Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Психолог подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ученикам предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Занятие №4

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра.

«Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно 
затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки 
хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, 
играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова  поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный 
срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Звуки прибоя». Звучит медленная музыка.

 Дети  лежат на ковре.

Воспитатель: "Давай представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (ребенок лежит 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух.  Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся...  Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (ребенок несколько секунд лежит и слушает). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."

Занятие №5

«Шарик»

Предложить ребенку представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается.

«Говори!»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Сказать ребенку следующее. "Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

«Солдат и тряпичная кукла»

Предложить детям представить, что они солдаты. Вспомнить вместе с ним, как солдаты стоят на параде или в почетном карауле – вытянувшись в струнку и замерев. Потренироваться с ними несколько раз, давая им команду «солдат», по которой он должен изображать солдата. Также надо потренировать с ним еще одну команду перед выполнением упражнения – попросить их вспомнить тряпичную куклу – какая она мягкая, как у нее висит голова, руки. По команде «тряпичная кукла» дети должны представить себя такой куклой, слегка наклониться вперед, расслабить все мышцы, представить, что их руки набиты ватой и свободно болтаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Описание игровых упражнений проведенных на 2 этапе 
Занятие №1

«Очищающее дыхание»

Педагог: "Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза".

«Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Пляж»

Цель: развитие мышечного контроля, контроль импульсивности.

Занятие проводится лежа. Предложите детям закрыть глаза и представить, что они лежат на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает их. Веет легкий ветерок. Они отдыхают, слушают шум прибоя, наблюдают за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушаются к своему телу. Почувствует позу, в которой они лежит.  Удобно ли им? Пусть попытаются изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы они были максимально расслаблены. Пусть представят себя всего целиком и запомнят возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Занятие №2

«Гудок парохода»

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).

«Чайничек с крышечкой»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, исключение устранение. Участники садятся в круг. Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:

"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает

круговые движения над кулаком).

Крышечка - шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идете - дырочка,

Дырочка в шишечке,

Шишечка крышечка,

Крышечка - чайничек".

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на "Гу-гу-гу", жесты сохраняются, "Гу-гу-гу - крышечка и т. д.".

«Сломанная кукла»

Объяснить ребенку: "Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Всё – ты сам починил куклу, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!"

Занятие №3

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра.

«Скалолазы»

Цель: развитие концентрации внимания, контроль импульсивных движений. Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Дерево»

Дети стоят. Воспитатель предлагает им представить себя в образе могучего дуба: "Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи. Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то, увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру".

 

 

 

 

Занятие №4

«Шарик»

Предложить ребенку представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается.

«Слушай команду»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и 
выполнять задание.

Игра поможет психологу сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Прикосновение»

Цель: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение.

Разложить на столе предметы, сделанные из разных материалов (кусочки меха, вата, изделия из бумаги и т.п.), попросить ребенка внимательно рассмотреть разложенные вещи. Когда он выполнит просьбу, попросить его закрыть глаза и мягкими, ласковыми, неторопливыми движениями прикасаться различными предметами к его руке, щеке, коленке. По прикосновению он должен догадаться, что это за предмет. Через какое-то время поменяться с ребенком ролями и позволить ему загадывать предметы и мягко прикасаться к вам.

 

 

 

Занятие №5

«Гудок парохода»

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).

«Костер»

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога:

«Жарко» - дети должна отодвинуться от «костра»;

«Руки замерзли» - протянуть руки к «костру»;

«Ой, какой большой костер» - встать и махать руками;

«Искры полетели» - хлопать в ладоши;

«Костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».

Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

«Звуки прибоя»

Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.

Воспитатель: "Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух.

Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух.  Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся...

Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Описание игровых упражнений проведенных на 3 этапе

Занятие №1

«Очищающее дыхание»

Педагог: "Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза".

«Замри»

Цель: развитие внимания, выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.

Включить танцевальную музыку. Пока она звучит, дети могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только она выключается, играющие должны замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения и так до тех пор пока в круге не останется лишь один ребенок.

«Пляж»

Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.

Предложить детям закрыть глаза и представить, что они лежат на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает их. Веет легкий ветерок. Они отдыхают, слушают шум прибоя, наблюдают за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушаются к своему телу. Почувствуют позу, в которой они лежит.  Удобно ли им? Пусть попытаются изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы они был максимально расслаблены. Пусть представят себя всего целиком и запомнят возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Занятие №2

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра.

«Лови - не лови»

Цель: тренировка внимания, способности к обобщению, скорости услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций. Игра заключается в перебрасывании мяча от одного партнера другому. В каждом конце игры играющие договариваются об условиях, при которых нужно ловить мяч. Чем более разнообразны условия игры, тем лучше она влияет на развитие интеллектуальных способностей детей.

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника