Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….
8 Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………
8 Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….
17 Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
24 ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
37 Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….
37 Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
49 Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………
Цель: снятие напряжения, мышечных
зажимов, снижение агрессивности, развитие
чувственного восприятия, гармонизация
отношений между ребенком и взрослым.
Психолог подбирает 6—7 мелких
предметов различной фактуры: кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы,
вату и т. д. Все это выкладывается на стол.
Ученикам предлагается оголить руку по
локоть; воспитатель объясняет, что по
руке будет ходить «зверек» и касаться
ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами
угадать, какой «зверек» прикасался к
руке, — отгадать предмет. Прикосновения
должны быть поглаживающими, приятными.
Занятие №4
«Ветер»
На медленном выдохе пальцем
или всей ладонью прерывать воздушную
струю так, чтобы получался звук ветра.
«Разговор
с руками»
Цель: научить детей контролировать
свои действия.
Если ребенок подрался, что-то
сломал или причинил кому-нибудь боль,
можно предложить ему такую игру: обвести
на листе бумаги силуэт ладоней. Затем
предложите ему оживить ладошки — нарисовать
им глазки, ротик, раскрасить цветными
карандашами пальчики. После этого можно
затеять беседу с руками. Спросите: «Кто
вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?»,
«Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок
не подключается к разговору, проговорите
диалог сами. При этом важно подчеркнуть,
что руки
хорошие, они многое умеют делать (перечислите,
что именно), но иногда не слушаются своего
хозяина. Закончить игру нужно «заключением
договора» между руками и их хозяином.
Пусть руки пообещают, что в течение 2-3
дней они постараются делать только хорошие
дела: мастерить, здороваться,
играть и не будут никого обижать. Если
ребенок согласится на такие условия,
то через заранее оговоренный промежуток
времени необходимо снова поиграть
в эту игру и заключить договор на более
длительный
срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Звуки
прибоя». Звучит медленная музыка.
Дети лежат на ковре.
Воспитатель: "Давай представим,
что мы лежим на теплом песке, приятный
легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем
глазки и немного отдохнем у моря, волны
споют нам свою колыбельную песню (ребенок
лежит 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся
наших ног, правая нога расслабленная
и теплая, луч солнца коснулся левой ноги
- нога расслабленная и теплая, приятно
лежать, вдыхая чистый морской воздух.
Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно.
Луч солнца коснулся живота и груди - становится
еще теплее, нам нравится это тепло, мы
дышим глубоко, вокруг приятный морской
воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу,
оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся...
Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам
приятно это расслабление, мы дышим ровно,
глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как
облако, мы еще и еще хотим слушать песню
морских волн (ребенок несколько секунд
лежит и слушает). Но пора идти, мы медленно
встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."
Занятие №5
«Шарик»
Предложить ребенку представить
желтый или оранжевый шарик, расположенный
в животе. На вдохе шарик надувается, на
выдохе сдувается.
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать
импульсивные действия.
Сказать ребенку следующее.
"Я буду задавать тебе простые и сложные
вопросы. Но отвечать на них можно будет
только тогда, когда я дам команду: "Говори!"
Давайте потренируемся: "Какое сейчас
время года?"
«Солдат
и тряпичная кукла»
Предложить детям представить,
что они солдаты. Вспомнить вместе с ним,
как солдаты стоят на параде или в почетном
карауле – вытянувшись в струнку и замерев.
Потренироваться с ними несколько раз,
давая им команду «солдат», по которой
он должен изображать солдата. Также надо
потренировать с ним еще одну команду
перед выполнением упражнения – попросить
их вспомнить тряпичную куклу – какая
она мягкая, как у нее висит голова, руки.
По команде «тряпичная кукла» дети должны
представить себя такой куклой, слегка
наклониться вперед, расслабить все мышцы,
представить, что их руки набиты ватой
и свободно болтаются.
Приложение 2
Описание игровых
упражнений проведенных на 2 этапе
Занятие №1
«Очищающее
дыхание»
Педагог: "Сядьте, выпрямившись,
на стул, спину держите прямо. Положите
руки на колени так, чтобы ладони смотрели
на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите
в центр своей груди. Когда вы вдыхаете,
представьте себе, что ваш выдох в виде
дыма, долетает до дверей комнаты. А когда
вы вдыхаете, то представьте себе, что
вдыхаете голубое небо (солнечный свет
и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство,
страх, напряжение. А вдыхать спокойствие,
уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох
- пауза".
«Слушай
хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль
двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются
по комнате в свободном направлении. Когда
ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети
должны остановиться и принять позу "аиста"
(стоять на одной ноге, руки в стороны)
или какую-либо другую позу. Если ведущий
хлопнет два раза, играющие должны принять
позу "лягушки" (присесть, пятки вместе,
носки и колени в стороны, руки между ступнями
ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют
ходьбу.
«Пляж»
Цель: развитие мышечного контроля,
контроль импульсивности.
Занятие проводится лежа. Предложите
детям закрыть глаза и представить, что они лежат на
теплом песке. Ласково светит солнышко
и согревает их. Веет легкий ветерок. Они
отдыхают, слушают шум прибоя, наблюдают
за игрой волн и танцами чаек над водой.
Пусть прислушаются к своему телу. Почувствует
позу, в которой они лежит. Удобно ли
им? Пусть попытаются изменить свою позу
так, чтобы было максимально удобно, чтобы
они были максимально расслаблены. Пусть
представят себя всего целиком и запомнят
возникший образ. Затем нужно потянуться,
сделать глубокий вдох и выдох, открыть
глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
Занятие №2
«Гудок
парохода»
Через нос с шумом дети набирают
воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды,
с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные
трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).
«Чайничек
с крышечкой»
Цель: развитие концентрации внимания
и двигательного контроля, исключение
устранение. Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая
ее определенными мануальными жестами:
"Чайничек (вертикальные
движения ребрами ладоней)
Крышечка (левая рука складывается
в кулак, правая - ладонью делает
круговые движения над кулаком).
Крышечка - шишечка (вертикальные
движения кулаками).
В шишечке - дырочка (указательный
и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными
пальцами рисуются спиральки).
Пар идете - дырочка,
Дырочка в шишечке,
Шишечка крышечка,
Крышечка - чайничек".
При последующем повторении
песенки одно слово нужно поменять на
"Гу-гу-гу", жесты сохраняются, "Гу-гу-гу
- крышечка и т. д.".
«Сломанная
кукла»
Объяснить ребенку: "Иногда
игрушки ломаются, но им можно помочь.
Изобрази куклу, у которой оборвались
веревочки, крепящие голову, шею, руки,
тело, ноги. Она вся разболталась, с ней
не хотят играть... Потряси всеми разломанными
частями одновременно. А сейчас собирай,
укрепляй веревочки - медленно, осторожно
соедини голову и шею, выпрями их, теперь
расправь плечи и закрепи руки, подыши
ровно и глубоко, и на месте будет туловище,
ну и выпрями ноги. Всё – ты сам починил
куклу, теперь она снова красивая, с ней
все хотят играть!"
Занятие №3
«Ветер»
На медленном выдохе пальцем
или всей ладонью прерывать воздушную
струю так, чтобы получался звук ветра.
«Скалолазы»
Цель: развитие концентрации внимания,
контроль импульсивных движений. Участники
должны пройти вдоль свободной стены,
прислоняясь к ней раз за разом минимум
тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул
одновременно две конечности, считается
"сорвавшимся" и возвращается на
старт. Побеждает команда, первая всем
составом добравшаяся до противоположного
угла.
«Дерево»
Дети стоят. Воспитатель предлагает
им представить себя в образе могучего
дуба: "Руки с напряжением вытянуть
вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая
кисти, руки, плечи. По очереди расслабить
кисти, затем руки и плечи. Руки с напряжением
медленно развести в стороны, пальцы растопырить,
расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно
уронить, покачать руками, как маятник,
постепенно то, увеличивая, то уменьшая
ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются
на ветру".
Занятие №4
«Шарик»
Предложить ребенку представить
желтый или оранжевый шарик, расположенный
в животе. На вдохе шарик надувается, на
выдохе сдувается.
«Слушай
команду»
Цель: развитие внимания, произвольности
поведения.
Звучит спокойная, но не слишком
медленная музыка. Дети идут в колонне
друг за другом. Внезапно музыка прекращается.
Все останавливаются, слушают произнесенную
шепотом команду ведущего и тотчас же
ее выполняют. Затем снова звучит музыка,
и все продолжают ходьбу. Команды даются
только на выполнение спокойных движений.
Игра проводится до тех пор, пока группа
в состоянии хорошо слушать и
выполнять задание.
Игра поможет психологу сменить
ритм действия расшалившихся ребят, а
детям — успокоиться и без труда переключиться
на другой, более спокойный вид деятельности.
«Прикосновение»
Цель: помочь ребенку расслабиться,
снять напряжение.
Разложить на столе предметы,
сделанные из разных материалов (кусочки
меха, вата, изделия из бумаги и т.п.), попросить
ребенка внимательно рассмотреть разложенные
вещи. Когда он выполнит просьбу, попросить
его закрыть глаза и мягкими, ласковыми,
неторопливыми движениями прикасаться
различными предметами к его руке, щеке,
коленке. По прикосновению он должен догадаться,
что это за предмет. Через какое-то время
поменяться с ребенком ролями и позволить
ему загадывать предметы и мягко прикасаться
к вам.
Занятие №5
«Гудок
парохода»
Через нос с шумом дети набирают
воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды,
с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные
трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).
«Костер»
Цель: формирование внимания и произвольной
регуляции собственной деятельности.
Дети садятся на ковер вокруг
«костра» и выполняют соответствующую
команду психолога:
«Жарко» - дети должна отодвинуться
от «костра»;
«Руки замерзли» - протянуть
руки к «костру»;
«Ой, какой большой костер»
- встать и махать руками;
«Искры полетели» - хлопать
в ладоши;
«Костер принес дружбу и веселье»
- взяться за руки и ходить вокруг «костра».
Затем игра выполняется с ведущим
ребенком.
«Звуки
прибоя»
Звучит медленная музыка. Дети
лежат на ковре.
Воспитатель: "Давайте представим,
что мы лежим на теплом песке, приятный
легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем
глазки и немного отдохнем у моря, волны
споют нам свою колыбельную песню (дети
лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся
наших ног, правая нога расслабленная
и теплая, луч солнца коснулся левой ноги
- нога расслабленная и теплая, приятно
лежать, вдыхая чистый морской воздух.
Вдох - выдох, обе ноги теплые,
это приятно. Луч солнца коснулся живота
и груди - становится еще теплее, нам нравится
это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный
морской воздух. Луч солнца прикоснулся
к лицу, оно все расслабилось, рот чуть
приоткрылся...
Как хорошо мы отдыхаем, спокойно,
нам приятно это расслабление, мы дышим
ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое,
как облако, мы еще и еще хотим слушать
песню морских волн (дети несколько секунд
лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно
встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."
Приложение 3
Описание игровых
упражнений проведенных на 3 этапе
Занятие №1
«Очищающее
дыхание»
Педагог: "Сядьте, выпрямившись,
на стул, спину держите прямо. Положите
руки на колени так, чтобы ладони смотрели
на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите
в центр своей груди. Когда вы вдыхаете,
представьте себе, что ваш выдох в виде
дыма, долетает до дверей комнаты. А когда
вы вдыхаете, то представьте себе, что
вдыхаете голубое небо (солнечный свет
и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство,
страх, напряжение. А вдыхать спокойствие,
уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох
- пауза".
«Замри»
Цель: развитие внимания, выработка
навыков преодоления двигательного автоматизма
и контроля над своими действиями.
Включить танцевальную музыку.
Пока она звучит, дети могут прыгать, кружиться,
танцевать. Но как только она выключается,
играющие должны замереть на месте в той
позе, в которой его застала тишина. Если
кому-то из участников это не удалось,
он выбывает из игры. Снова звучит музыка
– оставшиеся продолжают выполнять движения
и так до тех пор пока в круге не останется
лишь один ребенок.
«Пляж»
Цель: развитие мышечного контроля,
элиминация импульсивности.
Предложить детям закрыть глаза
и представить, что они лежат на теплом
песке. Ласково светит солнышко и согревает
их. Веет легкий ветерок. Они отдыхают,
слушают шум прибоя, наблюдают за игрой
волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушаются
к своему телу. Почувствуют позу, в которой
они лежит. Удобно ли им? Пусть попытаются
изменить свою позу так, чтобы было максимально
удобно, чтобы они был максимально расслаблены.
Пусть представят себя всего целиком и
запомнят возникший образ. Затем нужно
потянуться, сделать глубокий вдох и выдох,
открыть глаза, медленно сесть и аккуратно
встать.
Занятие №2
«Ветер»
На медленном выдохе пальцем
или всей ладонью прерывать воздушную
струю так, чтобы получался звук ветра.
«Лови
- не лови»
Цель: тренировка внимания, способности
к обобщению, скорости услышанной информации,
а также координации движений и быстроты
физических реакций. Игра заключается
в перебрасывании мяча от одного партнера
другому. В каждом конце игры играющие
договариваются об условиях, при которых
нужно ловить мяч. Чем более разнообразны
условия игры, тем лучше она влияет на
развитие интеллектуальных способностей
детей.