Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….
8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………
8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….
17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….
37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..
49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Занятия первого этапа, проведенные с группой детей младшего школьного возраста МБОУ СОШ №5 , способствующие развитию только одной функции.
Первое занятие начиналось с дыхательной гимнастики «Ветер» - основная стойка (1-2 мин.). Дети под руководством психолога на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра. Данное упражнение направленно на оздоровление организма. Также возможность пронаблюдать, как во время упражнений работают все части тела, начиная с головы и заканчивая ногами. Данное занятие сначала вызвало небольшое затруднение в организации внимания учащихся, но после нескольких минут, каждый из них смог выполнить гимнастику под руководством психолога самостоятельно. Цель: развитие концентрации внимания.
Упражнение «Что исчезло?» вызвало у ребят положительные эмоции, т.к. это упражнение они выполняли все вместе. И главная задача данного упражнения назвать исчезнувший предмет. Педагог перед ребятами поочередно раскладываются предметы. В это время ученики внимательно наблюдали за психологом. Психолог просит их внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывали глаза, а педагог убирал один предмет. Психолог раскладывал предметы несколько раз. Ребята сразу настроились на работу, так как они хотели узнать, кто больше запомнит предметов. Дети учились концентрировать свое внимание. Младшим школьникам понравилось угадывать исчезнувший предмет.
Упражнение «Сломанная кукла», помогло ребятам пофантазировать, какие бывают куклы, из каких частей они состоят. Ребятам давались задания, которые они с удовольствием выполняли. Они показывали друг другу куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Ученики трясли всеми разломанными частями одновременно. Учащиеся наблюдали над куклами, которые сами выполняли. Данное упражнение позволило ребятам расслабиться, но при этом контролировать свое тело. Следующий этап упражнения заключался в том, что нужно собирать, укрепить веревочки - медленно, осторожно соединить голову и шею, выпрямить. Расправить плечи и закрепить руки. Психолог просил дышать ровно и глубоко. Учащиеся выполнили задание психолога быстро и четко. Психолог акцентировал внимание учеников на том, что они сам починили куклу, что она теперь снова красивая, с ней все хотят играть! В этой части упражнения ребята полностью овладевали своим телом и контролировали его.
Второе занятие начиналось с дыхательной гимнастики
«Шарик» (1-3 мин.). Дети под руководством
психолога выполнили упражнение. Ученики
представили желтый шарик, расположенный
в животе. На вдохе шарик надувается, на
выдохе сдувается. Учащиеся активно выполняли
гимнастику. Плавно учащиеся с психологом
перешли к упражнению «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать
внимание на деталях.
Детям психолог предложил нарисовать
любую несложную картинку (котик, домик
и др.). Ученики активно начали рисовать
рисунок. Психолог попросил передать свои
рисунки ему. Когда все ученики передали
рисунки, психолог попросил отвернуться.
В это время психолог дорисовывал некоторые
детали к каждому рисунку и возвращает
его. Дети должны заметить, что изменилось
в рисунке. Учащимся очень понравилось
данное упражнение.
Данная деятельность позволяет детям доверять другим людям и концентрировать свое внимание. Также помогло настроить их на дальнейшую работу.
Упражнение «Прикосновение». Цель: помочь ребенку расслабиться, снять напряжение. Психолог заранее разложил на столе предметы, сделанные из разных материалов (кусочки меха, вата, изделия из бумаги и т.п.). Далее он попросит ребят внимательно рассмотреть разложенные вещи. Психолог просит ребят закрыть глаза, и он мягкими, ласковыми, неторопливыми движениями прикасается различными предметами к его руке, щеке. По прикосновению ребята догадываются, что это за предмет. Ученики, молча, ждали своей очереди, но находились такие ученики, которые подсказывали друг другу. Данное упражнение позволяет детям доверять другим людям и снимает напряжение.
Третье занятие также начинается с дыхательной гимнастики «Очищающее дыхание» - (1-3 мин.). Психолог попросил сесть, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Далее мысленным взором ученики смотрели в центр своей груди. Психолог проговаривает, когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. Ребята выдыхают. Психолог говорит, когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо. Ребята все активно вдыхают. Психолог комментирует, что можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза". Ребята пытались говорить, что они вдыхают, а что выдыхают. Психолог попросил тишины.
Далее дети играли в игру «Буратино». Цель: преодоление расторможенности. Психолог попросил всех ребят встать в круг и выполнять все то, что он будет проговаривать.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Андрей К. и Влад З. выполняли упражнения очень громко, привлекая внимания других учащихся.
Данное упражнение позволяет контролировать действия ученика. Помогло настроить их на дальнейшую работу.
Ребята плавно перешли к игре «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов,
снижение агрессивности,
развитие чувственного восприятия, гармонизация
отношений между ребенком и взрослым.
Психолог подобрал 6 мелких предметов
различной фактуры и выложил на стол: кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы,
вату, расческу. Психолог предлагает ученикам
оголить руку по локоть; психолог объяснил,
что по руке будет ходить «зверек» и касаться
ласковыми лапками.
Учащимся необходимо с закрытыми глазами
угадать, какой «зверек» прикасался к
руке, — отгадать предмет. Психолог касается
поглаживающими, приятными движениями.
Ребята с большим удовольствием принимали
участие. Учащимся нравилось сопоставлять
касания предметами с касаниями животных.
Трудности возникли с Ильей Ш., он мешал
и отвлекал ребят.
Четвертое занятие начиналось с дыхательной гимнастики «Ветер» - основная стойка (1-2 мин.). Дети под руководством психолога на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра. Данное упражнение направленно на оздоровление организма. Также возможность пронаблюдать, как во время упражнений работают все части тела, начиная с головы и заканчивая ногами. Ребята выполнили гимнастику под руководством психолога самостоятельно. Цель: развитие концентрации внимания. Далее учащиеся плавно перешли к игре
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои
действия.
Психолог усаживает ребят за рабочие места
и предлагает обвести на листе бумаги
силуэт ладоней. Затем предложил им оживить
ладошки — нарисовать им глазки, ротик,
раскрасить цветными карандашами пальчики.
Ученики активно работали над воплощением
своих ладоней. Тимур и Витя разговаривали
вовремя работы, чем мешали другим ребятам.
Когда ученики нарисовали свои ладошки,
психолог спрашивал ладошки: «Кто вы, как
вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего
не любите?», «Какие вы?». Почти все ребята
включились в диалог. Затруднения возникли
только у Леры Ж. Психолог помогал Лере
с ответами, задавая наводящие вопросы.
Психолог также подчеркивал, что руки
хорошие, они многое умеют делать, но иногда
не слушаются своего хозяина. Психолог
предлагает ученикам «заключить договор»
между руками и их хозяином. Пусть руки
пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются
делать только хорошие дела: мастерить,
здороваться,
играть и не будут никого обижать. Все
ученики согласились на такие условия.
Данное упражнение позволяет научить
детей контролировать свои действия.