Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

 

Анализ результатов методики «Анкета для родителей детей 7-10 лет для выявления гиперактивности» экспериментальной и контрольной групп  позволяет сделать следующие выводы.

 
Рис.5. Среднее значение по шкале гиперактивного поведения по результатам анкетирования родителей до и после проведения программы в сравнении

 

 

В экспериментальной группе, в ходе проведения формирующего 
эксперимента, среднее значение выраженности симптомов гиперактивного поведения снизилось на 0,1 единиц, т е. степень выраженности исследуемых негативных симптомов в поведении уменьшилась. По математическим 
расчетам t - критерия Стьюдента подтверждена гипотеза о том, что среднее значение выраженности симптомов гиперактивного поведения после проведения коррекционной работы, стало значительно ниже среднего значении выраженности симптомов этого признака до проведения коррекции.                tкрит для р ≤ 0,05 = 2,26; р ≤ 0,01 = 3,25; р ≤ 0,001 = 4,68, и tэмп = 5, что находится в зоне значимости. Это позволяет говорить о влиянии подвижных игр на гиперактивное поведение (Приложение 7). По мнению родителей, дети стали вести себя более сдержанно и спокойно (Рис.5).

 

Рис.6. Среднее значение по шкале гиперактивного поведения по результатам анкетирования педагогов до и после проведения программы в сравнении

В экспериментальной группе, в ходе проведения формирующего 
эксперимента, среднее значение выраженности симптомов гиперактивного поведения снизилось на 5,6 единиц, т е. степень выраженности исследуемых негативных симптомов в поведении уменьшилась (Рис.6.). О выраженности симптомов гиперактивного поведения, согласно t критерию Стьюдента, нашла подтверждение наша гипотеза об уменьшении выраженности исследуемого поведения, где tкрит для р ≤ 0,05 = 2,26; р ≤ 0,01 = 3,25; р ≤ 0,001 = 4,68,                  и tэмп = 8,6, что находится в зоне значимости (Приложение 8).

Анализ результатов по методике «Цветовой тест Люшера» позволил нам выявить следующие данные:

Рис.6. Преобладание цветовых выборов по тесту Люшера в процентах до и после проведения программы

 

1 – синий цвет

2 – зеленый цвет

3 – красный цвет

4  желтый цвет

5 – серый цвет

6 – фиолетовый цвет

7 – коричневый цвет

8 – черный цвет





          Где:

          Где:

 

 

 

 

 

Следовательно, из приведенной диаграммы можно сделать вывод, что после проведения программы в выборах детей стали преобладать синий и зеленые цвета (по 30%), которые описывают внутренне напряжение, стремление к самообладанию, покою и гармонии, т.е. повышение саморегуляции (в то время как до проведения программы в выборах превалировали черный и красные цвета). До проведения программы данный цвет не выбрал ни один ребенок. Увеличилось количество выборов желтого цвета, соответствующий состоянию возбуждения. Снизилось предпочтение коричневого цвета (доминирование физических потребностей, бегство от проблем). Один ребенок выбрал фиолетовый цвет, соответствующий сдерживанию и рефлексии своих чувств. После проведения программы черный и красный цвета не предпочел ни один ребенок (описывает негативизм, импульсивность, агрессивное поведение), в то время как до проведения программы данный цвет предпочли 30% испытуемых.

Как до реализации программы, так и после ни один остановил свой выбор на сером цвете.

Результаты наблюдения после проведенной коррекционной программы позволили нам получить следующее: наблюдение велось за детьми, у которых было выявлено гиперактивное поведение с сохранными функциями внимания. У всех воспитанников степень выраженности негативных поведенческих проявлений уменьшилась, дети стали на занятиях вести себя спокойней, стати менее болтливыми. Частота и степень беспорядочных движений снизилась. В играх дети стали более сдержанными в проявлении эмоциональных реакций, менее шумными, уступчивы, повысился самоконтроль

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

В исследовании принимали участие 30 учащихся младшего школьного возраста (воспитанники МБОУ СОШ № 5 города Кирова), их родители (30 человек) и 4 педагога.

В результате анкетирования педагогов и родителей было выявлено, что из 30 обследованных детей у 6 человек (38%) дефицит внимания, т.е. у данных испытуемых нарушены функции внимания. У 10 детей (62%) выявлено гиперактивное поведение с сохранными функциями внимания, т.е. у данных испытуемых выявлены нарушения в поведении, которые не приводят к снижению их интеллектуальных способностей.

На основании результатов диагностического исследования нами были выделены 10 школьников, имеющих гиперактивное поведение, но при этом с сохранными функциями внимания. Этим детям был предложен цветовой тест Люшера с целью определения их доминирующего эмоционального состояния. С данными детьми в дальнейшем проводились мероприятия, включенные в программу с подвижными играми.

Целью нашей программы была коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр. 
Разрабатывая программу коррекции, мы выделили основную задачу, это: коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьно возраста, средствами подвижных игр.

Для успешности коррекционной работы на занятиях применялись: дыхательная гимнастика, игры с элементами соревнований, упражнения в парах, сюжетные игры. Положительный результат приносили занятия с использованием музыки. Организация и проведение упражнений с использованием в играх музыки для актуализации положительных эмоций, развития творческих воображений и сближения детей.

Реализуемая программа показала следующее:

    1. По результатам анкетирования родителей детей, на которых была апробирована программа, средние значение по шкале гиперактивного поведения снизились  (на 0,1 единицы), т.е. степень выраженности исследуемых негативных симптомов в поведении уменьшилась. По мнению родителей, дети стали вести себя более сдержанно и спокойно.
    2. По результатам анкетирования педагогов, средние значение по шкале гиперактивного поведения снизились значительно (на 5,6 единиц), что также характеризует уменьшение выраженности исследуемого поведения.
    3. После проведения программы в выборах детей стали преобладать синий и зеленый цвета (по 30%). Снизилось предпочтение коричневого цвета (на 20%). Один ребенок выбрал фиолетовый цвет. После проведения программы черный и красный цвета не предпочел ни один ребенок (до проведения программы было 30% предпочтения).

Подводя  итоги диагностического обследования после проведения коррекционной программы, мы можем сделать вывод, что поведение младших школьников значительно улучшилось. Также по данным родителей и педагогов степень выраженности гиперактивного поведения у детей снизилась, симптоматика стала проявляться в меньшей степени. Исходя из полученных данных, можно заключить, что предложенная нами программа эффективна, т.к. способствует уменьшению проявлений симптомов интерактивного поведения среди младших школьников.

В дальнейшем, коррекционная программа с использованием подвижных игр может быть дополнена новыми упражнениями.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша работа посвящена психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр. Изучив возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что следующий возрастной этап, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, ориентируется на сверстников и молодежь, а гиперактивное поведение может помешать этому процессу и оказать крайне неблагоприятное влияние на все развитие младшего школьника.

Раскрывая сущность понятия гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста, можно отметить: итеративность - одна из самых частых дисфункций поведения. В этом возрасте оно проявляется наиболее ярко, так как в этот период осуществляется переход к учебной - 
деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки.

В широком смысле гиперактивное поведение обозначает круг 
разнообразных проблем поведения - невнимательность, импульсивность, 
непослушание, частые ночные пробуждения, а также многословное, навязчивое или зависимое поведение, которые не только ухудшают социальный статус детей младшего школьного возраста, но и формируют высокий риск развитая асоциального повеления в дальнейшем.

Рассматривая причины возникновения гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста, можно выделить как клинические причины возникновения - своеобразные природно-обусловленные предпосылки развития ребенка, или влияние врожденных особенностей на развитие ребенка так и психологические причины – организация деятельности и общение ребенка, влиянии нарушений семейных отношений.

Анализ литературы, посвященный методам психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста, позволили выбрать один, мало изученный, но мы думаем эффективный – это подвижные игры.

В настоящее время подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Именно активная двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, именно это позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.

В своей программе мы использовали множество активных игр и упражнений со стихами и музыкой, используемых в коррекционной  
педагогике. Успешными оказались игр с соревнованиями и игры в парах. Каждая игра подбиралась исходя из цели и задач программы.

Проведенное диагностическое исследование показало, что после 
реализации программы снизилось количество детей младшего школьного  
возраста с симптомами гиперактивного поведения. По результатам 
анкетирования родителей детей, на которых была апробирована программа, степень выраженности исследуемых негативных симптомов в поведении уменьшилась (на 0,1 единиц). Это подтверждает и гипотеза Н1 – результат математических расчетов по t – критерию Стьюдента. Значительно снизились и средние значения по шкале гиперактивности в результате анкетирования педагогов (на 5,6 единиц). Подтверждением достигнутого результата служит принятая гипотеза Н1 t – критерия. Исходя из полученных данных, можно 
заключить, что предложенная нами программа эффективна, т.к способствует 
уменьшению проявлений симптомов гиперактивного поведения среди детей 
младшего школьного возраста.

Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод, что 
подвижные игры – это, действенный метод для коррекции нарушений поведенияу детей младшего школьного возраста. Думаю, что - это метод будущего. Сосвоей стороны мы будем продолжать исследование и внедрение данного метода в нашу педагогическую деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. - 200 с.
  2. Александров A. A. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия [Текст] / A. A. Александров. - СПб.: 1992. - 265 с.
  3. Альтхерр, П., Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития [Текст] / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль, М. Пассольт. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 156 с.
  4. Баркли, Р., Бентон, К. Ваш непослушный ребенок [Текст] / Р. Баркли,           К. Бентон. - СПб.: Питер, 2004. - 218 с.
  5. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе [Текст] /             М.М. Безруких. - М.: ACT, 2004.- 350 с.
  6. Болотовский, Г. В. Причины гиперактивности у детей [Текст] /                       Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов. -  М.: Просвещение, 2010.- 160 с.
  7. Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей [Текст] /       И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. - М.: Медпрактика-М, 2002. - 198 с.
  8. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова – 2-е изд., испр. И доп. - М.: Психотерапия, 2008. - 208 с.
  9. Бурменская, Г. А., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование [Текст]: Проблемы психологического развития детей / Г. А. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 158 с.
  10. Вострокнутов, Н. В. Программа психокоррекции гиперактивного поведения [Текст] /  Н. В. Вострокнутов, Л. О. Пережогин, В. Ф. Шалимов - М., 2009.- 130 с.
  11. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1968. - 280 с.
  12. Гаспарова, Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» [Текст] / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1990. - №4
  13. Ломакина, Г. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой [Текст] / Г. Ломакина. М.: Центрполиграф, 2009. - 132 с.
  14. Грибанов, А. В. СДВГ у детей [Текст]: Руководство практического психолога / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин. – М.: Академический проект, 2004. - 143 с.
  15. Добсон, А. Непослушный ребенок [Текст] / А. Добсон. – М.: «Пенаты»,      «Т-Око», 1992.- 243с.
  16. Дробинский, А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания    [Текст] / А. О. Дробинский // Дефектология. - №1. - М.: 1999. - 31 с.
  17. Еремеева, В. Д. типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучеамости [Текст] / В. Д. Ермеева // Вопросы    психологии. - 2000.- 128 с.
  18. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст]  Н. Н. Заваденко. - М.: Академия, 2005. – 256 с.
  19. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики [Текст] / Н. Н. Заваденко,     Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева // Дефектология. - 2003. - №6
  20. Захаров, А.И. Неврозы у детей [Текст] / А. И. Захарова. - СПб.: 1999. - 144 с.
  21. Кенеман, А. В. Детские подвижные игры [Текст] / А. В. Кенеман. - М.: Изд-во Просвещение, 1988. - 56 с.
  22. Коротков, И. М. Подвижные игры детей [Текст] / И. М. Коротков. - М.: Изд-во Советская Россия, 1987. - 68 с.
  23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов ВУЗов / И. Ю. Кулагина,    В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 300 с.
  24. Кучма, В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России  [Текст] В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. - М.: РАРОГЬ, 1997. - 67 с.
  25. Кэмпбел, Р. Как на самом деле любить детей [Текст] / Р. Кэмпбел. – М.: Знание, 1992. - 187 с.
  26. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников [Текст] / Н. П. Локалова. - 3-е изд. - М.: 2000.- 229 с.
  27. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания [Текст] /            В. И. Лях, Зданевич А. А. - М.: Изд-во Просвещение, 2006. - 50 с.
  28. Монина, Г. Б. Гиперактивные дети. Психолого–педагогическая коррекция [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. - СПб.:  Речь, 2007. - 200 с.
  29. Мочалова, И. В. Портрет гиперактивного ребенка в деталях. Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье [Текст] / И. В. Мочалова. - М.: 2003. - 20 с.
  30. Мурашова, Е. В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром [Текст] / Е. В. Мурашова // Обруч. - 2003. - №6
  31. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие /                  В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1997. - 340 с.
  32. Насырова, О. А. Психические особенности самосознания младших школьников [Текст] / О. А. Насырова. – Астрахань, 1999. – 174 с.
  33. Пасечник, Л. В. Коррекции тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л. В. Пасечник. - М.: Сфера, 2007. – 112 с.
  34. Пассольт, М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития [Текст]: Учебное пособие / Михаэль Пассольт. - М.: Академия, 2004. - 158 с.
  35. Петрунек, В. П., Таран, Л. Н. «Колыбель неврозов» [Текст] / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. – М.: Знание, 1988. – 190 с.
  36. Политика, О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст]: Детская психология и психотерапия / О. И. Политика. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
  37. Рассел А. Баркли. Ваш непослушный ребенок [Текст] / Кристина М. Бентон. - СПб.: Питер, 2004. - 197 с.
  38. Сапагова, В. Д. Шестилетний ребенок [Текст]: Вопросы и ответы /                В. Д. Сапогова. – Тула: Приокс. кн., 1992. - 208 с.
  39. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] /     А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2002 - 128 с.
  40. Тамбиев, А.Э., Медведев, С.Д., Литвиненко, О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания [Текст] / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиенко. - М.: 2001.- 236 с.
  41. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст]: Учебник для студентов средних учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - 7-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
  42. Федоренко, Е.Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей [Текст] / Е. Ю. Федоренко, Н. Ф. Логинов // Вопросы образования. - М.: 2007. - 232 с.
  43. Харланд, С. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям[Текст] / С. Харланд. - СПб.: Весь, 2004. - 147 с.
  44. Чутко, Л. С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков [Текст] / Л. С. Чутко, А. Б. Пальчик, Ю. Д. Кропотов. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. - 235 с.
  45. Шапарь, В.Б., Россоха, В.Е. Новейший психологический словарь [Текст] /     В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 559 с.
  46. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопадобным синдромом [Текст]: Практическое руководство для психологов и врачей / Ю. С. Шевченко. - 1997. - 73 с.
  47. Шевченко, Ю.С. Игровая психология детей с гиперактивным поведением [Текст]: Школа здоровья. – М.: 1997. Т.4. №2.
  48. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст]: Психологический практикум / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 314 с.
  49. Щольц, Ф. Недостатки  характера в детском возрасте [Текст] / Ф. Шольц. – М., 2009. - 192 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1

 
Описание игровых упражнений проведенных на 1 этапе

Занятие №1

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать

воздушную струю так, чтобы получался звук ветра.

«Что исчезло?»

Цель: развитие концентрации внимания.

Перед ребятами поочередно раскладываются предметы. Попросить их внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает один предмет. Задача ребят – назвать исчезнувший предмет.

«Сломанная кукла»

Объяснить ученикам: "Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соединив голову и шею, выпрями их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё – вы сами починил куклу, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!"

Занятие №2

«Шарик»

Предложить ребятам представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается.

«Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Дети рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передают ее психологу, а сам отворачивается. Психолог дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем педагог и ребенок могут поменяться ролями.

«Прикосновение»

Цель: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение.

Разложить на столе предметы, сделанные из разных материалов (кусочки меха, вата, изделия из бумаги и т.п.), попросить ребенка внимательно рассмотреть разложенные вещи. Когда он выполнит просьбу, попросить его закрыть глаза и мягкими, ласковыми, неторопливыми движениями прикасаться различными предметами к его руке, щеке. По прикосновению он должен догадаться, что это за предмет.

Занятие №3

«Очищающее дыхание»

Педагог: "Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза".

«Буратино»

Цель: преодоление расторможенности.

Вместе с детьми выполнять движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника