Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)
  • снижение уровня личностной тревожности;
  • обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
  • обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
  • формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
  • развитие эмпатии адекватного уровня самооценки.

     В целях  эффективности проводимой коррекции  необходима также работа с  родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон  в семье носит, в основном, негативный  характер и во многом провоцирует  ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются  в положительном опыте общения  со своими детьми, им не хватает  навыков конструктивного, бесконфликтного  взаимодействия с детьми и  друг с другом. Развитие подобных  навыков и обучение конкретным  приемам конструктивного  общения  может быть основным содержанием  работы психолога с родителями  агрессивного ребенка. Хочется также  отметить, что на период перестройки  поведения ребенка необходимо  психологическое сопровождение  семьи агрессивного ребенка, так  как вся семья в целом нуждается  в поддержке.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г. С.Возрастная психология – Екатеринбург. 1999 – с.86.
  2. Александров А. А. Современная психотерапия – СПб.: 1997 – с. 26.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: 1988 – с. 429.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений – М.: Изд-во «Эксмо пресс». 2000 – с. 43.
  5. Беличева С. А. Основы превентивной психологии – М.:  1993 – с. 56.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди которые играют в игры: Психология человеческой судьбы – М.: 1998 – с. 39.
  7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Изд-во «Питер» 1997 – с. 18.
  8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Изд-во «Педагогика» 1991 – с. 7.
  9. Вильянс В. К. Психологические механизмы мотивации человека – М.: 1990– с. 93.
  10. Джейнс У. Психология / А. А. Петровский – М.: Изд-во «Педагогика» 1991 – с. 48.
  11. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка. Психологические основы духовной педагогики – Тула ТОИРО 1997 – с. 3.
  12. Заврвжин С. А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте.// Вопросы психологии 1993 № 5.
  13. Игры - обучение, тренинг, досуг./ Петруссинский В. В. – М.: Изд-во «Прометей» 1991 – с. 28. Изд-во Московского Университета 1980 – с. 237.
  14. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности – Санкт-Петербург 2007.
  15. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей -Ростов-на-Дону 2007.
  16. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге – Санкт-Петербург 2008.
  17. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты – Москва 2007.
  18. Лоренц К. Агрессия – М.: 1994 –с. 56.
  19. Общая психология/ А. А. Бодалев. В. В. Столин – М.: 1987 – с.-110.
  20. Овчарова Р. В. технологии практического психолога образования – М.: 2000 – с. 63.
  21. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: 1987.
  22. Вершинина О.А. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками – Волгоград 2008.
  23. Коробкина С. А. Система работы с детьми, родителями, педагогами – Волгоград 2008.
  24. Практическая психология в тестах или как научить понимать себя и других – М.: 1997 – с. 197.
  25. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика – М.: 2000 – с. 74.
  26. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы – Ростов-на- Дону 2008.
  27. Колесникова Г. И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения – Ростов-на-Дону 2009.
  28. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом – Москва 2007.
  29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – Санкт-Петербург 2002.

 

 

 

 

Приложение

  1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки

     Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

          1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

          1. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

          1. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

          1. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

          1. Не всегда получаю то, что мне положено.

          1. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

          1. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

          1. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

          1. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

          1. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

          1. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

          1. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

          1. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

  1. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

          1. Часто бываю, не согласен с людьми.

          1. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

          1. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

          1. В раздражении хлопаю дверьми.

          1. Я более раздражителен, чем, кажется со стороны.

          1. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

          1. Меня немного огорчает моя судьба.

          1. Думаю, что многие люди не любят меня.

          1. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

          1. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

          1. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

          1. Я не способен на грубые шутки.

          1. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  1. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

          1. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

          1. Довольно многие завидуют мне.

          1. Требую, чтобы люди уважали мои права.

          1. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

  1. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

          1. От злости иногда бываю мрачным.

          1. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

  1. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

          1. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

          1. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

          1. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

          1. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

          1. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

          1. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

          1. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

          1. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

          1. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

          1. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

          1. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

          1. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

          1. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

          1. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

  1. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

  1. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

          1. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

          1. Неудачи огорчают меня.

          1. Дерусь не реже и не чаще других.

  1. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

          1. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

          1. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

  1. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

          1. Ругаюсь только от злости.

          1. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

  1. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

          1. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

          1. Бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

          1. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

          1. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

          1. Часто думаю, что живу неправильно.

          1. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Информация о работе Детская агрессивность и её причины