Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

Игорь Б.: на занятиях внимателен, активно отвечает на вопросы, редко отвлекается.

Тимур Б.: на занятии спокойно не сидит, разговаривает с другими и отвлекает их.

Лиза Д.: на занятии не отвлекается, часто поднимает руку и дает верные ответы.

Максим Е.: во время занятия часто не может организовать себя. На уроке никого не отвлекает.

Алина З.: вовремя работы неорганизованна, но этим никому из ребят не мешает.

Эмилия З.: во время занятий активно отвечает, неспокойно сидит, всех вокруг себя отвлекает. На перемене активна и болтлива.

Влад З.: болтлив, все время шумит, на уроке привлекает к себе внимание. Во время перемены ведет себя шумно, не готовится к следующему уроку. Конфликтует с одноклассником.

Ваня З.: организован, активно работает, дает правильные ответы. Стеснителен.

Андрей К.: во время урока активно работает, не сидит на месте спокойно, вертится. На замечания реагирует остро, начинает оправдываться.

Ева К.: спокойна, усидчива во время работы. Во время перерыва готовится к следующему занятию.

Лера Ж.: на занятии и на перемене собрана, но не всегда дает положительные результаты.

Ксюша К.: на уроке организованна, подготовлена, на занятии редко отвлекается. На перемене наоборот, ведет себя неспокойно,  создает много шума.

Давид С.: на занятии неорганизован. Часто не выполняет домашнюю работу, а так же  не доделывает классную работу.  Конфликтует с ребятами.

Олеся О.: спокойно сидит и работает на уроках.

Света Х.: организованна, во время работы активна.

Илья Ш.: на уроке перебивает других одноклассников, постоянно вертится на стуле, отвлекает всех вокруг себя. Агрессивно реагирует на замечания. Не может дожидаться очереди в игровой деятельности.

Лиза Ш.: организованна, во время работы активна.

Саша Ю.: на уроке спокойно работает, старается. На перемене бегает, провоцирует девочек, чтобы за ним бегали.

Дима Г.: неорганизованн на занятии. Отвечает, не осмыслив вопроса педагога.

Настя Д.: во время урока постоянно занимается посторонними делами, вертится, отвлекает других.

Настя. Б.: организованна, во время работы неактивна.

Маша А.: всегда собрана, готова к урокам, организована.

Егор Е.: болтлив,  иногда разговаривает с собой.

Данил М.: на занятии невнимателен, забывчив, долго не может собраться. Играет на уроках, отвлекается.

Алеша П.: много разговаривает без дела на уроке. Вертится, отвлекает ребят.

Никита Ш.: на уроке организован, выполняет все задания, активно работает.

Вика Д.: на занятии часто отвлекается и отвлекает ребят.

Маша И.: постоянно вертится на стуле, на занятии не сосредоточена, отвлекается. На перемене бегает по школе.

Матвей Ч.: во время урока часто отвлекается.

Таким образом, данные психолого-педагогической диагностики 
позволили выявить детей с выраженными симптомами гиперактивного 
поведения, которые будут входить в экспериментальную группу нашего 
исследования. Для эффективной психолого-педагогической коррекции 
гиперактивного поведения предложено разработать и реализовать программу 
коррекции посредством подвижных игр.

 

 

 

 

2.2. Реализация опытно-экспериментальной  программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр

 

На основе результатов диагностики, учитывая психофизиологические и возрастные особенности данных детей, на этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа с использованием подвижных игр для коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.

Цель данной программы: коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьно возраста.

Основные задачи:

1) используя различные  средства подвижных игр корректировать  гиперактивное поведение детей  младшего школьного возраста;

2) укреплять  здоровье занимающихся, способствование их правильному физическому развитию;

3) помощь в  овладении  жизненно необходимыми двигательными  навыками, умениями и совершенствованию  в них;

4) воспитывать у детей необходимых морально-волевых и физических качества;

5) прививание учащимся  организаторских навыков и привычек  систематически самостоятельно  играть.

Контингент: дети младшего школьного возраста.

Ожидаемый результат: коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.

Занятия подвижными играми проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие по времени занимает от 30 до 45 минут. С педагогами и логопедом регулярно проводятся консультации по использованию подвижных игр на занятиях и режимные моменты. Вся коррекционная работа делится на 3 этапа. 1 этап – индивидуальная форма работы, 2 этап – подгрупповая форма работы, 3 этап – групповая форма работы.

1 этап включает в себя  игровые упражнений, направленные  на развитие внимания или игровые  упражнения, которые учат ребенка  контролировать свои импульсивные  действия.

2 этап включает в себя  проведения игровых упражнений  на тренировку двух функций. Например, развитие внимания и преодоление  двигательной расторможенности.

3 этап предусматривает  проведение игровых упражнений  по одновременной отработке всех  трех функций.

Каждое коррекционное занятие состоит из 3-х частей:

  1. начинается урок с разминки, которая может включать в себя гимнастические упражнения, танцевальные комплексы с небольшим объемом движений и невысокой интенсивностью;
  2. основная часть состоит из игр. Содержание основной части должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей;
  3. В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, игры малой подвижности.

Активная рабата с образами подвижных игр включала в себя:

  1. упражнения на развитие концентрации внимания (описание содержания игры, выполнение заданий под руководством педагога);
  2. упражнения на концентрацию внимания (описание содержания игры, выполнение заданий под руководством педагога). В процессе работы педагог участвует с ребенком в паре. Также меняются ролями;
  3. научить ребенка контролировать свои действия. В процессе дети выполняют дыхательную разминку и переходят к  упражнениям, где происходит развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым;
  4. упражнения  на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу. Занятие начинается  с дыхательной гимнастики. Групповая работа, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
  5. переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Педагог, дает задания, а дети выполняют одно и то же упражнение по-разному (Например: луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух и т.д.). Данное упражнение позволяет контролировать свое внимание;
  6. выработка навыков преодоления двигательного автоматизма. Упражнения проходят под музыку. Пока она звучит, дети могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только она выключается, играющие должны замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Это способствует преодолению активности.
  7. упражнения на способность к общению, скорости обработки услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций. Упражнения проходят с мячом, где партнеры договариваются об условиях игры, что способствует их взаимопониманию и доверию друг другу.
  8. развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом. Групповое занятие, где дети идут по кругу, держась за руки,  при этом  нельзя  расцепляться. Выполняют задание строго по сигналу. Благодаря такому упражнению отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками.
  9. управление движениями и контроль своего тела. Дети представляют себя  предметом, изображая действия присуще данному предмету. Это способствует умению чувствовать свое тело.

При организации и использовании подвижных игр мы отмечали у детей некоторую динамику в их эмоциональном состоянии. Они по-разному реагировали и выполняли упражнения. Задорные, веселые и более подвижные игры вызывали незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей. Менее подвижные игры успокаивали, настраивали на отдых. Такие игры оказывали благотворное влияние на общение с такими школьниками. После выполнения упражнений,  в беседе с детьми мы выяснили, что каждый из них чувствовал, какие эмоции они получили.

Такое восприятие обеспечивало снятие напряжения, улучшало психо-змоциональное состояние школьников.

На занятиях использовались и активные приемы заданий и упражнений, используемых в коррекционной педагогике. Каждый прием подбирался, исходя из фазы занятия в соответствии с упражнением.

Дети очень заинтересовались методом подражания предметам в сюжетной подвижной игре. Такие игры вызывают у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Упражнения, которые проходили под музыку более продуктивные. Дети старались передать настроение данной мелодии. Все это способствовало эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближения детей. А также способствовало уравновешиванию состояния гиперактивных детей.

Практически на каждом занятии использовалось дыхательная гимнастика, где дети настраиваются на работу. Также дыхательная гимнастика позволяет направить энергию детей «в мирное русло». Мы выполняли гимнастики с воспроизведением звуков, при помощи воздушных шариков и других предметов.

На всех занятиях были включены сюжетные игры и упражнения на развитие творческих способностей у детей. Наличие образно-игровой основы в таких занятиях соответствовало возрастному этапу развития младших школьников. Также были использованы упражнения на положительное отношение к окружающим людям, на формирование собственного позитивного мироощущения и мировоззрения – что, в последствии привело к большому снижению проявлений гиперактивного поведения у детей. ( « Зеваки», «Лови – не лови» и т.д.).

На коррекционных занятиях использовались и игры, имеющие стихотворное сопровождение. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный темп упражнений. Проведенная работа позволила упорядочить движения гиперактивных детей («Костер», «Поза покоя»).

Составив для себя портрет группы детей, мы всегда старались опереться на то, что им больше нравилось и параллельно включить специальные упражнения, направленные на решения проблем гиперактивного поведения. У детей, во время этих занятий появилось комфортное эмоциональное состояние, желание взаимодействовать друг с другом.

Мы отметили, что подвижные игры в состоянии помочь сбалансировать состояние и повеление ребенка. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря выполнению подвижных игр, может успокоиться. В процессе реализации этой  программы нами были внесены некоторые коррективы в план занятий: включение игр на концентрацию внимания – что, впоследствии, привело к большему снижению гиперактивного поведения у детей экспериментальной группы.

 

 

Таблица 7

Тематический план программы психолого-педагогической коррекции    гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста

 

№ занятия

Цель

Примерные упражнения

Дата

Количество

минут

1.

Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление

«Ветер», «Что исчезло?», «Сломанная кукла».

30.09.13

30мин.

2.

Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление.

«Шарик», «Найди отличие», «Прикосновение».

02.10.13

30 мин.

3.

Преодоление расторможенности. Мышечное расслабление.

«Очищающее дыхание», «Буратино», «Ласковые лапки».

07.10.13

30 мин.

4.

Научить ребенка контролировать свои действия. Мышечное расслабление.

«Ветер», «Разговор с руками», «Звуки прибоя».

09.10.13

30 мин.

5.

Развитие умения контролировать импульсивные действия. Мышечное расслабление.

«Шарик», «Говори», «Солдат и тряпичная кукла».

14.10.13

30 мин.

6.

Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Мышечное расслабление.

«Очищающее дыхание», «Слушай хлопки», «Пляж».

16.10.13

35 мин.

7.

Развитие внимания и двигательного контроля. 
 
Мышечное расслабление.

«Гудок парохода», «Чайничек с крышечкой», «Сломанная кукла».

21.10.13

35 мин.

8.

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. 
Мышечное расслабление.

«Ветер», «Скалолазы», «Дерево».

23.10.13

35 мин.

9.

Развитие внимания, произвольности поведения.

«Шарик», «Слушай команду», «Прикосновение».

28.10.13

35 мин.

10.

Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

«Гудок парохода», «Костер», «Звуки прибоя».

30.10.13

35 мин.

11.

Развитие внимания, а также выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями. 
Мышечное расслабление

«Очищающее дыхание», «Замри», «Пляж».

11.11.13

40 мин.

12.

Тренировка внимания, способности к обобщению, скорости обработки услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций.  
Мышечное расслабление.

«Ветер», «Лови - не лови», «Поза покоя».

13.11.13

45 мин.

13.

Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. 
Мышечное расслабление.

«Шарик», «Зеваки», «Солдат и тряпичная кукла».

18.11.13

45 мин.

14.

Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. 
Мышечное расслабление.

«Гудок парохода», «Колпак мой треугольный», «Звуки прибоя».

20.11.13

45 мин.

15.

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

«Ветер», «Руки-ноги», «Дерево».

25.11.13

40 мин.

ВСЕГО

   

9 часов

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника