Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание [10].

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

Мы разработали программу, которая включила в себя   цель: коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьно возраста, средствами подвижных игр.

Для достижения указанных целей программы  предусматриваются решение следующих локальных задач:

1) используя различные средства  подвижных игр корректировать  гиперактивное поведение детей  младшего школьного возраста;

2) укреплять здоровье занимающихся, способствование их правильному физическому развитию;

3) помощь в  овладении жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

4) воспитывать у детей необходимых морально-волевых и физических качества;

5) прививать учащимся организаторских навыков и привычек систематически самостоятельно заниматься играми.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Так же наша программа включает в себя требования к качеству освоения программного материала.

В результате освоения минимума программы по подвижным играм учащиеся 1-4 классов должны знать и иметь представления:

- о правилах проведения подвижных  игр;

- о правилах поведения на  занятиях подвижными играми;

- о правилах подготовки мест  для самостоятельных занятий;

- о причинах возникновения травм  во время занятий и профилактике  травматизма.

Ребята должны уметь:

- самостоятельно организовывать  и проводить подвижные игры;

- взаимодействовать с партнером, командой и соперником;

-вести наблюдения за показателями  ЧСС во время игры;

- оказывать первую медицинскую  помощь при ссадинах, царапинах;

В коррекционную программу включены формы проведения подвижных игр:

Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся.

Начинается урок с разминки, которая может включать в себя гимнастические упражнения, танцевальные комплексы с небольшим объемом движений и невысокой интенсивностью.

Основная часть состоит из игр. Содержание основной части должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей.

В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, игры малой подвижности

В нашу программу мы так же включили подготовку, и проведение игры:

- в выборе игры, необходимо учитывать возрастные особенности;

- физическое развитие детей;

- количество детей;

- условия проведения игры;

- форму занятий.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.

Программа может состоять из 15 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.

Время проведения – 30-45минут.

Минимальное число участников группы - 4-6 человек.

Возраст - 7-11 лет.

Занятия проходят в группах.

В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, А. Ремеевой, А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.С. Султановой, Л.П. Успенской, К. Фоппелем и др.

1 этап – индивидуальная форма  работы.

Цель: проведение игровых упражнений, способствующих развитию только одной функции. Например, игровые упражнения, направленные на развитие внимания или игровые упражнения, которые учат ребенка контролировать своиимпульсивные действия («Найди отличие», «Что исчезло?», «Буратино», «Разговор с руками», «Говори») предоставлены в таблице 1 (Приложение 1).

Таблица 1

 
Занятия 1 этапа.

 

 
Цель занятия

 
Содержание занятия

 
1

Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление.

«Ветер», «Что исчезло?», «Сломанная кукла».

 
2

Развитие концентрации внимания. Мышечное расслабление.

«Шарик», «Найди отличие», «Прикосновение».

 
3

Преодоление расторможенности. Мышечное расслабление.

«Очищающее дыхание», «Буратино», «Ласковые лапки».

 
4

Научить ребенка контролировать свои действия. Мышечное расслабление.

«Ветер», «Разговор с руками», «Звуки прибоя».

 
5

Развитие умения контролировать импульсивные действия. Мышечное расслабление.

«Шарик», «Говори», «Солдат и тряпичная кукла».


 

 

2 этап – подгрупповая форма работы.

Цель: проведение игровых упражнений на тренировку сразу двух функций. Например, игровые упражнения, направленные на развитие внимания и преодоления двигательной расторможенности или игровые упражнения которые учат контролировать свои импульсивные действия и на развитие внимания («Слушай хлопки», «Чайничек с крышечкой», «Скалолазы», «Слушай команду», «Костер») предоставлены в таблице 2 (Приложение 2).

 

Таблица 2

 
Занятия 2 этапа

 

 
Цель занятия

 
Содержание занятия

 
1

Тренировка внимания и контроль двигательной активности.  
Мышечное расслабление.

«Очищающее дыхание», «Слушай хлопки», «Пляж».

 
2

Развитие внимания и двигательного контроля. 
Мышечное расслабление.

«Гудок парохода», «Чайничек с крышечкой», «Сломанная кукла».

 
3

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. 
Мышечное расслабление.

«Ветер», «Скалолазы», «Дерево».

 
4

Развитие внимания, произвольности поведения. 
Мышечное расслабление

«Шарик», «Слушай команду», «Прикосновение».

 
5

Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

«Гудок парохода», «Костер», «Звуки прибоя».


 

 

3 этап – групповая  форма работы.

Цель: проведение игровых упражнений по одновременной отработке всех трех функций («Замри», «Лови – не лови», «Зеваки», «Колпак мой треугольный», «Руки-ноги») предоставлены в таблице 3 (Приложение 3).

 

Таблица 3

 
Занятия 3 этапа

 

 

 
Цель занятия

 
Содержание занятия

 
1

Развитие внимания, а также выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями. 
Мышечное расслабление

«Очищающее дыхание», «Замри», «Пляж».

 
2

Тренировка внимания, способности к обобщению, скорости обработки услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций.  
Мышечное расслабление.

«Ветер», «Лови - не лови», «Поза покоя».

 
3

Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. 
Мышечное расслабление.

«Шарик», «Зеваки», «Солдат и тряпичная кукла».

 
4

Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. 
Мышечное расслабление.

«Гудок парохода», «Колпак мой треугольный», «Звуки прибоя».

 
5

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

«Ветер», «Руки-ноги», «Дерево».


 

 

Во время проведения игровых упражнений дети вели себя активно, охотно принимали участие. Упражнения были им интересны, так как они выполняли различные задания. Данный этап работы воспринимали положительно.

Таким образом, после проведения игровых упражнений мы обнаружили, что дети стали более сдержанны. Групповая форма упражнений помогла детям сплотиться, стать «ближе» друг к другу.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 2 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционой методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развития, задержками развития, детей с СДВГ.

Каковы дефицитарные функции гиперактивных детей? Это низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Таким образом, в подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми.

В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть.

Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учится избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

В младшем школьном возрасте начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Гиперактивность - одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка, особенно детей старшего дошкольного возраста.

На основании анализа литературы можно сделать следующие выводы:

1. Наибольшее число опубликованных  работ по изучению гиперактивного  поведения являются исследованиями  клинического направления. Психофизиологической  основой гиперактивного поведения  в этих работах выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства  работы мозга (по типу малых  мозговых дисфункций).

2. В большинстве исследований  гиперактивность рассматривается  в виде ряда симптомов, среди  которых чаще всего встречается  разные варианты сочетания трёх  из них: избытка двигательной  активности, нарушение эмоционального  поведения и дефицит внимания.

3. Различное соотношение этих (основных) симптомов и ряда дополнительных  проявлений позволяют предположить  разные варианты гиперактивности, в соответствии с которыми  и должна строиться дифференцированная  работа.

4. Изучение гиперактивного поведения  в психологической литературе  идёт в направление уточнение  понятие «гиперактивность», её основных  составляющих. Однако и сегодня  актуальными задачами остаются: выявления динамики разных форм  гиперактивного поведения, выяснение  причин лежащих в основе гиперактивного  поведения; поиск психологических  путей коррекции сниженных регулятивных  возможностей психики у гиперактивных  детей.

Дети с нарушениями в поведении являются особой категорией, в работе с которыми используется музыкотерапия, являющаяся одним из способов профилактики и коррекции гиперактивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника