Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи данного коррекционного направления с агрессивными детьми – это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (снять) деструктивные элементы в поведении.

Упражнения:

  1. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга).
  2. Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру.
  3. Ведение блокнота самонаблюдения.
  4. «Карта поведения» (из опыта американских школ).

4.  Игры, направленные  на формирование позитивных навыков  общения, конструктивных элементов  поведения.

    В ходе исследования  особенностей агрессивных детей  американским психологом Вагнером  было высказано интересное предположение: «Главной детерминантой агрессивного поведения является не наличие сильно развитых агрессивных установок, а отсутствие или слабая выраженность установок на социальную кооперацию и доброжелательное межличностное общение».

Игры:

  1. «Корабль среди скал» (Фонель, 1998)
  2. «Трио» (Фонель, 1998)
  3. «Групповой портрет» (Фонель)
  4. «Головомяч»
  5. Развитие позитивной самооценки.

 В коррекционную работу  с агрессивными детьми необходимо  включить комплекс упражнений, направленных  на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих  качеством «агрессивность», отмечается  неадекватная самооценка. Это связано  с определенными нарушениями  «Я – образа». Чаще среди агрессивных  детей встречается заниженная  самооценка «Я – плохой», которая  является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются  в реконструкции положительного  «Я – образа», в позитивном  самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

Выводы: нет универсального способа исправить «плохое» поведение. За каждым поступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Педагогическое вмешательство – создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Поэтому очень важно как будет разрабатываться стратегия поддержки и помощи агрессивному ребенку.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков.

3.1. Гипотеза и  методы исследования.

Тема исследования: агрессивное поведение подростков.

Цель: изучение возможностей диагностики и коррекционной работы по профилактике агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем их проявления у конкретного человека.

Объект исследования: учащиеся 7 классов МОУ «»в составе 36 человек.

Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

Методы исследования:

  1. Тест - опросник: Баса – Дарки.
  2. Методика исследования личностных качеств FРI.
  3. Рисуночный тест «Крокодил» (А.Моносовой).

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями, классными руководителями, учащимися, подготовка методик, формирование первичной выборки.
  2. Констатирующий этап: подготовка к диагностирующему обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование коррекционной группы.
  3. Разработка и реализация коррекционной программы.
  4. Контрольный этап: диагностика уровня сформированности особенностей личности агрессивных подростков.

 

    1. Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков.

1.Методы сбора  эмпирических данных.

Для  диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков нами была использована комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств FPI, Басса-Дарки.

Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических особенностей личности.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств осуществляется на основе таблицы стенов, и их результаты определяются как высокие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.

Цель методики Баса - Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.

Для диагностики, выделенных показателей в результате теоретического анализа были использованы тесты – опросники: Басса – Дарки  и FPI.  Для диагностики уровня агрессивности был использован тест Басса – Дарки, а для диагностики психологических особенностей агрессивных подростков  тест – FPI.

2.Метод математической  статистики.

Т-критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

 

 

Алгоритм подсчета критерия Т Вилкоксона

  1. Составить список испытуемых в любом порядке.
  2. Вычислить разницу между индивидуальными значениями во втором и первом замерах. Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать гипотезу.
  3. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом.
  4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг.
  5. Отметить знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.
  6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:

           Т = ∑ Rr, где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

 

  1. Определить критические значения Т для данного n по таблице.

Если Тэмп меньше или равен Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики по тесту Баса – Дарки зафиксированы в таблице.

                                                                                                                 Таблица № 1

Уровни агрессивного поведения подростков

 

Показатели

Ф. И.

Ф.А.

К.А.

РАЗ.

НЕГ.

ОБ.

ПОД.

В.А.

Ч.В

ИА

ИВ

1.

Эльвира Б.

7

5

7

3

6

7

10

7

24

13

2.

Лена С.

9

8

9

4

4

8

13

7

31

12

3.

Катя Н.

4

6

5

3

6

5

7

5

16

11

4.

Лена Д.

7

7

4

4

3

8

9

4

20

11

5.

Ира Т.

8

5

8

4

3

7

8

5

24

10

6.

Марина П.

5

7

7

0

5

5

5

6

17

10

7.

Наташа Ж.

2

2

3

2

5

5

7

5

12

10

8.

Ирина Т.

2

4

4

4

2

4

7

7

13

6

9.

Вика А.

10

9

6

5

6

8

13

8

29

15

10.

Аня Г.

7

6

5

3

2

7

10

8

22

9

11.

Маргарита Р.

6

5

6

4

3

4

12

5

24

7

12.

Марина М.

8

7

4

4

3

7

11

2

23

10

13.

Надя Е.

9

6

6

3

3

8

11

5

26

11

14.

Даша В.

8

6

3

3

4

5

8

4

19

9

15.

Кристина С.

6

5

6

4

3

6

7

6

19

9

16.

Марика С.

8

6

6

3

4

5

10

7

24

9

17.

Аня А.

8

7

6

2

3

5

7

7

20

8

18.

Марита Б.

5

6

3

4

5

3

10

5

18

8

19.

Ксения К.

8

7

4

4

3

4

8

6

20

7

20.

Лери К.

9

3

7

5

6

6

7

8

23

12

21.

Саша Т.

4

4

1

2

3

6

5

6

10

9

22.

Никита А.

8

8

7

4

5

7

10

6

25

12

23.

Олег М.

8

3

7

3

3

6

8

7

23

9

24.

Алексей А.

9

5

8

3

3

6

7

9

24

9

25.

Сергей Р.

10

6

6

5

5

9

10

7

26

14

26.

Саша Т.

7

6

6

3

2

5

8

6

21

7

27.

Вова Х.

6

3

7

3

2

6

11

7

24

8

28.

Артём П.

9

6

5

5

4

8

10

7

24

12

29.

Женя К.

8

4

3

3

4

5

7

7

18

9

30.

Женя П.

8

6

4

4

4

5

8

8

20

9

31.

Виталий А.

7

3

4

3

3

4

7

2

18

7

32.

Артём Н.

1

2

8

1

5

6

7

8

16

11

33.

Дима Д.

7

4

8

3

6

6

9

8

24

12

34.

Влад О.

9

9

10

4

3

3

10

1

29

6

35.

Влад Ч.

7

7

7

4

7

7

10

4

24

14

36.

Дима Г.

8

7

6

5

6

9

9

8

23

15


 

 

 

 

 
 
 




В результате анализа полученных данных можно отметить следующее:

В результате анализа полученных данных можно отметить следующее:

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Физическая агрессия

75% (27 человек)

16,6% (6 человек)

8,3 % (3 человека)

Косвенная агрессия

30,5 % (11 человек)

47,2% (17 человек)

16,7 % (6 человек)

Раздражение

33,3 % (12 человек)

52,7% (19 человек)

13,8 % (5 человек)

Негативизм

47,2% (17 человек)

44,4% (16 человек)

5,5 % (2 человека)

Обида

22,2 % (8 человек)

66,6 % (24 человек)

11,1 % (4 человека)

Подозрительность

38,9 % (14 человек)

52,7 % (19 человек)

5,5 % (2 человека)

Вербальная агрессия

50% (18 человек)

50 % (18 человек)

-

Чувство вины

50% (18 человек)

38,9 % (14 человек)

8,3 % (3 человека)


 

 

Анализ  данных показал, что только 9 человек из всех испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения:

 

№ п/п

Ф.И.

ИА

ИВ

1.

Лена С..

31

12

2.

Вика А.

29

15

3.

Надя Е.

26

11

4.

Сергей Р.

26

12

5.

Влад О.

29

6

6.

Артем П.

24

12

7.

Эльвира Б.

25

13

8.

Никита А.

25

12


 

Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными классного руководителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.

       Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых         

                подростков, сведены в отдельную таблицу № 2               

                                                                  Таблица № 2

    

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Физическая агрессия

100%

-

-

Косвенная агрессия

50%

40%

10%

Раздражение

40%

60%

-

Негативизм

50%

20%

30%

Обида

50%

50%

-

Подозрительность

75%

25%

-

Вербальная агрессия

100%

-

-

Чувство вины

70%

30%

-


 

 

 

Результаты диагностики по тесту FPI зафиксированы в таблице № 3

                  Таблица № 3

Психологические особенности подростков

    

Показатели

Ф. И.

Н

СА

ДЕП

РАЗ

ОБЩ

УР

РА

ЗАС

ОТ

ЭИ

ЭЛ

МФ

1.

Эльвира Б.

8

5

7

7

6

4

6

6

6

6

8

8

2.

Лена С.

9

9

7

9

5

6

9

5

4

6

8

8

3.

Катя Н.

5

5

5

5

6

6

6

6

8

7

6

3

4.

Лена Д.

6

5

6

6

7

6

6

6

8

8

7

7

5.

Ира Т.

8

5

7

7

6

4

6

6

8

6

6

5

6.

Марина П.

7

5

8

7

2

4

4

6

8

4

7

1

7.

Наташа Ж.

7

7

8

5

4

3

6

5

6

4

7

2

8.

Ирина Т.

6

5

4

3

4

8

6

6

8

4

4

8

9.

Вика А.

6

8

6

9

9

5

9

5

5

9

7

9

10.

Аня Г.

7

7

6

6

5

8

7

7

8

8

6

5

11.

Маргарита Р.

4

5

4

5

5

6

8

3

8

6

3

5

12.

Марина М.

4

7

3

7

9

8

8

5

9

9

4

9

13.

Надя Е.

7

8

6

7

9

6

8

5

3

9

6

9

14.

Даша В.

7

7

8

6

4

8

6

6

9

7

7

6

15.

Кристина С.

4

1

4

5

9

4

7

5

5

6

4

6

16.

Марика С.

6

6

6

8

6

6

9

9

8

7

7

6

17.

Аня А.

7

7

6

8

8

8

7

6

8

8

8

8

18.

Марита Б.

4

4

4

6

8

6

5

6

8

8

5

5

19.

Ксения К.

6

7

6

9

4

8

9

7

9

8

7

8

20.

Лери К.

8

6

7

7

5

7

9

5

7

6

6

8

21.

Саша Т.

4

1

6

3

4

3

5

6

4

3

6

3

22.

Никита А.

9

9

9

9

4

6

9

7

6

9

8

8

23.

Олег М.

5

1

4

5

8

5

7

1

3

6

3

5

24.

Алексей А.

7

8

8

7

7

8

9

9

6

7

8

5

25.

Сергей Р.

8

5

7

8

6

5

9

7

6

6

6

8

26.

Саша Т.

4

5

4

4

6

5

5

5

4

6

2

9

27.

Вова Х.

4

4

6

7

5

5

7

7

5

9

4

5

28.

Артём П.

6

5

7

7

4

8

9

6

4

7

5

8

29.

Женя К.

8

8

7

7

4

9

7

7

9

7

6

6

30.

Женя П.

6

8

6

8

4

5

9

7

8

9

5

8

31.

Виталий А.

5

3

4

5

8

8

5

7

8

7

5

8

32.

Артём Н.

6

5

7

7

4

8

9

6

4

7

5

8

33.

Дима Д.

8

8

8

8

5

6

9

7

4

8

6

8

34.

Влад О.

8

9

8

9

5

6

9

7

5

7

8

6

35.

Влад Ч.

8

9

9

8

5

6

5

7

4

8

8

6

36.

Дима Г.

8

8

7

8

5

6

7

8

5

8

8

6

Информация о работе Детская агрессивность и её причины