и какие сейчас? |
6. Выбор наиболее приемлемых способов разрядки гнева и агрессии. Тренинг поведения в ситуациях, вызывающих проявление агрессивных реакций. Проведение ролевых игр, в которых разыгрываются бывшие в прошлом реальные конфликтные ситуации, в которых, как правило, проявлялась агрессия |
Удавалось ли контролировать агрессию, и каким образом, что помогало сдерживаться и что мешало? Каково самочувствие в конце занятия? |
Закрепление конструктивных способов поведения. Тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов |
Какие способы сдерживания агрессии и конструктивного проявления эмоций вы будете использовать в дальнейшем, какие стратегии поведения кажутся вам более предпочтительными, какие способы разрядки эмоций после конфликта наиболее приемлемы? |
В.Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева (В.Оклендер, 1997).
Первая стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».
Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь».
Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева».
Четвертая стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит».
Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь высвобождения его истинных переживаний, которые прячутся за внешним проявлением гнева.
Упражнения: