Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

Окружающая среда. Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Например, диоксины - сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.

Дефицит питательных элементов. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12 [7, с. 85]. Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, 

сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

 Отношения внутри семьи. Исследования,  проведенные                       И. П. Брязгуновым, Е. В. Касатиковой показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи [7, с. 60]:

  • с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
  • с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
  • семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях [3, с. 44].

Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, открывает ящички стола или шкафа, вскарабкивается на стулья, не способен досидеть до конца телепередачи или дослушать до конца рассказ, его пальцы постоянно производят легкие постукивания, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют «вечным двигателем» [3, с. 65].

Ярко гиперактивное поведение проявляется у детей в младших школьников возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.

Авторы психологических учебников относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность [2, с. 103]. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Гиперактивность как особый вариант поведения выражается в характерных особенностях двигательного развития и тесно связана с нарушением внимания и эмоциональной сферы. В обобщенном виде эти ведущие особенности выглядят следующим образом:

Импульсивность обнаруживается в быстро возникающих интенсивных импульсах-устремлениях. Ребенок быстро откликается на сильные, яркие стимулы. Если понаблюдать за детьми, оставленными в игровой комнате, которая полна игрушек, импульсивные дети совершают в два раза больше контактов с различными игрушками, чем обычные дети. При этом длительность контактирования импульсивного ребенка с одной игрушкой, соответственно, примерно вдвое короче, чем у сверстника с нормальным поведением [33, с.96].

Особенности моторно-двигательного развития: неловкость движения; нарушения координации и гармоничности двигательных комплексов: ребенок способен производить определенные движения, но не может составить из них гармоничного целого; общая повышенная активность, затруднение в освоении движений; синкинезы- связанность целенаправленных движений с движениями конечностей тела, языка и т.д.; повышенное мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус [33, с.106].

Чрезмерная двигательная активность или как говорят, моторная гипереактивность проявляется в том, что ребенок постоянно двигается, не может посидеть на месте, не в состоянии посидеть за столом, т.е. нуждается в постоянном движении. Чрезмерная двигательная активность у детей различайтся в зависимости от пола. Мальчики обычно более подвижны и моторно- агрессивны. Девочки более разговорчивы и у них реже выражена моторная гипереактивность [33, с.116].

Особенности внимания и контроля: кратковременная концентрация внимания; слабая концентрация внимания; рассредоточение внимания; ригидность внимания (плохая переключаемость); персеверации (не может оторваться от определенного предмета или способа решения) [33, с.119].

Особенности эмоциональной сферы: возбудимость, апатия, неуверенность, внутреннее напряжение, эмоциональная лабильность, смена настроения, негативизм, чувство страха, агрессивность, манерничанье.

Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным и эмоционально не окрашенным голосом. Так как главное при проведении диагностики гиперактивности - это полное принятие проблем, в данном случае гиперактивности ребенка.

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети боязливые, раздражительные, тревожные — могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение. В любой ситуации доставляет окружающим много хлопот, крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения. Все эти синдромы традиционно относятся к сфере темперамента [34, с.76].

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много липших, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, т. е. «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются» [36, с. 36].

Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно важное значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные нарушения эмоциональной сферы.

Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.

Во-вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

История изучения СДВГ занимает недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, долгое время не существовало научного определения таких состояний. Были периоды спада и повышенного внимания к этой проблеме. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям, у которых часто возникали проблемы с учебой. Однако вопрос о терминологии этого состояния остался нерешенным. До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое различное содержание.

Таким образом, подводя черту под рассмотрением вопроса причин, можно отметить, что некоторые авторы видят их в своеобразных природно- обусловленных предпосылок развития ребёнка, или индивидуальной вариативности, влиянии врождённых особенностей на развитие ребёнка. Эти данные чаще всего приводятся в работах клиницистов и физиологов. Материал психологических исследований позволяет говорить о важности внешних, социальных факторов и, прежде всего, факторе адекватных форм, организации деятельности и общение ребёнка, влиянии нарушений семейных отношений. В этом контексте гиперактивное поведение рассматривается как сформированный близким взрослыми способ взаимодействия ребёнка с миром.

 

 

Далее  мы рассмотрим деятельность педагога – психолога по  использования подвижных игр  как средства коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

 

1.3. Подвижные игры  как  средство психолого-педагогическои  коррекции гиперактивного поведения  детей младшего школьного возраста

 

Поработав, с признаками гиперактивности, мы сделали вывод, что у гиперактивных детей наблюдается повышенная возбудимость, невнимательность, излишняя двигательная активность. Такие дети берутся практически за все дела, но до конца не доводят, ни одного. Они с нетерпением ждут похвалы за какое-либо своё достижение, причём получить её они хотят незамедлительно. Очень часто детки плохо спят, отличаются чрезмерной болтливостью, не могут дождаться своей очереди. Они часто без разрешения перебивают говорящего, без спроса включаются в чужой разговор.

В данном разделе мы выявляли методику оценки качества и методику коррекции гиперактивности. В качестве данных мы выбрали методики:

    • Методика «Анкета для родителей детей 7-10 лет для выявления гиперактивности» (Заваденко Н.Н., 2005).
    • Методика «Краткая шкала оценки симптомов гиперактивности».
    • Методика «Цветовой тест Люшера» для выявление и анализа субъективного эмоционального состояния человека.

 Большинство родителей считают, что излишняя активность ребёнка с возрастом пройдет сама собой. Статистические же данные показывают, что у 70% детей гиперактивность сохраняется и в подростковом возрасте. Следовательно, за развитием активных деток необходимо тщательно следить, а при необходимости корректировать.

Гиперактивность у ребенка можно выявить с помощью методики «Цветовой тест Люшера». Данная методика проводится в знакомой и близкой для ребенка игровой форме. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни расцветкой одежды, ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, только сообразуясь с тем. Насколько этот цвет предпочтительней в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать фон.  Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние  между цветовыми таблицами  должно быть не менее 2 см. выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, серый– 5, фиолетовый - 6, коричневый – 7,     черный– 8.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора. Ребенку, необходимо сказать, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным и эмоционально неокрашенным голосом. Так как главное при выявлении гиперактивности – это полное принятие проблем, в данном случае гиперактивности ребенка.

Опираясь на вышеизложенный материал, мы разработали коррекционную программу.

В деятельности педагога-психолога важное место занимает коррекционная работа, суть которой вытекает из результатов диагностики. Современная литература предлагает большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. При выборе той или иной техники необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся ресурсы и профессиональный опыт педагога. В поиске универсальных, интересных и результативных методик я в своей практической деятельности решила попробовать подвижные игры.

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника