Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….
8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………
8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….
17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….
37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
При организации и использовании подвижных игр мы отмечали у детей некоторую динамику в их эмоциональном состоянии. Они по-разному реагировали и выполняли упражнения. Задорные, веселые и более подвижные игры вызывали незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей. Менее подвижные игры успокаивали, настраивали на отдых. Такие игры оказывали благотворное влияние на общение с такими школьниками. После выполнения упражнений, в беседе с детьми мы выяснили, что каждый из них чувствовал, какие эмоции они получили.
Такое восприятие обеспечивало снятие напряжения, улучшало психо-змоциональное состояние школьников.
На занятиях использовались и активные приемы заданий и упражнений, используемых в коррекционной педагогике. Каждый прием подбирался, исходя из фазы занятия в соответствии с упражнением.
Дети очень заинтересовались методом подражания предметам в сюжетной подвижной игре. Такие игры вызывают у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
Упражнения, которые проходили под музыку более продуктивные. Дети старались передать настроение данной мелодии. Все это способствовало эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближения детей. А также способствовало уравновешиванию состояния гиперактивных детей.
Практически на каждом занятии использовалось дыхательная гимнастика, где дети настраиваются на работу. Также дыхательная гимнастика позволяет направить энергию детей «в мирное русло». Мы выполняли гимнастики с воспроизведением звуков, при помощи воздушных шариков и других предметов.
На всех занятиях были включены сюжетные игры и упражнения на развитие творческих способностей у детей. Наличие образно-игровой основы в таких занятиях соответствовало возрастному этапу развития младших школьников. Также были использованы упражнения на положительное отношение к окружающим людям, на формирование собственного позитивного мироощущения и мировоззрения – что, в последствии привело к большому снижению проявлений гиперактивного поведения у детей. ( « Зеваки», «Лови – не лови» и т.д.).
На коррекционных занятиях использовались и игры, имеющие стихотворное сопровождение. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный темп упражнений. Проведенная работа позволила упорядочить движения гиперактивных детей («Костер», «Поза покоя»).
Составив для себя портрет группы детей, мы всегда старались опереться на то, что им больше нравилось и параллельно включить специальные упражнения, направленные на решения проблем гиперактивного поведения. У детей, во время этих занятий появилось комфортное эмоциональное состояние, желание взаимодействовать друг с другом.
Мы отметили, что подвижные игры в состоянии помочь сбалансировать состояние и повеление ребенка. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря выполнению подвижных игр, может успокоиться. В процессе реализации этой программы нами были внесены некоторые коррективы в план занятий: включение игр на концентрацию внимания – что, впоследствии, привело к большему снижению гиперактивного поведения у детей экспериментальной группы.
Таблица 7
Тематический план программы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста
№ занятия |
Цель |
Примерные упражнения |
Дата |
Количество минут |
1. |
Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление |
«Ветер», «Что исчезло?», «Сломанная кукла». |
30.09.13 |
30мин. |
2. |
Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление. |
«Шарик», «Найди отличие», «Прикосновение». |
02.10.13 |
30 мин. |
3. |
Преодоление расторможенности. Мышечное расслабление. |
«Очищающее дыхание», «Буратино», «Ласковые лапки». |
07.10.13 |
30 мин. |
4. |
Научить ребенка контролировать свои действия. Мышечное расслабление. |
«Ветер», «Разговор с руками», «Звуки прибоя». |
09.10.13 |
30 мин. |
5. |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. Мышечное расслабление. |
«Шарик», «Говори», «Солдат и тряпичная кукла». |
14.10.13 |
30 мин. |
6. |
Тренировка внимания и контроль двигательной активности. Мышечное расслабление. |
«Очищающее дыхание», «Слушай хлопки», «Пляж». |
16.10.13 |
35 мин. |
7. |
Развитие внимания и двигательного
контроля. |
«Гудок парохода», «Чайничек с крышечкой», «Сломанная кукла». |
21.10.13 |
35 мин. |
8. |
Развитие наблюдательности,
умения действовать по правилу, контроль
двигательной активности. |
«Ветер», «Скалолазы», «Дерево». |
23.10.13 |
35 мин. |
9. |
Развитие внимания, произвольности поведения. |
«Шарик», «Слушай команду», «Прикосновение». |
28.10.13 |
35 мин. |
10. |
Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. |
«Гудок парохода», «Костер», «Звуки прибоя». |
30.10.13 |
35 мин. |
11. |
Развитие внимания, а также
выработка навыков преодоления двигательного
автоматизма и контроля над своими действиями. |
«Очищающее дыхание», «Замри», «Пляж». |
11.11.13 |
40 мин. |
12. |
Тренировка внимания, способности
к обобщению, скорости обработки услышанной
информации, а также координации движений
и быстроты физических реакций. |
«Ветер», «Лови - не лови», «Поза покоя». |
13.11.13 |
45 мин. |
13. |
Развитие произвольного внимания,
быстроты реакции, обучение умению управлять
своим телом и выполнять инструкции. |
«Шарик», «Зеваки», «Солдат и тряпичная кукла». |
18.11.13 |
45 мин. |
14. |
Научить концентрировать внимание,
способствовать осознанию своего тела,
научить управлять движениями и контролировать
свое поведение. |
«Гудок парохода», «Колпак мой треугольный», «Звуки прибоя». |
20.11.13 |
45 мин. |
15. |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. |
«Ветер», «Руки-ноги», «Дерево». |
25.11.13 |
40 мин. |
ВСЕГО |
9 часов |