Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Описание работы
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Содержание работы
Введение 3 1. Детская агрессивность и ее причины. 8 1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности. 1.2 Определение понятия «Агрессия». 9 1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12 1.4 Классификации агрессии. 14 1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19 1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22 1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье. 1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28 2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. 2.2 Принципы коррекционной работы. 36 2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39 2.4 Семейная терапия. 42 2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45 2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51 3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54 3.1 Гипотеза и методы исследования. 3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55 особенностей агрессивных подростков. 3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков. 3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков. 3.5 Выводы. 81 Заключение 82 Список литературы
Номера вопросов со знаком «–»
требуют и регистрации ответа с противоположным
знаком: если был ответ «да», то мы его
регистрируем как ответ «нет», если был
ответ «нет», регистрируем как ответ «да».
Сумма баллов, умноженная на
коэффициент, указанный в скобках при
каждом параметре агрессивности, позволяет
получить удобные для сопоставления –
нормированные – показатели, характеризующие
индивидуальные и групповые результаты
(нулевые значения не просчитываются).
А. Бас и А. Дарки предложили
опросник для выявления важных, по их мнению,
показателей и форм агрессии:
Использование физической силы
против другого лица – физическая агрессия.
Выражение негативных чувств
как через форму (ссора, крик, визг), так
и через содержание словесных обращений
к другим лицам (угроза, проклятия, ругань)
– вербальная агрессия.
Использование окольным путем
направленных против других лиц сплетен,
шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных,
взрывов ярости (в крике, топаний ногами
и т.п.) – косвенная агрессия.
Оппозиционная форма поведения,
направленная обычно против авторитета
и руководства, которая может нарастать
от пассивного сопротивления до активных
действий против требований, правил, законов
– негативизм.
Склонность к раздражению, готовность
при малейшем возбуждении излиться во
вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.
Склонность к недоверию и осторожному
отношению к людям, проистекающим из убеждения,
что окружающие намерены причинить вред
– подозрительность.
Проявления зависти и ненависти
к окружающим, обусловленные чувством
гнева, недовольства кем-то именно или
всем миром за действительные или мнимые
страдания – обида.
Отношение и действия по отношению
к себе и окружающим, проистекающие из
возможного убеждения самого обследуемого
в том, что он является плохим человеком,
поступает нехорошо: вредно, злобно или
бессовестно – аутоагрессия, или чувство вины.
Опросник не свободен от мотивационных
искажений (например, в связи с социальной
желательностью). Требует дополнительной
проверки на надежность полученных результатов
(либо с помощью ретеста, либо с помощью
других методик). Применение данного опросника
в работе с учащимися школы (с шестого
класса и выше) и при работе с учителями
(предметниками и проходящими подготовку
по специальности «практический психолог»)
было достаточно диагностичным и конструктивным
для последующей коррекционной работы.
Рисуночный тест
«Крокодил» (на выявление агрессивности) А.Моносова.
1 тип: если у вашего крокодила очень
острые зубы, а рот открыт да еще тело покрыто
острыми шипами, значит, вы склонны к агрессии,
легко впадаете в ярость, вам свойственно
обижаться и бурно переживать обиду, обвинять
в неудачах окружающих. Если хвост у крокодила
опущен вниз и также покрыт шипами, то
вы мстительны и вряд ли способны легко
прощать обиды. Если у вашего крокодила
зубы тупые, вам свойственна «беззубая
злость»: злитесь, раздражаетесь, но не
проявляете истинной агрессии.
2 тип: если зубы у крокодила острые,
но рот плотно закрыт, агрессия направлена
на себя. В конфликтах вы, прежде всего,
ищете собственные ошибки. Если хвост
крокодила при этом поджат, значит, вы
часто думаете о том, что в прошлом сделали
неправильно. Вам свойственно винить во
всем себя и болезненно переживать чувство
вины.
3 тип: если рот крокодила закрыт,
и линия рта сильно прочерчена, возможно,
вы склонны к «вербальной агрессии» - к
словесным оскорблениям. Если глаза полностью
и сильно заштрихованы, значит, вы испытываете
тревогу и напряжение при общении с людьми.
Вам трудно раскрыться, вы ожидаете
не слишком доброжелательного отношения
к себе.
4 тип: возможно, крокодил нарисовать
так, что больше похож на резиновую игрушку,
чем на живого хищника. У него нет ни зубов,
ни когтей, и вообще он само очарование.
В таком случае – вы мягкий. Вы совсем
неагрессивны. Может быть, потому, что
слишком сильны и благополучны, чтобы
проявлять агрессию к окружающим,
которые большей частью слабее вас.