Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

На четвертом  занятие 2 этапа ученики выполняли дыхательную гимнастику «Шарик» и играли в новую  игру «Слушай команду». Цель: развитие внимания, произвольности поведения. В кабине зазвучала спокойная и не слишком медленная музыка. Учащиеся сразу обратили на это внимание. Данил М. начал пританцовывать. Психолог дает команду идти в колонне друг за другом. Психолог медленно и четко проговаривает правила. Все ребята слушают. Психолог говорит, что когда музыка прекращается, все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Ребята активно и спокойно выполняли команды психолога. Психолог давал возможность поводить и ученикам. После игры «Слушай команду» ребята под руководством психолога перешли к знакомой игре «Прикосновение». Благодаря данной игре ребята расслаблялись. Здесь психолог предложил поиграть в парах. И ребята замечательно и самостоятельно справились с этой игрой. Психолог похвалил учащихся за занятие.

Пятое  занятие 2 этапа, как и все остальные занятия, начиналось уже со знакомой дыхательной гимнастики «Гудок парохода». После выполненной гимнастики перешли к новой игре «Костер». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.  
Дети сели  на ковер вокруг «костра» (нарисован на листе) и выполняют соответствующую команду воспитателя. Учащиеся активно выполняли команды психолога. Многие ребята добавляли свои движения. Когда психолог говорил слова: «Костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Не все ученики брались за руки, но психолог просил выполнить задание. Учащимся понравилось выполнять задания на ковре. Заключительной игрой на этом занятии была знакомая игра «Звуки прибоя». Психолог включил музыку, а ребята легли на ковер и расслаблялись. Ребята сразу легли в удобной позе и слушали музыку.

После проведения занятий 2 этапа, психолог перешел к занятиям 3 этапа. Цель данного этапа: проведение игровых упражнений по одновременной отработке всех трех функция.

Первое  занятие 3 этапа содержало изученную дыхательную гимнастику «Очищающее дыхание».  Познакомились с новой игрой «Замри» Цель: развитие внимания, выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями. Психолог включил танцевальную музыку. В это  время, дети прыгали, кружились, танцевали. Но как только она выключается, ученики замирали на месте в той позе, в которой его застала тишина. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывал из игры. Снова звучала музыка – оставшиеся продолжали выполнять движения и так до тех пор, пока в круге не остался лишь один ребенок. Ученики с удовольствием принимали участие в игре. Данная игра позволила контролировать свои действия. После новой игры младшие школьники перешли к уже полюбившейся игре «Пляж».  Все с удовольствием лежали на «пляжу». Лиза Д. сказала, что ей нравится быть на воображаемом пляже осенью.

Второе занятие 3 этапа начиналось с дыхательной гимнастики «Ветер» - основная стойка (1-2 мин.). Ребята самостоятельно ее выполнили, психолог их похвалил. На этом занятии ученики познакомились с новой интересной игрой «Лови – не лови». Цель: тренировка внимания, способности к обобщению, скорости услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций. Игра проходит около 20 минут в парах, где младшие школьники об условиях игры при которых нужно ловить мяч. Эта игра очень понравилась ученикам, так как они самостоятельно придумывали правила и условия. Здесь психолог только контролировал процесс. Ребята разбились в пары по симпатиям друг к другу. Без пары остался Данил М., и его к себе третьим взяли девочки. Также игра влияет на развитие интеллектуальных способностей детей. После того как ребята поиграли в игру, психолог познакомил с еще одной игрой под названием «Поза покоя». Ребята сразу догадались, что в этой игре нужно быть спокойными и тихими. Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Игра проходила сидя на стульях. Психолог рассказал смысл игры, после чего ребята приняли правильную позу. Психолог произносил формулу общего покоя, а ребята расслаблялись на стуле. Такое упражнение эффективно после активной игры.

На третьем занятии Учащиеся выполняли дыхательную гимнастику «Шарик» и играли в новую игру «Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Психолог рассказал правила игры и все приступили играть в нее. Ученики шли, взявшись за руки по кругу. Психолог звонил в колокольчик, ребята останавливались, хлопали 4 раза в ладоши и шли в другую сторону, держась за руки. Кто не успевал выполнить задание садился на стульчик. Игорь Б. отказывался выходить из круга после того, как не успел. Но психолог снова повторил правила, и ребята все стали играть по правилам. Эта игра позволяет концентрировать внимание и управлять своим телом. Сыграв в новую игру, психолог предложил поиграть в игру «Солдат и тряпичная кукла». Ребята по сигналу психолога превращались в солдат и кукол. Психолог предложил посоревноваться и усложнил правила. Ребята с удовольствием согласились. Ученики разделились на солдат и кукол. Игра заключалась, кто лучше изобразит данных героев. Победила дружба! Все ребята остались довольны решением психолога.

Предпоследнее 4 занятие 3 тапа содержало дыхательную гимнастику «Гудок парохода», новую игру «Колпак мой треугольный». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Несколько учеников знали эту игру и были рады в нее поиграть. Психолог рассаживает младших школьников в круг на стулья. После того они сели, психолог проговаривает суть игры. Ребята по очереди говорили фразы. Когда фраза повторялась, детям , которым выпадало говорить слово "колпак", заменяли его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). 
Но когда фраза повторялась второй раз, жесты заменяли два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). Ребята были очень активны. На занятии было довольно весело. Были мальчишки, которые мешали другим и сами ничего не делали. Когда все поиграли в новую игру, психолог предложил в заключении вспомнить и поиграть в игру «Звуки прибоя». Ученики с удовольствием легли на ковер и отдыхали.

На пятом, заключительном занятии, детям предлагалось выполнить дыхательную гимнастику «Ветер»  лица детей были радостные. Ведь это занятие было последним. Психолог познакомим ребят еще с одной игрой «Руки – ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, развитие навыков удержания программы. Младшие школьники под руководством психолога выполняли упражнения. Ребята с удовольствием прыгали. Эмилия З. попросила еще раз повторить упражнение и с ней все согласились. Игра «Дерево» была последней. Все ученики старались. Кто-то даже проговаривал, какое он дерево.

Все проведенные занятия имеют одинаковую структуру: есть дыхательная гимнастика в начале занятия, новая игра, закрепление знакомой игры. На всех проведенных занятиях ребята были активны, выполняли все упражнения, хорошо шли на контакт.

Таким образом, цель и задачи психолого-педагогической программы по коррекции гиперактивности младшего школьного возраста средствами подвижных игр были решены. Эту программу можно использовать в работе психологов по коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста.

Для того чтобы проверить эффективность реализованной программы нами был проведен контрольный этап эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста

 

После  реализации коррекционной программы подвижными играми, был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов. С целью определения эффективности коррекционной программы с использованием подвижных игр как метода психолого-пелагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста обратимся к сравнительному анализу результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

В основу оценки эффективности проведения коррекционной программы  легли результаты итогового среза. Итоговый срез проводился на контрольной и экспериментальной группах. Испытуемые контрольной группы (20 детей младшего школьного возраста) не принимали участие в формирующем эксперименте, а испытуемые экспериментальной группы (10 детей младшего школьного возраста) в течение 2 месяцев участвовали в коррекционной программе с использованием подвижных игр.

Итоговый срез проводился по методикам, используемым нами 
констатирующем эксперименте, что обеспечило объективность достоверных данных (см. таблицу 8).

Сравнительные результаты по двум срезам:

 до и после  проведения эксперимента

Таблица 8

№ п/п

Испытуемые

экперим.

группы

Анкетирование родителей

Гипер. поведение

Анкетирование педагогов

Гипер. поведение

Тест Люшера

до

после

до

после

до

после

1

Тимур Б.

0,86

0,76

19

17

Коричневый

Коричневый

2

Эмилия З.

0,54

0,46

20

16

Красный

Зеленый

3

Влад З.

0,91

0,81

24

17

Черный

Зеленый

4

Андрей К.

0,87

0,72

22

16

Черный

Зеленый

5

Илья Ш.

0,93

0,77

26

18

Красный

Фиолетовый

6

Дима Г.

0,87

0,74

22

17

Коричневый

Синий

7

Настя Д.

0,62

0,61

24

18

Желтый

Желтый

8

Данил М.

0,89

0,75

25

17

Коричневый

Синий

9

Алеша П.

0,82

0,76

21

16

Черный

Синий

10

Маша И.

0,62

0,61

21

16

Красный

Желтый

 

Среднее арифмети-ческое

Х=0,79

Х=0,69

Х=22,4

Х=16,8

 
             

 

 

Испытуемые конрол.

группы

Анкетирование родителей

Гипер. поведение

(среднее знач. показателей в баллах)

Анкетирование педагогов

Гипер. поведение

(сумма баллов)

до

после

до

после

Витя Б.

0,75

0,75

20

20

Игорь Б.

0,75

0,75

14

14

Лиза Д.

0,48

0,48

11

11

Максим Е.

0,52

0,53

15

15

Алина З.

0,45

0,45

16

16

Ваня З.

0,76

0,76

11

12

Ева К.

0,52

0,52

13

13

Лера Ж.

0,48

0,48

15

15

Ксюша К.

0,5

0,5

14

14

Давид С.

0,79

0,79

17

17

Олеся О.

0,48

0,49

12

12

Света Х.

0,46

0,46

11

11

Лиза Ш.

0,44

0,44

10

10

Саша Ю.

0,77

0,77

15

16

Настя Б.

0,5

0,5

13

13

Маша А.

0,46

0,45

11

11

Егор Е.

0,73

0,74

18

18

Никита Ш.

0,74

0,74

17

17

Вика Д.

0,49

0,49

14

14

Матвей Ч.

0,77

0,77

16

17

Среднее арифметическое

Х= 0,59

Х= 0,59

Х= 14,5

Х= 14,3

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника