Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

      Исследователи  агрессии имеют разные точки  зрения на то, что она собой  представляет, и следует ли её  расценивать как положительное  или как отрицательное явление. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Другие учёные с этим не согласны.

      Все мы, естественно, относимся к проявлениям  агрессии негативно, однако при  этом переносим наше отрицательное  отношение с конкретных проявлений  агрессии на понятие «агрессия»  в целом. Между тем, это не совсем  правильно: как и многие исследователи, хочу отметить, что агрессия –  естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или  клиническая патология, как считают  некоторые.

      Наше отрицательное  отношение к агрессии вызвано  тем, что мы постоянно путаем  два понятия – агрессию и  насилие. Насилие – не только  и не, сколько проявление биологических  поведенческих стереотипов, сколько  специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности  и является целевым, осознанным  воздействием на других. Основной  мотив насильственного поведения  – самоутверждение за счёт  другого.

     Напротив, агрессивные  тенденции заложены в самой  природе человека, а радость, получаемая  от разрушения и применения  насилия, - его первозданное свойство. Страсть человека к разрушению  научно описал ещё З. Фрейд: наряду  с либидо она является одним  из двигателей развития общества. Наивные люди до сих пор  считают, что человек по своей  природе добр, а если и проявляет  агрессию, то только потому, что  так заставляют его складывающиеся  социальные условия или особенности  воспитания. «Вера в “доброту”  человеческой натуры является  одной из самых худших иллюзий… в человеке таится особый инстинкт – агрессии и разрушения». Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер–Эго, причём в процессе подавления агрессия поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смерти. Другой представитель психоанализа, А. Адлер, порвавший свои отношения с З. Фрейдом в том числе из-за разногласий во взглядах на агрессию, видел в ней стремление преодолеть врождённое чувство неполноценности. Также разошёлся с Фрейдом во взглядах на агрессивность  и Ф. Перлз, для которого она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира.

      К. Лоренц (1970) считает, что влечение к агрессии  встроено в психику человека, и для своего проявления она  не нуждается во внешней угрозе  или внутренней фрустрации. Она  возникает спонтанно и нуждается  в разрядке. Биологическую природу  агрессивности, по его мнению, подчеркивают  успехи селекционеров, выводящих  как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).

   Того же мнения  придерживается и Э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии “вмонтирован” в мозг человека и животного и призван сохранять важные интересы от угроз…

      Итак, в  быту следует принять, что агрессия  в человеке заложена биологически. Это механизм, позволяющий homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования обществ, попала под контроль социальных норм и функций.

      Пути социализации агрессии:

      на уровне общественных групп

  • соревновательность вместо вражды;
  • стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону;
  • сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;

на уровне отдельного человека

  • осознание и принятие своих переживаний;
  • признание возможности существования различных точек зрения;
  • стремление к диалогу;
  • установка на компромисс и позитивную самореализацию.

  Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность, определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан, 1999).

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребёнка в той или иной степени.

 

 

1.3. Агрессивное  поведение и агрессивность как  свойство личности

 

      В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий, «это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением». Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. Средства достижения какой-либо значимой цели.
  2. Способа психологической разрядки.
  3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

     Агрессивное  поведение складывается из трёх  компонентов: познавательного, эмоционального  и волевого. Познавательный компонент  заключает в себе понимание  ситуации, выделение объекта и  обоснование мотива для проявления  агрессии. Эмоциональный компонент  представляет собой лёгкое возникновение  отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой  компонент – это целеустремлённость, настойчивость, решительность и  инициативность (качества сами по  себе вполне положительные). Степень  выраженности компонентов в этой  триаде может варьироваться. Все  они связаны с физиологическими  свойствами личности – темпераментом, интроверсией и экстраверсией  и пр.

      По форме  агрессивные действия могут быть  самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых – от таких вполне социально одобряемых форм, как  дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.

      Среди психологических  особенностей, провоцирующих агрессивное  поведение, обычно выделяют следующие:

  • недостаточное развитие интеллекта;
  • сниженная самооценка;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • неразвитость коммуникативных навыков;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

      В современной  психологии различают понятия  «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе – как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001). Можно сказать, что определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

1.4. Классификация  агрессии.

 

      Основные отечественные руководства и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:

      «Агрессия» - чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению  к какому-либо объекту или человеку».

      «Агрессия» - мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам  и правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам  нападения, приносящее физический  ущерб людям или вызывающее  у них психологический дискомфорт (состояние напряжённости, страха, подавленности)».

      В то  же время среди зарубежных  учёных существуют различные  виды классификаций, в которых  агрессия определяется не столь  однозначно и одиозно. Большинство  исследователей предлагает дихотомический  способ деления. В качестве одного  из полюсов большинство из  них выделяет инструментальную  агрессию – поведение, при котором  агрессия является только средством  и направлена на достижение  какоё-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой  вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), К. Додж и Дж. Койе (Dodge, Coie, 1987). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда

      Более целесообразными  представляются классификации, построенные  не на основе деления на  группы, лежащие в одной плоскости, а согласно многоосевому принципу. Например, Э. Басс (Buss, 1976) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

      Учитывая  все вышеназванные аспекты, можно  предложить следующую классификацию  видов агрессии (см. также рис. 1):

 

 

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия – направленность на окружающих убийства, изнасилования, нанесения побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия – направленность на себя: самоунижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

 

Разделение по причине появления

 

Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

 

 

Разделение по целенаправлен-ности

 

Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребёнок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия – вступает как  заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий свою жену и пр.

 

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребёнка и пр.

 

Разделение по форме проявления

Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Информация о работе Детская агрессивность и её причины