В исследованиях В. Петрунек,
В. П. Таран направленных на изучение темперамента,
дается характеристика холерического
темперамента, близкого к характеристике
изучаемого нами гиперактивного типа
поведения: ребенок активен, непоседлив,
легко вступает в контакт с незнакомыми
людьми, но если общение не интересно,
тут же охладевает внимание, отвлекается.
Он неусидчив и беспокоен, хватается за
многие дела, но при снижение к ним интереса
быстро отвлекается, меняет игру. Легко
возбудим, часто вступает в конфликт, но
не злопамятен [34, с. 96].
В публикациях Е. Гаспаровой
дана аналогичная характеристика детей
называемая автором «шустриками». Ярко
выраженный «шустрик»- это непоседливый,
неугомонный, подвижный гиперактивный
ребенок, его трудно приучить к порядку,
ему с трудом удается любая деятельность,
сковывающая его активность. Этот ребенок
не способен выполнить задание, результат
которого невиден сразу. Таким детям трудно
удержать образ цели. Цель меняется несколько
раз во время деятельности. Дети не могут
удержать в памяти определенную последовательность
деятельности, потому что она для них внутренне
неструктурированна, а отсюда - беспорядочные
случайные отвлечения [12, с. 32].
Как один из вариантов категории
трудных детей шумливый, подвижный ребенок
представлен в исследовании Е. Е. Сапоговой.
В ее работах дети разделены на две категории.
К одной из них относится излишне шумные,
дерзкие, подвижные, агрессивные, неуправляемые,
непослушные дети; другую же образуют
дети вялые, медлительные, тихие, плаксивые,
капризные, упрямые, не контактные, «непослушные».
На наш взгляд, остается неясным
основание разделения детей на такие две
категории. В обоих случаях речь идет о
психически нормальных, здоровых детях.
К 6-ти годам, дополняет автор, первый тип
обновляется новыми качественными характеристиками:
повышенной возбудимостью и расторможенностью
[37, с. 113].
По мнению других исследователей
(В. Тржесоглава и другие), гиперактивность
проявляется в избытке двигательной активности,
не зависит от возраста и пола. В работах
Е. М. Мостюковой, Г. В. Грибоновой, А. Г.
Московкиной указывает, что у детей при
семейном алкоголизме синдром повышенной
возбудимости и двигательной расторможенности
уже проявляется при рождении и является
даже одним из симптомов алкогольного
синдрома плода. В дошкольных учреждениях
трудности поведения постепенно нарастают
и приобретают для ребенка характер привычного
поведенческого стереотипа. К подростковому
возрасту эмоциональная возбудимость,
колебания настроения и трудности поведения
усиливаются. В работе М. Е. Поляковой гиперактивность
встречается у детей от 2 до 4 лет [14, с. 96]
При определении гиперактивности
мы частично подошли к вопросу о причинах
поведения данного типа детей, поскольку
понимание причин дает возможность наметить
систему психолого-педагогической коррекции
гиперактивности как особого варианта
развития и сформулировать отдельные
принципы реализации индивидуального
подхода к этим детям.
Исследования В. Д. Еремеевой
(1989) изучается зависимость модальности
эмоциональных проявлений от работы левого
и правого полушария головного мозга.
В исследованиях обнаружено, что в группе
детей с явным предпочтением правой руки
в 1,5-2 раза чаще встречается пассивные
виды эмоций; в другой группе- с низкой
степенью подчинения правой руки в 2-3 раза
чаще наблюдается активные виды эмоций.
В то же время оказалось, что в первой группе
преобладают медлительные дети, а во второй
– быстрые, активные. В том же русле в работах
С.Е.Казаковой подчеркивается, что расторможенность,
неусидчивость, моторные беспокойства,
более значительно выражено у мальчиков,
чем у девочек, и что это все объясняется
своеобразной мозговой организацией нейропсихологических
[17, с. 85].
В исследованиях О. А. Насыровой,
рассматривающий гипердинамический синдром
как сочетание собственно двигательной
расторможенности, повышенной отвлечённости
различных эмоционально-волевых расстройств,
причины образования гипердинамического
синдрома дифференцирующие в соответствии
с тем, в каком соотношении находятся эти
три компонента нарушения. Так в группе
детей с выраженной двигательной расторможенностью
нестойкими, в большинстве случаев, кратковременными
эмоциональными нарушениями, проявляющие
в виде аффективной возбудимости, неустойчивости
настроения, повышенной раздражительности
в анамнезе у большинства детей отмечена
патология перинатального периода (токсикоз
второй половины беременности, родовая
травма, асфиксия в родах), недоношенность,
перенесение нейроинфекции в раннем возрасте,
черепно-мозговая травма. У всех этих детей
обмечались нарушения, свидетельствующие
о церебрально-органической недостаточности
и проявились клинически в виде церебрастенического
и невроза-подобного синдромов [31, с. 97].
В другой группе детей, где двигательная
расторможенность была менее выраженной,
а эмоционально- волевые нарушения более
сильными и сочетались с личными особенностями,
по мысли автора, незначительна. Учитывая
психопатологическую структуру нарушений
и их динамику, автор предполагает, что
в данном случае речь идёт о дисгорманичном
развитии личности, то есть о формирование
психопатии, и гипердинамический синдром
является возрастным эквивалентом психопатических
расстройств [31, с. 112] .
Таким образом, подводя черту
под рассмотрением вопроса причин, можно
отметить, что некоторые авторы видят
их в своеобразных природно - обусловленных
предпосылок развития ребёнка, или индивидуальная
вариативность, влиянии врождённых особенностей
на развитие ребёнка. Эти данные чаще всего
приводятся в работах клиницистов и физиологов.
Материал психологических и психологических
исследований позволяет говорить о важности
внешних, социальных факторов и, прежде
всего, факторе адекватных форм, организации
деятельности и общение ребёнка, влияние
нарушение семейных отношений. В этом
контексте гиперактивность рассматривается
как сформированный близким взрослыми
способ взаимодействия ребёнка с миром.
На основании анализы литературы
можно сделать следующие выводы:
1. Наибольшее число опубликованных
работ по изучению гиперактивности
являются исследования клинического
направления. Психофизиологической
основой гиперактивного поведения
в этих работах выступает незрелость,
несовершенство, нарушения и расстройства
работы мозга (по типу малых
мозговых дисфункций). Однако остаётся
неясным как гиперактивность
соотноситься я минимальными
мозговыми дисфункциями: в одних
исследованиях они выступают
по отношению друг к другу
как следствие и причина, в
других изучаются параллельно и
независимо друг от друга, в третьих –
гиперактивность выступает одним из структурных
компонентов самой ММД.
2. Наличие минимальных
мозговых дисфункций разной степени
сложности не может считаться
универсальным объяснительным фактором,
ответственным за содержание
гиперактивности и её причины;
необходима разработка психолога
- педагогического подхода к изучению
данного феномена поведения, его
структуры и динамики, конкретных
условиях воспитания и обучения
ребёнка
3. В большинстве исследований
гиперактивность рассматривается
в виде ряда симптомов, среди
которых чаще всего встречается
разные варианты сочетанья трёх
из них: избытка двигательной
активности, нарушение эмоционального
поведения и дефицит внимания. Различное
соотношение этих (основных) симптомов
и ряда дополнительных проявлений позволяют
предположить разные варианты гиперактивности,
в соответствии с которыми и должна строиться
дифференцированная работа.
4. Изучение гиперактивности
в психологической литературе
идёт в направление уточнение
понятие «гиперактивность» её
основных составляющих. Однако и
сегодня актуальными задачами
остаются: выявления динамики разных
форм гиперактивного поведения,
выяснение причин лежащих в
основе гиперактивного поведения;
поиск психологических путей
коррекции сниженных регулятивных
возможностей психики у гиперактивным
детей.
История изучения гиперактивности
- недлинный, но насыщенный фактами период,
составляющий около 150 лет. Впервые описал
чрезвычайно подвижного ребенка, который
ни секунды не мог спокойно усидеть на
стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих
Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа
Фил.
Первые проявления гиперактивности
можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики
проявления данного синдрома совпадают
с пиками психоречевого развития. В 1-2
года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются
навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается
словарный запас, в 6-7 лет формируются
навыки чтения и письма. Проявления синдрома
гиперактивности могут беспокоить родителей
с первых дней жизни ребенка: дети часто
имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно
чувствительны ко всем раздражителям
(свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования
подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой
становится неспособность ребенка сосредоточенно
заниматься чем-либо, он не может спокойно
слушать сказку, не способен играть в игры,
требующие концентрации внимания, его
деятельность носит преимущественно хаотический
характер [9, с. 112].
Говоря о гиперактивности, имеют
в виду не выраженную патологию или криминальное
поведение, а случаи, вполне укладывающиеся
в популяционные распределения нормальных
признаков и, следовательно, в представление
о широкой вариативности форм индивидуального
поведения и развития. Большинство детей
любого возраста, обозначаемых педагогами
как "трудный" ученик, воспитанник,
родителями - как "трудный" ребенок,
а социологами - как несовершеннолетний
из "группы риска", принадлежит именно
к этой категории.
Большинство исследователей
(Н.Н. Заваденко, Б.Л. Бейкер, Р. Кэмпбелл
и другие) отмечают три основных блока
проявления гиперактивности: дефицит
внимания, импульсивность, повышенная
возбудимость.
Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности
также относит расстройство восприятия.
Он считает, что повышенная активность
способствует проявлению трудностей в
учебе и трудностей принятия любви окружающих,
а проблемы восприятия проявляются в неадекватном
восприятии окружающей среды (букв, слов
и т.д.) и родительской любви [25, с. 65]
Н. Н. Заваденко отмечает, что
многие дети с диагнозом “синдром дефицита
внимания с гиперактивностью” имеют нарушения
в развитии речи и трудности в формировании
навыков чтения, письма и счета [18].
Американский психолог В. Оклендер
так характеризует этих детей: «Гиперактивному
ребенку трудно сидеть, он суетлив, много
двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно
говорлив, может раздражать манерой своего
поведения. Часто у него плохая координация
или недостаточный мышечный контроль.
Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает
молоко. Такому ребенку трудно концентрировать
свое внимание, он легко отвлекается, часто
задает множество вопросов, но редко дожидается
ответов».
Американские психологи Р.
Баркли и К. Бентон предлагают следующие
критерии выявления гиперактивности у
ребенка [4]:
1. Дефицит активного внимания
(непоследователен, ему трудно долго
удерживать внимание; не слушает,
когда к нему обращаются; с
большим энтузиазмом берется
за задание, но так и не заканчивает
его; испытывает трудности в организации;
часто теряет вещи; избегает скучных
и требующих умственных усилий
заданий; часто бывает забывчив).
2. Двигательная расторможенность
(постоянно ерзает; проявляет признаки
беспокойств; спит намного меньше,
чем другие дети, даже в младенчестве;
очень говорлив).
3. Импульсивность (начинает
отвечать, не дослушав вопрос; не
способен дождаться своей очереди,
часто вмешивается, прерывает; плохо
сосредоточивает внимание; не может
дождаться вознаграждения; при выполнении
заданий ведет себя по-разному
и показывает очень разные
результаты).
Для постановки диагноза СДВГ, согласно
критериям Американской ассоциации психиатров,
необходимо наличие шести и более симптомов,
характеризующих невнимательность, а
также шести и более симптомов, говорящих
о гиперактивности и импульсивности.
Таким образом, можно сделать
вывод, что гиперактивность – это сочетание
общего двигательного беспокойства, неусидчивости,
импульсивности поступков, эмоциональной
лабильности, нарушений концентрации
внимания. Только в нашей стране синдром
гиперактивности зафиксирован у свыше
двух миллионов детей. При отсутствии
лечения могут развиться хронические
формы заболевания, часто сочетающиеся
с серьезной психопатологией. Поэтому
необходимо проводить своевременная коррекционная
работа.
1.2. Факторы, формирующие
возникновение гиперактивности и особенности
ее протекания
Подвижный, гиперактивный, несносный
... Этот список эпитетов можно продолжить,
но психологам картина такого поведения
обозначается как «гиперактивное поведение».
В переводе с латинского «активный» означает
деятельный, действенный. «Гипер» - с греческого,
«над», «сверху» - указывает на превышение
нормы [44]. Гиперактивное поведение у младших
школьников является одним из наиболее
часто встречающихся поведенческих расстройств.
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
(СДВГ) - это неврологическо-поведенческое
расстройство развития, начинающееся
в детском возрасте, которое проявляется
такими симптомами как трудности концентрации
внимания, гиперактивность и плохо управляемая
импульсивность.
Существуют различные факторы, формирующие
возникновения гиперактивного поведения:
Наследственность. У 10-25 % гиперактивных детей, по данным
3. Тржесоглавы отмечается наследственная
предрасположенность к гиперактивности
[6]. Как правило, у гиперактивных детей
кто-то из родителей был гиперактивным,
поэтому одной из причин считают наследственность.
Но до сих пор не обнаружен какой-то особый
ген гиперактивности. Гиперактивность
больше присуща мальчикам (пять мальчиков
на одну девочку).
Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются
у матерей, страдающих аллергическими
заболеваниями, например сенной лихорадкой,
астмой экземой или мигренью. Пренатальные
факторы риска развития СДВГ включают
внутриутробную гипоксию плода (кислородное
голодание), чему способствуют условия
в которых проходит беременность. Никотин,
спазмирует артерии матки, отнимает у
ребенка питание и кислород, кроме того,
он вреден для нервных клеток. Алкоголь,
проникая через планцету в кровь, причиняет
мощный вред формирующему мозгу. Серьезную
опасность представляют и некоторые лекарства.
Чрезвычайно опасны во время беременности
травмы в области живота. На развитие СДВГ
могут влиять и психологические травмы,
всевозможные стрессы будущей матери,
а так же нежелание иметь ребенка. Большую
значимость имеют и иммунологическая
несовместимость по резус- фактору, и возраст
родителей. Риск заболеваний велик, если
возраст матери во время вынашивания ребенка
был меньше 19 или больше 39, у отца выше
39. На развитие заболевания воздействуют
и осложнения при родах: преждевременные,
скоротечные, затяжные роды, стимуляция
родовой деятельности, отравление наркозом
при кесарево м сечении, продолжительный
безводный период до рождения ребенка.
Все это может отрицательно отразиться
на развитии ребенка, его мозговой деятельности.
Но, как замечают врачи, если лечение данных
отклонений начать в раннем возрасте,
то СДВГ может не произойти.