Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила:

Руководитель:

                                                                                                                               

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Введение.

Анализ ситуации.

 

Исходная ситуация. После диагностического обследования развития речи второй младшей группы я увидела, что показатель низкого уровня развития речи намного превышал показатель среднего уровня.  Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Однако, изучение количественно – качественных характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет порой весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем педагогам чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Я столкнулась с тем, что у детей был низкий уровень развития речи, плохо развитое логическое мышление.

Проблемы. В настоящее время наша страна переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдали хроническими заболеваниями. В 90-е годы появился термин -  «децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. В особо сложных условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей, безработных, а также дети из неблагополучных семей.

Развитие личности ребенка определяется тремя факторами:

    1. Предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями.
    2. Условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов.
    3. Внутренней позицией самого человека, формирующейся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Материнская заболеваемость, младенческая смертность, различная патология, в том числе возраст женщины, жилищные условия, заработная плата и многое другое являются причинами неполноценного развития ребенка. Для наших родильных домов в настоящее время характерно наличие рожениц в возрасте за 30 лет, которые уже сделали несколько абортов и имеют воспалительные заболевания. Эти женщины, как правило, рожают в первый раз. У них высокий социальный статус, но для полноты жизни им не хватает только ребенка. Они рожают желанного малыша, но с осложнениями, оперативным путем: с помощью «кесарева сечения». В результате резкой смены давления у новорожденного возникают поражения центральной или периферической нервной системы. Ученые неоднократно подчеркивали, что такой ребенок в первые годы жизни должен воспитываться в семейной обстановке, а родители нуждаются в квалифицированном консультировании и педагогической помощи специалистов. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, современная качественная коррекция, с учетом компенсаторной возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы.

Причины. Наш детский сад работает по программе «Радуга». В разработках по разделу развитие речи мало внимания уделяется индивидуальной работе, нет перечня дидактических игр по данному разделу. Вначале я ознакомилась с передовой методической литературой по данной проблеме. Наработав теоретический материал, подобрала дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления и речи, чтобы составить перечень игр для использования в каждой возрастной группе.

Последствия. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

 Дети, имеющие недостатки речи болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Еще острее встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первых дней пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать и родители, и воспитатели.

Ключевая проблема. В ходе своей инновационной деятельности я решила подобрать и систематизировать комплекс дидактических игр и упражнений для использования в индивидуальной работе по развитию логического мышления и речи.

Опыт решения сходных проблем. В отечественной педагогике, начиная с К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского неоднократно поднимался вопрос об успешности педагогического общения как одного из важнейших условий речевого развития ребенка. Теория ограничилась декларированием принципов и общих положений, а переход к практическим действиям был предоставлен творчеству и находчивости отдельных педагогов. Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований отдельных аспектов педагогического общения. Способствовало этому изучение опыта педагогов-новаторов (В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина, Ш.М.Амонашвили, И.П.Волкова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой, Р.Н.Потаповой и др.). Анализ опыта учителей-новаторов, лучших отечественных педагогов позволяет выявить основные характеристики взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками. Открытость педагога детям, умение организовать общение ученика, соответствующее его мыслям, настроениям, обеспечивает взаимопонимание, сотрудничество, умение поставить себя на место ребенка, понять его внутреннее состояние, особенности личности.

Принятие воспитанника как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.

В конце 90-х годов сложилась ситуация, когда детей готовили к обучению в школе, забывая об основном виде деятельности детей – игре.

Многие авторы стали уделять больше внимания включению игровых упражнений в обучающие занятия и в совместную деятельность педагога с детьми. Появились разработки отдельных дидактических игр и упражнений по развитию логического мышления и речи детей дошкольного возраста.

Актуальность. Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Нужно запомнить всем – и учителям, и воспитателям, и родителям, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок – «существо играющее».

 

 

§ 2. Концепция деятельности.

Гипотеза. Я предположила, что использование дидактических игр и упражнений в индивидуальной работе по развитию речи с детьми приведет к улучшению показателей диагностического обследования  по развитию речи.

В дошкольном возрасте логические формы  мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, но обязательно руководство со стороны взрослого. Уровень развития логики и речи у разных детей различен, возможности, которые имеются у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью. Выполнение специальных упражнений и игр, представленных мною, может существенно повысить уровень развития логики и речи дошкольника.

Цель. Цель моего опыта – повысить показатель среднего уровня по развитию речи на 1,5%.

Задачи. Передо мной стояли следующие задачи:

  1. Проведение диагностического обследования детей, начиная со средней группы по разделу программы «Развитие речи». Подтверждение актуальности моей деятельности.
  2. Изучение литературы по данной проблеме. Наработка теоретического материала.
  3. Разработать план работы с родителями для каждой возрастной группы.
  4. Разработать перспективное планирование речевой зоны во 2-й младшей группе.
  5. Разработать конспекты по развитию речи во 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Критерии оценки. Критериями оценки моей деятельности считаю показатели диагностического обследования детей по развитию речи.

  Модель деятельности. Мною была построена следующая модель деятельности:

    • Диагностическое обследование детей по разделу программы «Развитие речи». Анализ результатов.
    • Разработка критериев диагностического обследования детей по развитию речи в подготовительной к школе группе.
    • Изучение методической литературы и опыта других педагогов по проблеме.
    • Систематизация дидактических  игр и упражнений по развитию логического мышления и речи.
    • Применение игр и упражнений в работе.
    • Итоговая диагностика.
    • Анализ результатов.
    • Обобщение опыта.

График выполнения работ. Все мероприятия проводятся в течение пребывания детей в детском саду – 4 года.

Целевые группы. Мой опыт работы адресован возрастным группам. В первую очередь, он полезен детям. Применять на практике мой опыт могут родители и другие педагоги.

От достижения планируемых результатов выиграют, в первую очередь дети. Ведь хорошо развитые логическое мышление и  речь залог успешности в будущем. Это гарантия поступления в престижные школы, гимназии…

Ресурсное обеспечение проекта. Для реализации проекта необходимы кадровые ресурсы. Ведь, в первую очередь, все зависит от личности педагога, от его заинтересованности в развитии детей. Немаловажную роль в реализации проекта играют и материальные ресурсы, т.к. приобретение дидактических игр, методической литературы требует денежных затрат. На реализацию проекта требуется и время. Ежедневный кропотливый труд педагога, заинтересованность родителей и их помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Теоретическая база. Обзор литературы по теме курсовой работы.

  1. Оконь В. "Введение в общую дидактику'' Пер. С.Кольского. - М.Высшая школа, 1990г.
  2. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении" - М.Просвещение, 1992г.
  3. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М.Просвещение. 1991 г
  4. Эльконин Д.Б. "Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание" 1966г. 
    №3
  5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.
  6. История дошкольной педагогики, Москва "Просвещение" 1989г.
  7. Дошкольная педагогика, Москва "Просвещение" 1991г.
  8. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная 
    школа 1997 №2
  9. Щербинина Г.К. Сказка как средство воспитания. Начальная школа 1995 №3
  10. Степанова О.А. организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
  11. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения.
  12. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника.
  13. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.
  14. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях.
  15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.
  16. Виноградова Н.Ф.,Година Г.Н., Загик Л.В. Детский сад и семья.

Информация о работе Использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми по развитию речи